ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1348/2021 от 16.07.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело а-1348/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 16 июля 2021 года

Брянский областной суд в составе:

судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Шалатоновой Т.С.

с участием прокурора Дзех К.А.,

представителя административного истца Зубова С.А., представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Редькина Владимира Александровича о признании недействующими отдельных пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции от 5 июля 2021 года № 1136)

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1136, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 10 июля 2021 года, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

В Перечень включены объекты недвижимого имущества, в том числе: нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 793); нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт принадлежащие на праве собственности Редькину В.А.

Редькин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень указанных объектов недвижимости, ссылаясь на то, что нежилые здания не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. По указанным основаниям просит признать недействующими с 1 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В судебном заседании представитель административного истца Зубов С.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что спорные здания используются Редькиным В.А. для хранения принадлежащего ему автотранспорта, используемого в предпринимательских целях. Оснований для включения объектов недвижимости в Перечень ни по предназначению, ни по фактическому использованию не имелось. Полагает также необоснованным включение нежилых зданий в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка «для размещения предприятий технического обслуживания автотранспорта, для иных видов жилой застройки», поскольку с учетом фактического использования земельного участка его следует отнести к коду 2.7.1 «Хранение автотранспорта. Размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9».

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом, процедура его утверждения и опубликования соблюдена. Оспариваемые положения Перечня соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здания включены в Перечень в качестве объектов бытового обслуживания, поскольку вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду 4.9 «обслуживание автотранспорта», предусматривающему (в первоначальной редакции) размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок, автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей.

Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Новодарковичского сельского Совета народных депутатов от 17 ноября 2015 года № 3-25-1 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории Новодарковичского сельского поселения налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции) управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и полномочен принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В силу части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка опубликования.

В Перечень объектов недвижимого имущества включены нежилые здания, принадлежащие на праве собственности Редькину В.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемых объектов недвижимости на предмет их соответствия федеральному и региональному законодательству, суд приходит к следующему.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 указанного Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).

В силу подпунктов 2 указанных правовых норм в качестве условий признания здания (строение, сооружение) предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо фактическое использование.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Кодекса).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании Перечня управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования Объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области; сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН; сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов); информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; результатов, указанных в актах обследований.

Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике.

Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения нежилых зданий в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что здания либо расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов торговли или бытового обслуживания, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий предусматривают или фактически используются для размещения указанных объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, спорные нежилые здания расположены на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «для размещения предприятий технического обслуживания автотранспорта, для иных видов жилой застройки», который поставлен на кадастровый учет 11 апреля 2013 года и принадлежащий на праве собственности Редкину В.А. на основании договора купли-продажи от 29 сентября 2020 года.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

На момент определения Перечня действовал классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.

До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

В данном случае вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, не соответствует указанным пунктам Методических указаний.

Суд считает, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует и описанию видам разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 «бытовое обслуживание» классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, предусматривающим размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Новодарковичского сельского поселения Брянского района Брянской области земельный участок с кадастровым номером относится к территориальной зоне Т1-зона объектов автомобильного транспорта, в которой к основным видам разрешенного использования относятся: хранение автотранспорта (код 2.7.1); служебные гаражи (4.9), заправка транспортных средств (4.9.1.1) обеспечение дорожного отдыха (4.9.1.2), автомобильные мойки (4.9.1.3) ремонт автомобилей (4.9.1.4).

Указанные коды не предусматривают размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в приведенном выше описании вида с кодом 3.3 названного классификатора.

Следует учесть, что вид разрешенного использования «для размещения предприятий технического обслуживания автотранспорта» не позволяет однозначно отнести земельный участок к числу участков предназначенных для размещения объектов бытового обслуживания. Так в главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации содержание понятия "объект бытового обслуживания" не раскрыто. Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абз. 3 преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Однако вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, следовательно, с учетом предписаний пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика суд считает, что оснований для включения спорных зданий в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, не имелось.

При таком положении спорные здания могли быть включены в Перечень при установлении фактического использования для предоставления бытовых услуг гражданам. Между тем, из актов проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилых зданий, составленных по состоянию на 9 июня 2020 года, следует, что здания под размещение офисов, торговых объектов или объектов бытового обслуживания не используются.

Оснований для включения спорных нежилых зданий в Перечень исходя из предназначения согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и технической документации также не имеется.

Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет 14 апреля 2020 года. Нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером имеет наименование «универсальное здание», нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером «контрольно-технический пункт».

Представленные административным истцом технические планы зданий, составленные 24 марта 2020 года, не содержат данных о предназначении зданий для размещения офисов, торговых объектов или объектов бытового обслуживания.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности административным ответчиком предусмотренных законом оснований для включения нежилых зданий в Перечень 2021 года и соответственно удовлетворении административного искового заявления.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что приказ управления имущественных отношений Брянской области имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений недействующими с 1 января 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Редькина Владимира Александровича удовлетворить.

Признать недействующими с 1 января 2021 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа от 5 июля 2021 года № 1136).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2021 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева