ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-133/17 от 08.11.2017 Сапожковского районного суда (Рязанская область)

Дело а-133/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2017 года р.<адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кокидько П.П. при секретаре Петруниной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес> дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природопользования <адрес> о признании бездействия Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов незаконным и возложении обязанности установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов: <адрес>, ручей Чермошня, расположенных на территории <адрес> и направлении сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц Министерству природопользования <адрес> о признании бездействия Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов незаконным и возложении обязанности установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов: <адрес>, ручей Чермошня, расположенных на территории <адрес> и направлении сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, установив административным ответчикам для совершения указанных действий срок 1 год, указав в обоснование иска, что <адрес> проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон. В ходе проверки исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления водного законодательства установлено, что на терри­тории <адрес> протекают следующие водотоки: <адрес>, руч. Чермошня. Согласно сообщений Министерства природопользования <адрес> Министерством природопользования <адрес> границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов и государственный водный ре­естр не вносились. Согласно сведений отдела водных ресурсов по <адрес> Москов­ско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов государственный водный реестр не содержит сведения по форме 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов» на водные объекты: <адрес>, руч. Чермошня. Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвра­щения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водо­емов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и при­брежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использо­ванию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ре­сурсов и среды их обитания.<адрес> своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, отложить судебное заседание не просил, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие прокурора

Представитель административного ответчика- Министерства природопользования <адрес> своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, отложить судебное заседание не просил, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый граж­данин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от не­гативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, му­ниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, нахо­дятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Феде­рации.Согласно ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государст­венной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществле­нию мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федераль­ной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 ВК РФ Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объек­та) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавлива­ется специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных био­логических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление на местности гра­ниц водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объек­тов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществ­ляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.На основании ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, за­сорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципаль­ных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в со­ответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.Согласно пп. б, п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, ут­вержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, мероприя­тия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.На основании п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, ут­вержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, мероприя­тия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами уста­новления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защит­ных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил уста­новления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защит­ных полос водных объектов».В соответствии с п.З «Правил установления на местности границ водоох­ранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвер­жденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибреж­ных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и располо­женных на территориях субъектов Российской Федерации.Согласно п. 4 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в целях установ­ления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:а)определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защит­
ной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного
кодекса Российской Федерации;
б)описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;в)отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов на картографических материалах;
г)установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Согласно п.п. 5, 6 «Правил установления на местности границ водоохран­ных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представ­ляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государст­венный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государствен­ного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.На основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ министерство лесного хозяйства <адрес> пере­именовано в министерство природопользования <адрес> и реоргани­зовано путем присоединения к нему министерства природопользования и эко­логии <адрес>. Полномочия министерства природопользования и экологии <адрес> переданы министерству природопользования Ря­занской области.Согласно п.п. 9, п. 1 гл. III Положения о министерстве природопользования и экологии <адрес>, утвержденное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134, к полномочиям министерства относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области вод­ных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, а именно: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собст­венности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, нахо­дящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязан­ской области; участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес>.Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвра­щения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водо­емов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и при­брежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использо­ванию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ре­сурсов и среды их обитания. Однако в нарушение вышеуказанного законодательства границы водоох­ранных зон и прибрежных защитных полос водотоков: <адрес>, руч. Чермошня, протекающих на территории <адрес> не установле­ны.В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Таким образом, непринятие должных мер со стороны Министерства природопользования <адрес>, направленных на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанных водотоков в границах муниципального обра­зования - Сапожковский муниципальный район, как на картографических ма­териалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специ­альных информационных знаков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон. В ходе проверки установлено, что на терри­тории <адрес> протекают следующие водотоки: <адрес>, руч. Чермошня. Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос данных водных объектов в государственный водный ре­естр не вносились и данный реестр не содержит сведения по форме 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов» на водные объекты: <адрес>, руч. Чермошня.Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными письменными доказательствами: сообщением Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №ИА/9-5411, сообщением Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №В/9-8429, сообщением Московско-Окского бассейнового водного управления от 13.02.2017г , сообщением Московско-Окского бассейнового водного управления от 18.09.2017г . Анализируя вышеприведенные положения и исследованные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и при­брежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использо­ванию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ре­сурсов и среды их обитания.Суд считает, что Министерство природопользования <адрес> обязано принять меры к установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанных водотоков в границах муниципального обра­зования - Сапожковский муниципальный район, как на картографических ма­териалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специ­альных информационных знаков, а его бездействие, выразившееся в не установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос незаконно. Суд находит, что административный иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.Решая вопрос об установлении срока для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водотоков: <адрес>, руч. Чермошня, протекающих на территории <адрес> суд с учетом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым установить срок проведения работ -1 год.На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судР Е Ш И Л:Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.Признать бездействие Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов незаконным.

Обязать Министерство природопользования <адрес> установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов: <адрес>, ручей Чермошня, расположенных на территории <адрес> и направить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, установив срок для совершения указанных действий – 1 (один) год со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:подпись.

Копия верна.

Судья: П.П. Кокидько