Дело №а-1344/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 22 октября 2018 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.
с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасовой Э.Н.,
при секретаре Горобец М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации муниципального образования Виллозское городское поселение об обязании создать резерв материальных ресурсов и организовать его размещение,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации МО Виллозское городское поселение и указал, что прокуратурой района была проведена проверка по обеспечению антитеррористической защищенности территории поселений, готовности к ликвидации последствий в случае совершения преступлений террористической направленности, а также исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Виллозского городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения, а также номенклатура резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако, в муниципальном образовании Виллозское городское поселение резерв материальных ресурсов фактически не создан.
Прокурор, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», просил обязать администрацию муниципального образования Виллозское городское поселение создать резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Виллозское городское поселение, а также обязать администрацию муниципального образования Виллозское городское поселение организовать размещение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка на территорию муниципального образования Виллозское городское поселение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Тарасова Э.Н. поддержала исковые требования по изложенным основаниям, просила установить срок для создания и размещения резерва материальных ресурсов до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала по иску.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок).
Согласно положениям пунктов 2, 3 и 4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Местные резервы материальных ресурсов, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются решением органов местного самоуправления.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом, их создавшим.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций (п. 5 Порядка).
В соответствии с п. 6 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках проводившейся проверки в сфере соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <адрес> в адрес главы местной администрации муниципального образования Виллозское городское поселение был направлен запрос о предоставлении информации:
- о реквизитах нормативно-правовых актов, которыми утвержден порядок создания, хранения, использования резерва материальных ресурсов, номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения;
- о фактическом наличии материальных средств, предусмотренных номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов в поселении ( с указанием материальных средств, которые отсутствуют и причин их отсутствия);
- место хранения резерва материальных ресурсов (материальных средств).
В ответ на указанный запрос главой местной администрации муниципального образования Виллозское городское поселение в адрес заместителя прокурора <адрес> было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией МО Виллозское городское поселение издано постановление № от 25.02.2014г. с изменениями от 03.05.2017г. «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Виллозское городское поселение».
Также в вышеуказанном письме было отмечено, что место хранения резерва материальных ресурсов организуется согласно принятому постановлению на базах и складах промышленных транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций. Администрацией МО Виллозское городское поселение в настоящее время согласно примерной форме номенклатуры объема резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, разрабатываются нормативно-правовые документы (договоры) на хранение материальных ресурсов.
Постановлением администрации муниципального образования Виллозское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ определены Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления утверждают номенклатуру и объемы создаваемых запасов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяют круг лиц, ответственных за создание резервов материальных ресурсов, их хранение, использование и последующее восполнение.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утвержденного постановлением администрации МО Виллозское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№, функции по созданию, размещению, хранению и восполнению резерва возлагаются на МО Виллозское городское поседение.
Как предусмотрено пунктами 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления городского поселения возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктами 7 и 21 части 1 статьи 15 вышеуказанного ФЗ №, на органы местного значения муниципального района возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организации и осуществлении мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При таком положении, учитывая то обстоятельство, что обязанность по обеспечению созданию, размещению, хранению и восполнению резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Виллозское городское поселение, возложена законодателем на ответчика, а ее несоблюдение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Таким образом, одним из важнейших принципов организации и ведения гражданской обороны является принцип заблаговременного проведения мероприятий по подготовке к защите населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе по созданию, хранению, использованию и последующему восполнению резервов материальных ресурсов.
Однако, в муниципальном образовании Виллозское городское поселение резерв материальных ресурсов фактически не создан, доказательств обратного суду не представлено.
Тем самым, отсутствие резерва материальных ресурсов в объеме и наименованиях, предусмотренных Номенклатурой, непринятие своевременных мер по восполнению (созданию) резерва до нормативных значений, вопреки требованиям нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, свидетельствует о правомерности требований прокурора и наличии оснований для их удовлетворения судом.
Отсутствие резервов материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории поселения не позволит выполнить аварийно-спасательные и другие неотложные работы по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Более того, в случае совершения преступлений террористической направленности отсутствие резервов материальных ресурсов осложнит процесс ликвидации последствий преступлении террористической направленности, иных тяжких преступлений. Данные нарушения создают предпосылки для нарушения законных прав и интересов граждан, которые в будущем могут попасть в зоны возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, прокурор <адрес> правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан, проживающих на территории субъекта, в целях обеспечения их защиты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что согласуется с положениями статей 3 и 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», предусматривающих основные цели данного закона и принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Виллозское городское поселение создать резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Виллозское городское поселение в срок до 01 июня 2019 года.
Обязать администрацию муниципального образования Виллозское городское поселение организовать размещение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах, предназначенных для их хранения, и откуда возможна их оперативная доставка на территорию муниципального образования Виллозское городское поселение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.Н. Михайлова