ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-133/20 от 07.07.2020 Болховского районного суда (Орловская область)

дело а-133/2020РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Болховский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,

при секретаре Усовой Р.И.,

с участием административного ответчика Усачёва О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Усачёву О.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Усачеву О.О., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 8000 руб. и пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 руб. 86 коп., а всего взыскать 8025,86 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год с Усачева О.О. он обращался к мировому судье, которым был вынесен судебный приказ а-60/2020 от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный приказ был отменён ДД.ММ.ГГГГ.

По сроку ДД.ММ.ГГГГ Усачеву О.О. был начислен транспортный налог за 2018 год в сумме 8000 руб. за автомобиль Фольксваген PASSAT государственный регистрационный номер , мощностью 160 лошадиных сил.

С ДД.ММ.ГГГГ Усачев О.О. зарегистрирован в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». В личном кабинете налогоплательщика Усачева О.О. было размещено налоговое уведомление об уплате транспортного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, налог не был оплачен налогоплательщиком в установленный срок. В личном кабинете налогоплательщика Усачева О.О. было размещено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По указанному требованию Усачев О.О. должен был оплатить задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 8000 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 25,86 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, требование не было оплачено налогоплательщиком в указанный срок.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился. Административный истец извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик возражал против удовлетворения иска.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на имя Усачев О.О. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован автомобиль Фольксваген PASSAT государственный регистрационный номер

В личном кабинете налогоплательщика Усачева О.О. ДД.ММ.ГГГГ было размещено налоговое уведомление об уплате транспортного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8000 руб. за автомобиль Фольксваген PASSAT государственный регистрационный номер

В личном кабинете налогоплательщика Усачева О.О. ДД.ММ.ГГГГ было размещено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за автомобиль Фольксваген PASSAT государственный регистрационный номер до ДД.ММ.ГГГГ: транспортного налога в сумме 8000 руб. и пени в сумме 25,86 руб.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был отменен ранее выданный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-60/2020 о взыскании с Усачева О.О. в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 год в сумме 8025, 00 руб.

Возражая против требований налогового органа о взыскании транспортного налога за автомобиль Фольксваген PASSAT государственный регистрационный номер Н538АТ57, Усачев О.О. ссылался на то, что данный автомобиль был продан по договору купли -продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, факт продажи автомобиля в течение налогового периода не освобождает лицо от обязанности по уплате транспортного налога до момента снятия с учета транспортного средства в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 38 Налогового кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Факт государственной регистрациитранспортного средстване может рассматриваться как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога.

Вместе с тем, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Необходимо устанавливать, должен ли плательщик налога предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога, в частности обратиться за прекращением регистрации транспортного средства, и, если данные действия не осуществлены, необходимо проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого. Указанная правовая позиция сформулирована, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ14-5609.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ), утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как следует из пп.8.1 п.8 указанных Правил, регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца в случае утраты или хищения транспортного средства.

Из представленных в материалы дела документов усматривается следующее.

Согласно договору купли - продажи транспортного средства (прицепа, номерного агрегата) от ДД.ММ.ГГГГ Усачев О.О. продал ФИО5 автомобиль Фольксваген PASSAT государственный регистрационный номер , однако с учёта его не снял.

Доказательств, подтверждающих обращение Усачева О.О. в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета объекта налогообложения в судебное заседание не представлено, в связи с чем риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на административном ответчике, который является плательщиком транспортного налога.

Ввиду вышеизложенного, поскольку транспортное средство в 2018 году было зарегистрировано за Усачевым О.О., являлось объектом налогообложения, а в силу приведенных норм действующего законодательства Российской Федерации, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Довод административного ответчика об отсутствии оснований для начисления транспортного налога за 2018 год судом отклоняется, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в случае утраты транспортного средства лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию.

В материалах дела не имеется и суду не представлено сведений о том, что Усачев О.О., будучи налогоплательщиком транспортного налога, обращался в уполномоченные органы с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета после заключения договоров купли - продажи.

Доказательства наличия каких-либо объективных препятствий для своевременного прекращения регистрации транспортного средства в установленном законом порядке в материалах административного дела также отсутствуют.

Доводы административного ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отказа в иске.

Расчетзадолженности административным истцом по транспортному налогу основан на налоговом законодательстве, соответствует техническим характеристикам объектов налогообложения, выполнен арифметически верно и является правильным.

Административным ответчиком не представлено доказательств и расчётов, опровергающих доводы административного истца.

При указанных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче административного искового заявления административный истец был освобождён от уплаты государственной пошлины. В связи с этим в соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в размере 400,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> кУсачёву О.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Усачёва О.О., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 8000 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 рублей 86 копеек.

Взыскать с Усачёва О.О. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста ) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.А.Воропаева