Дело №а-138/2021 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 2021 года г. Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Загитовой Л.В. при секретаре Набиуллиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 о признании незаконным решения о возврате документов без рассмотрения, Заинтересованные лица: кадастровый инженер ФИО3, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ФИО4, установил: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2 о признании незаконными действия государственного регистратора Управления Росреестра по РТ ФИО2, выразившиеся в принятии решения о возврате документов без рассмотрения в отношении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №:12, восстановлении нарушенного права путем повторного рассмотрения заявления. В обоснование требований административным истцом указано, что решением Зеленодольского городского суда РТ по гражданскому делу № от 15.10.2019 по иску ФИО5, ФИО1 к ФИО4, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о включении в состав наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, было постановлено, в том числе: признать за ФИО1 право собственности на 1/2 долю жилого дома лит.А, А1, а, инвентарный № площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) – 64,7 кв.м, общей площадью жилого помещения – 48,3 кв.м, из нее жилой – 30,2 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, на 1/2 долю гаража лит.Г, бани лит.Г 1, предбанника лит.Г2 по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>, и на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок площадью 549 кв.м по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО6, умершей 07.11.2015. Затем, на основании указанного решения суда, вступившего в законную силу 22.11.2019, кадастровым инженером ООО «...» ФИО3 был подготовлен межевой план в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №:12 по адресу: <адрес>, <адрес>, с которым ФИО1 обратился в Управление Росреестра по РТ для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Однако получил уведомление от 03.09.2020 о возврате документов без рассмотрения с указанием причины: якобы, было выявлено, что представленный XML-файл не соответствует требованиям пункта 5 XML-схемы, используемой для формирования XML-документа – межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от 06.04.2016 № П/0159. В представленном XML-файле присутствует недопустимое значение, а именно – CodeDocument 558221000000. Административный истец считает ответ государственного регистратора незаконным, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, по которому административный ответчик был привлечен в качестве третьего лица. Заявление о кадастровом учете изменений подписывалось в том числе и заинтересованным лицом по делу ФИО4, которая является наследником, что подтверждается справкой нотариуса Зеленодольского нотариального округа РТ ФИО7 от 05.10.2016 №7-4175. 08.12.2020 протокольным определением в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер ООО «...» ФИО3 (л.д.62). 24.12.2020 протокольным определением в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (л.д.72). В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующий по доверенности (л.д.9), на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. В судебное заседание представитель административного ответчика Управление Росреестра по Республике Татарстан не явился, извещены надлежащим образом, представлен отзыв на административное исковое заявление (л.д.53-54), согласно которому просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, поясняют, что не признают требования по следующим основаниям. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентирован Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером №:12, адрес: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, имеет уточненную площадь 1144 кв. м. в соответствии с решением об утверждении проекта границ и формировании земельного участка № от 04.07.2007 (право собственности не зарегистрировано). Заявителями ФИО4, ФИО1 по заявлению № от 28.08.2020 были представлены документы на осуществление действий по государственному кадастровому учету на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером №:12 общей площадью 549 кв. м, адрес: <адрес>, <адрес>. По данному заявлению 03.09.2020 государственным регистратором ФИО2 принято решение о возврате документов без рассмотрения на основании ч. 1 ст.25 Закона о регистрации по причине, что такие заявления и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующему формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. При поступлении заявления № от 28.08.2020 в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, МО «<адрес>», <адрес>, было выявлено, что представленный ХМL-файл не соответствует требованиям пункта 5 ХМL-схемы, используемой для формирования ХМL-документа — межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от 06.04.2016 № П/0159. В представленном ХМL-файле присутствует недопустимое значение, а именно - CodeDocument 558221000000. С целью получения надлежащим образом оформленного документа для осуществления государственного кадастрового учета государственным регистратором было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру. Дополнительно сообщается, что в акте согласования границ на дату составления межевого плана от 10.01.2020 границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:010613:12 не согласованы собственниками. Согласно ст.25 Закона о регистрации орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; 1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 Закона о регистрации; 2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание; 3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем; 4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 Закона о регистрации; 5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возврат документов без рассмотрения был сделан органом регистрации прав из-за ошибок, допущенных кадастровым инженером при составлении технического плана. Учитывая вышеизложенное, возврат документов государственным регистратором был осуществлен в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, решение о возврате документов без рассмотрения не лишает заявителя права обратиться в орган регистрации права с заявлением и документами, соответствующими требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Правовая экспертиза и принятие соответствующего процессуального решения осуществляется государственным регистратором, исходя из совокупности представленных документов, имеющихся сведений. В судебное заседание административный ответчик государственный регистратор Управления Росресстра по Республике Татарстан ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, ранее представлено возражение на административное исковое заявление (л.д.58-59), согласно которому просит в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям: 1) Орган регистрации прав осуществляет государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) и иными федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок осуществления государственной регистрации прав определен в статье 29 Закона о регистрации и включает в себя: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 Закона о регистрации; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в ЕГРН установленных Законом о регистрации сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении, об отказе или о прекращении государственной регистрации прав, при наличии оснований, предусмотренных Законом о регистрации; выдачу документов. 28 августа 2020 года в Управление Росреестра по РТ обратились ФИО4 и ФИО1 с заявлением № об осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений площади земельного участка и (или) изменений описания местоположения его границ в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:49:010613:12, расположенного по адресу: РТ, <адрес> приложением межевого плана от 18.08.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 03 сентября 2020 года по указанному заявлению государственным регистратором было принято решение о возврате документов без рассмотрения на основании ч.1 ст.25 Закона о регистрации по причине того, что такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, поскольку выявлено, что представленный файл не соответствует требованиям п.5 ХМL-схемы, используемой для формирования ХМL-документа межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от 06.04.2016 №П/0159, а именно в представленном ХМL-файле недопустимое значение CodeDocument -558221000000-CodeDocument. Принятие соответствующего решения осуществляется государственным регистратором исходя из совокупности представленных документов, имеющихся сведений, а также необходимой информации. Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочих, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведенных кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории). Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 установлен Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 № 40613), пункт 3 которого устанавливает, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя; пункт 5 закрепляет, что в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в форме документа на бумажном носителе межевой план, технический план, карта-план территории, акт обследования представляются на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на электронном носителе информации (например, оптический компакт-диск USB Flash Drive); пунктом 9 которого предусмотрено, что необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов: - в виде файлов в формате ХМL-документов, созданных с использованием ХМL-схем, обеспечивающих считывание и контроль представленных данных; - в виде электронных образов документов в формате РВF. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 утверждены формы и состав Введений межевого плана, требования к его подготовке (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 № 40651), пунктом 4 которого установлено, что межевой план подготавливается в традиционной форме электронного документа в виде ХМL-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате ХМL (далее - ХМL-документ), созданных с использованием ХМL-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований. Приказом Росреестра от 10.07.2015 №П/367 «Об организации работ по представлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа» предусмотрено, что в графе «Код элемента» указывается сокращенное наименование (код) описываемого элемента ХМL-схемы (пункт 3). Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.04.2016 № П/0159 внесены изменения в приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 № П/367 «Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа», главой 4 которого установлены общие требования к заполнению межевого плана в формате ХМL. В п. 4.11 вышеназванного Приказа указано, что Сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Росреестра от 12.10.2011 № П/389 (далее - Приказ №П/389). При этом в целях оказания информационной помощи кадастровому инженеру была направлена полная информация о причинах, которые даже в случае принятия документов к рассмотрению могли воспрепятствовать осуществлению кадастрового учета, а именно - отсутствует какой-либо правоустанавливающий документ в отношении спорного земельного участка ФИО4 Кроме того, возврат документов без рассмотрения не является препятствием для повторного обращения за государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрации права. В предмет доказывания по делу о признании действий незаконными входят обстоятельства, связанные с нарушением требований закона при осуществлении государственного кадастрового учета изменений. Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства несоответствия действий действующему законодательству, в административном иске отсутствуют какие-либо доводы в этой части. В рассматриваемом случае отсутствует одно из необходимых условий для признания действий незаконными - нарушенные нормы действующего законодательства при принятии решения о возврате документов. В судебном заседании заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО3 поддержала требования административного истца, пояснив, что при составлении межевого плана ею рассматривались правоустанавливающие документы: решение суда, справка, архивная выписка. В программе, в которой она работает, где записывается информация межевого плана на СD-диск, каждому документу соответствует свой код, который выбирается в программе, все коды верные, и ею перепроверены. Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.80). Представитель заинтересованного лица исполнительный комитет ЗМР РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.82), представителем ФИО9, действующей по доверенности, представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что к исполкому ЗМР РТ требований не заявлено, документы, направленные истцом в Росреестр, в том числе межевой план, исполком не оформлял, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя исполкома ЗМР, решение по делу оставляет на усмотрение суда (л.д.84). В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся административного истца с участием его представителя, представителя административного ответчика Управления Росресстра по Республике Татарстан, административного ответчика государственного регистратора Управления Росресстра по Республике Татарстан ФИО2, заинтересованного лица ФИО4, представителя заинтересованного лица исполнительный комитет ЗМР РТ. Выслушав пояснения представителя административного истца, заинтересованного лица кадастрового инженера ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу пункта 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Разрешая административный спор по данной категории дел, суд, в силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьями 35, 36 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании установлено следующее. Решением Зеленодольского городского суда РТ от 15.10.2019 по делу № исковые требования ФИО1 удовлетворены. Судом постановлено: Признать за ФИО1 право собственности на 1/2 долю жилого дома лит.А, А1, а, инвентарный №, площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) – 64,7 кв.м, общей площадью жилого помещения – 48,3 кв.м, из нее жилой – 30,2 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, на 1/2 долю гаража лит.Г, бани лит.Г 1, предбанника лит.Г2 по адресу: <адрес>, <адрес>, и на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок, площадью 549 кв.м по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО6, умершей 07.11.2015. Решение вступило в законную силу 22.11.2019 (л.д.12-15). На основании указанного решения суда кадастровым инженером ООО «...» ФИО3 был подготовлен межевой план (л.д.17-38) в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №:12, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что получив записанный на диск межевой план, ФИО1 совместно с ФИО4, обратился в Управление Росреестра по РТ для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка. 03.09.2020 государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2, в соответствии п.1 ст.25 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вынесено уведомление ФИО4, ФИО1 о возврате без рассмотрения документов, приложенных к заявлению на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №:12, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, представленных 28.08.2020 №. Согласно п.1 ст.25 Закона о регистрации, такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. При поступлении заявления от 28.08.2020 № в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, было выявлено, что представленный файл не соответствует требованиям п.5 ХМL-схемы, используемой для формирования ХМL-документа межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от 06.04.2016 №П/0159, а именно, в представленном ХМL-файле недопустимое значение CodeDocument-558221000000-CodeDocument. С целью получения надлежащим образом оформленного документа для осуществления государственного кадастрового учета рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру (л.д.11). Данная информация была передана государственным регистратором кадастровому инженеру, сообщено, что с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, форма и (или) содержание представленного документа не соответствует требованиям Российского законодательства, а именно: представленный межевой план по форме и (или) содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 – в составе межевого плана отсутствует документ, подтверждающий полномочия на согласование границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №:12 (л.д.16). Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно статьи 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2). В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости (часть 4). В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ. Следовательно, вступившее в законную силу решение Зеленодольского городского суда РТ по делу № от 15.10.2019, является основанием для регистрации права долевой собственности за ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №:12. Кроме того, к обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения данного административного дела, наряду с вышеуказанными, относится тот факт, что заявление о кадастровом учете изменений подписывалось, в том числе и заинтересованным лицом ФИО4, которая в свою очередь, также является наследником имущества после смерти ФИО6, умершей 07.11.2015, что подтверждается справкой нотариуса Зеленодольского нотариального округа РТ ФИО12№ от 26.02.2020 (л.д.30), а также исследованными судом доказательствами при рассмотрении гражданского дела №. На основании части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. При этом, согласно части 3 статьи 58 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, а в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом. Порядок предоставления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка предоставления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015 №883. В силу частей 1, 4 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. На основании пункта 8 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В силу пункта 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Требования к подготовке межевого плана, форме и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года №921, в соответствии с пунктом 18 которых межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Приказом Росреестра от 10.06.2015 №П/367 (редакция от 06.04.2016) «Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета заявления о государственном учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа» утверждена XML-схема, используемая для формирования XML-документа – межевого плана земельного участка в форме электронного документа, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках, который состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-пакет (далее – Пакет). Один документ соответствует одному Пакету. В один Пакет должен всегда входить XML-файл, содержащий сематические сведения документа, и один или несколько файлов графических разделов межевого плана и (или) документов Приложения. Имя Пакета должно иметь также уникальный набор символов, соответствующий GUID, указанный в XML-файле (MP/@ GUID), который присваивается файлу каждый раз при передаче файла в орган кадастрового учета. Формат представления документов в электронном виде указан в пункте 9 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, установленного Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883, согласно которому необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов: в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных (пункт 1); в виде электронных образов документов в формате PDF (пункт 2). В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения установлены статьей 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно пункту 1 которой, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Между тем, положения статей 25, 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривают возврат документов, которые были представлены в формате, обеспечивающем их считывание. Управление Росреестра в уведомлении о возврате документов без рассмотрения указало, что представленный файл не соответствует требованиям пункта 5 ХМL-схемы, используемой для формирования ХМL-документа межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от 06.04.2016 №П/0159, а именно, в представленном ХМL-файле имеется недопустимое значение CodeDocument-558221000000. При этом кадастровому инженеру, было сообщено, что в составе межевого плана отсутствует документ, подтверждающий полномочия на согласование границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 16:49:010613:12 (л.д.16). Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии со статьей 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1). Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (часть 2). Из материалов дела следует, что акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №:12 подписан смежными землепользователями, в том числе 30.07.2020 ФИО4 (л.д.27-оборот, 28-оборот, 29-оборот). Поскольку представленный заявителем межевой план был загружен кадастровым инженером в формате электронного документа в виде XML-документа и оформлен в виде файла в установленной форме, обеспечивающих считывание и контроль документов, решение регистрирующего органа противоречит вышеуказанным требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, но не основанием для возврата документов без рассмотрения. В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Вместе с тем, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу не была доказана законность оспариваемого ФИО1 решения о возврате документов без рассмотрении в отношении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №:12. Фактически Управлением Росреестра по РТ не было выявлено несоответствие представленных ФИО1 документов, следовательно, возврат заявления без рассмотрения является неправомерным. Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В данном случае действиями государственного регистратора Управления Росреестра по РТ ФИО2 нарушены права и законные интересы ФИО1 на осуществление государственной регистрации права собственности на имущество на основании вступившего в законную силу решения суда. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также приведенные нормы права, требования административного истца, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил: административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Признать незаконными действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2, выразившиеся в принятии решения о возврате документов без рассмотрения в отношении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №:12, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан повторно рассмотреть документы, приложенные к заявлению на осуществление государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером №:12, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 02.02.2021. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья: подпись |