Дело №а-133/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года р.<адрес>
Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кокидько П.П. при секретаре Петруниной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес> дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природопользования <адрес> о признании бездействия Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов незаконным и возложении обязанности установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов: <адрес>, ручей Чермошня, расположенных на территории <адрес> и направлении сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц Министерству природопользования <адрес> о признании бездействия Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов незаконным и возложении обязанности установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов: <адрес>, ручей Чермошня, расположенных на территории <адрес> и направлении сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, установив административным ответчикам для совершения указанных действий срок 1 год, указав в обоснование иска, что <адрес> проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон. В ходе проверки исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления водного законодательства установлено, что на территории <адрес> протекают следующие водотоки: <адрес>, руч. Чермошня. Согласно сообщений Министерства природопользования <адрес> Министерством природопользования <адрес> границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов и государственный водный реестр не вносились. Согласно сведений отдела водных ресурсов по <адрес> Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов государственный водный реестр не содержит сведения по форме 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов» на водные объекты: <адрес>, руч. Чермошня. Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.<адрес> своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, отложить судебное заседание не просил, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие прокурора
Представитель административного ответчика- Министерства природопользования <адрес> своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, отложить судебное заседание не просил, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.Согласно ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 ВК РФ Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.На основании ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.Согласно пп. б, п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.На основании п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».В соответствии с п.З «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.Согласно п. 4 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:а)определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защит
ной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного
кодекса Российской Федерации;б)описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;в)отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов на картографических материалах;г)установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.Согласно п.п. 5, 6 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.На основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ министерство лесного хозяйства <адрес> переименовано в министерство природопользования <адрес> и реорганизовано путем присоединения к нему министерства природопользования и экологии <адрес>. Полномочия министерства природопользования и экологии <адрес> переданы министерству природопользования Рязанской области.Согласно п.п. 9, п. 1 гл. III Положения о министерстве природопользования и экологии <адрес>, утвержденное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134, к полномочиям министерства относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязанской области; участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес>.Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Однако в нарушение вышеуказанного законодательства границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водотоков: <адрес>, руч. Чермошня, протекающих на территории <адрес> не установлены.В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Таким образом, непринятие должных мер со стороны Министерства природопользования <адрес>, направленных на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанных водотоков в границах муниципального образования - Сапожковский муниципальный район, как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> протекают следующие водотоки: <адрес>, руч. Чермошня. Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос данных водных объектов в государственный водный реестр не вносились и данный реестр не содержит сведения по форме 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов» на водные объекты: <адрес>, руч. Чермошня.Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными письменными доказательствами: сообщением Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №ИА/9-5411, сообщением Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №В/9-8429, сообщением Московско-Окского бассейнового водного управления от 13.02.2017г №, сообщением Московско-Окского бассейнового водного управления от 18.09.2017г №. Анализируя вышеприведенные положения и исследованные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.Суд считает, что Министерство природопользования <адрес> обязано принять меры к установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанных водотоков в границах муниципального образования - Сапожковский муниципальный район, как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков, а его бездействие, выразившееся в не установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос незаконно. Суд находит, что административный иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.Решая вопрос об установлении срока для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водотоков: <адрес>, руч. Чермошня, протекающих на территории <адрес> суд с учетом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым установить срок проведения работ -1 год.На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судР Е Ш И Л:Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.Признать бездействие Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов незаконным.
Обязать Министерство природопользования <адрес> установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов: <адрес>, ручей Чермошня, расположенных на территории <адрес> и направить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, установив срок для совершения указанных действий – 1 (один) год со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:подпись.
Копия верна.
Судья: П.П. Кокидько