ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1345/18 от 22.10.2018 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело а-1345/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов 22 октября 2018 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.

с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасовой Э.Н.,

при секретаре Горобец М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании создать резерв материальных ресурсов и организовать его размещение,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> и указал, что прокуратурой района была проведена проверка по обеспечению антитеррористической защищенности территории поселений, готовности к ликвидации последствий в случае совершения преступлений террористической направленности, а также исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> от 01.03.2012г. утвержден порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения, а также номенклатура резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако, в администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> резерв материальных ресурсов фактически не создан.

Прокурор, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», просил обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> создать резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение, а также обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> организовать размещение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка на территорию муниципального образования Ропшинское сельское поселение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 поддержала исковые требования по изложенным основаниям, просила установить срок для создания и размещения резерва материальных ресурсов до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала по заявленным требованиям.

Представитель третьего лица местной администрации муниципального образования Ропшинское сельское поселение ФИО5, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал по иску.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок).

Согласно положениям пунктов 2, 3 и 4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Местные резервы материальных ресурсов, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются решением органов местного самоуправления.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом, их создавшим.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций (п. 5 Порядка).

В соответствии с п. 6 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках проводившейся проверки в сфере соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <адрес> в адрес главы

администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> был направлен запрос о предоставлении информации:

- о реквизитах нормативно-правовых актов, которыми утвержден порядок создания, хранения, использования резерва материальных ресурсов, номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения;

- о фактическом наличии материальных средств, предусмотренных номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов в поселении ( с указанием материальных средств, которые отсутствуют и причин их отсутствия);

- место хранения резерва материальных ресурсов (материальных средств).В ответ на указанный запрос главой администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> в адрес заместителя прокурора <адрес> было направлено письмо от 01.06.2018г., согласно которому администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> издано постановление от 01.03.2012г. «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес>».

Также в вышеуказанном письме было отмечено, что место хранения резерва материальных ресурсов организуется согласно принятому постановлению на базах и складах промышленных транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций. Администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> в настоящее время согласно примерной форме номенклатуры объема резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, разрабатываются нормативно-правовые документы (договоры) на хранение материальных ресурсов.

Постановлением администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определены Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления утверждают номенклатуру и объемы создаваемых запасов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяют круг лиц, ответственных за создание резервов материальных ресурсов, их хранение, использование и последующее восполнение.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, функции по созданию, размещению, хранению и восполнению резерва возлагаются на органы местного самоуправления.

Как предусмотрено пунктами 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления городского поселения возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктами 7 и 21 части 1 статьи 15 вышеуказанного ФЗ , на органы местного значения муниципального района возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организации и осуществлении мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При таком положении, учитывая то обстоятельство, что обязанность по обеспечению созданию, размещению, хранению и восполнению резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение, возложена законодателем на ответчика, а ее несоблюдение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Таким образом, одним из важнейших принципов организации и ведения гражданской обороны является принцип заблаговременного проведения мероприятий по подготовке к защите населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе по созданию, хранению, использованию и последующему восполнению резервов материальных ресурсов.

Однако, в муниципальном образовании Ропшинское сельское поселение резерв материальных ресурсов фактически не создан, доказательств обратного суду не представлено.

Тем самым, отсутствие резерва материальных ресурсов в объеме и наименованиях, предусмотренных Номенклатурой, непринятие своевременных мер по восполнению (созданию) резерва до нормативных значений, вопреки требованиям нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, свидетельствует о правомерности требований прокурора и наличии оснований для их удовлетворения судом.

Отсутствие резервов материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории поселения не позволит выполнить аварийно-спасательные и другие неотложные работы по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Более того, в случае совершения преступлений террористической направленности отсутствие резервов материальных ресурсов осложнит процесс ликвидации последствий преступлении террористической направленности, иных тяжких преступлений. Данные нарушения создают предпосылки для нарушения законных прав и интересов граждан, которые в будущем могут попасть в зоны возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, прокурор <адрес> правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан, проживающих на территории субъекта, в целях обеспечения их защиты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что согласуется с положениями статей 3 и 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», предусматривающих основные цели данного закона и принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области создать резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение в срок до 01 июня 2019 года.

Обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области организовать размещение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах, предназначенных для их хранения, и откуда возможна их оперативная доставка на территорию муниципального образования Ропшинское сельское поселение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в срок до 01 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.10.2018 года.

Судья: Н.Н. Михайлова