Дело №а-1337/2020
УИД 26RS0№-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Ширяева А.С.
при секретаре ФИО2
помощник судьи ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № к ФИО1 о восстановление срока на подачу искового заявления, о взыскании задолженности по налогам
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о восстановление срока на подачу искового заявления, о взыскании задолженности по налогам, обосновав свои требования тем что, мировым судьей судебного участка № <адрес>ФИО4ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ№а-749-28-505/18, которым с ФИО1 (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по заявлению Межрайонной ИНФС России № по <адрес> (далее – налоговый орган, административный истец) была взыскана задолженность по уплате: земельный налог физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 2620 руб. налог, 3.60 руб. пеня, за налоговый период 2016 года в размере 1569 руб. налог. Всего на основании указанного судебного приказа с налогоплательщика взыскано налогов, а также пеней в размере 4192.60 рублей.
Однако, в настоящее время обязанность по уплате указанных выше сумм налогов (страховых взносов), а также соответствующих пеней административным ответчиком не исполнена.
Согласно налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику произведено начисление сумм земельного налога физических лиц по участку (кадастровый №, адрес: <адрес>, СНТ тер. Промстровец-2, 308 ) за налоговый период 2016 года в размере 7844 рублей (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), за налоговый период 2014 года в размере 2620 рублей (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ).
Однако указанная обязанность не была исполнена административным ответчиком своевременно в полном объеме.
В связи с чем, налогоплательщику произведено начисление сумм пеней по земельному налогу физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 3.60 руб. пеня.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
Из содержания ст. 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.
Однако, в случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
При этом если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2. ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Административному ответчику в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в досудебном порядке направлялись требования № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате указанной выше задолженности по налогам и страховым взносам, которые налогоплательщиком оставлены без исполнения.
В последующем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Определение об отмене судебного приказа получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Ссылаясь на положение ст. 175, 178, 289, 290 КАС РФ просили суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения с административным исковым заявлением и взыскать с ФИО1 суммы неуплаченных земельный налог физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 2620 руб. налог, 3.60 руб. пеня, за налоговый период 2016 года в размере 1569 руб. налог.
Представитель административного истца в суд не явился, был извещен судом о дне, месте, времени судебного заседания заказной корреспонденцией.
Административный ответчик ФИО1 в суд не явилась, была извещена судом о дне, месте, времени судебного разбирательства по адресу указанному в иске: <адрес>. Согласно сведений из Управления по вопросам миграции МВД России по СК административный ответчик зарегистрирована, по указанному адресу. Административный ответчик об уважительности причин своей неявки не сообщила. В материалах дела имеется расписка об извещении административного ответчика о судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку судом были предприняты все меры, предусмотренные законом по извещению лиц, участвующих в деле, информация о времени и дне судебного заседания по каждому делу, назначенному для рассмотрения размещена на официальном сайте суда, а участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что мировым судьей судебного участка № <адрес>ФИО4ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ№а-749-28-505/18, которым с ФИО1 (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по заявлению Межрайонной ИНФС России № по <адрес> (далее – налоговый орган, административный истец) была взыскана задолженность по уплате: земельный налог физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 2620 руб. налог, 3.60 руб. пеня, за налоговый период 2016 года в размере 1569 руб. налог. Всего на основании указанного судебного приказа с налогоплательщика взыскано налогов, а также пеней в размере 4192.60 рублей.
Однако, в настоящее время обязанность по уплате указанных выше сумм налогов (страховых взносов), а также соответствующих пеней административным ответчиком не исполнена.
В соответствии с пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ налогоплательщики, а также плательщики страховых взносов, обязаны уплачивать законно установленные налоги и страховые взносы.
Из содержания положений ст. 38, 357, 358, 388, 389, 400, 401 НК РФ следует, что объектами обложения транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц являются факт регистрации физическим лицом транспортного средства либо соответственно наличия в собственности физического лица земельного участка или объекта недвижимости.
В силу норм ст. 360, 405, 393 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц является календарный год.
Согласно положениям ст. 52, 362, 396, 408 НК РФ обязанность по исчислению подлежащих уплате физическими лицами сумм транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога возложена на налоговые органы.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ)
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57). В то же время, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Согласно налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику произведено начисление сумм земельного налога физических лиц по участку (кадастровый №, адрес: <адрес>, СНТ тер. Промстровец-2, 308 ) за налоговый период 2016 года в размере 7844 рублей (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), за налоговый период 2014 года в размере 2620 рублей (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ).
Однако указанная обязанность не была исполнена административным ответчиком своевременно в полном объеме.
В силу норм п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В связи с чем, налогоплательщику произведено начисление сумм пеней по земельному налогу физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 3.60 руб. пеня.
В силу п. 1, 2, 8 ст. 69, 70 НК РФ при наличии налогоплательщика недоимки по уплате налогов (страховых взносов), соответствующих пеней и налоговых штрафов, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки ему направляется требование об уплате налогов (страховых взносов), пеней и штрафов, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пеней и налоговых санкций, которое подлежит исполнению в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
Из содержания ст. 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.
Однако, в случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
При этом если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2. ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Из положений ст. 286 КАС РФ следует, что органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование государственного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административному ответчику в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в досудебном порядке направлялись требования № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате указанной выше задолженности по налогам и страховым взносам, которые налогоплательщиком оставлены без исполнения.
В последующем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Определение об отмене судебного приказа получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В частности, уважительными причинами пропуска строка на обращение в суд с административным исковым заявлением является: своевременное принятие налоговым органом мер на досудебных стадиях взыскания налоговой задолженности, подтверждающих наличие воли на взыскание с административного ответчика сумм неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов) в принудительном порядке, позднее получение налоговым органом определения об отмене судебного приказа.
В силу правовой позиции, отраженной в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» сам по себе пропуск налоговым органом срока на обращение к мировому судье о вынесении судебного приказа при условии последующего вынесения судебного приказа и его отмены мировым судьей не может повлечь признание районным судом порядок взыскания неуплаченных обязательных платежей нарушенным, так как районный суд не вправе входить в обсуждение вопроса о соблюдении налоговым органом срока обращения с заявлением к мировому судье, так как этот срок должен был быть проверен мировым судьей при решении вопроса о выдаче судебного приказа.
Как указано выше административный ответчик в суд не явился, возражения относительно заявленных требований в суд не поступили, в том числе и по пропуску срока обращения с иском в суд. Стороной административного ответчика доказательств, опровергающих доводы представителя истца и контррасчет, суду не представлены.
Расчет, составленный истцом, не был оспорен административным ответчиком и не вызывает у суда сомнений в правильности его составления, в связи с чем, суд принимает его во внимание и считает доказанным размер задолженности ответчика перед административным истцом.
В соответствии с указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; установлены нерабочие дни с 04.04.2020г. поЗО.04.2020г. В силу п.7 вышеуказанного указа Государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 4 по ДД.ММ.ГГГГ включительно функционирование этих органов. Ввиду этого функционирование налогового органа осуществлялось не в полной мере. В этой связи изменен порядок и сроки отправки почтовой корреспонденции, ее регистрации в судах, а также режим работы судов и налоговых органов. Данная позиция подтверждается "Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N Г" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для подачи иска в суд, признавая его пропущенным по уважительной причине, и находит законные основания для удовлетворения требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Поскольку налоговые органы в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суд, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № к ФИО1 о восстановление срока на подачу искового заявления, о взыскании задолженности по налогам- удовлетворить.
Административному истцу Межрайонной ИФНС России № восстановить срок для подачи искового заявления к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам.
Взыскать с ФИО1 суммы неуплаченных земельный налог физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 2620 руб. налог, 3.60 руб. пеня, за налоговый период 2016 года в размере 1569 руб. налог.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Судья подпись А.С. Ширяев