Дело №OS0№-43
Производство №а-13/2024
Категория 011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 г. г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
при секретаре судебного заседания – Михайловой В.Г.,
с участием:
законного представителя административного истца – Козлова С.Г.,
представителя административного ответчика Правительства Севастополя – Зарытовской Е.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента городского хозяйства города Севастополя – Бондаренко А.Б.,
представителя заинтересованного лица Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» – Рошульской Т.П.,
прокурора – Скворцовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Региональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Защитим себя сами» к Правительству Севастополя, заинтересованные лица – Департамент городского хозяйства города Севастополя, Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя», о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Защитим себя сами» (далее также – РОО ОЗПП «Защитим себя сами», Общество), действуя через своего законного представителя – председателя правления Общества Козлова С.Г., в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском к Правительству Севастополя, в котором, с учетом уточнений, просит признать не соответствующим нормам части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 8 статьи 5 и части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации положения пункта 2.2 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21 марта 2016 г. № 197-ПП в редакции постановления Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП (далее, в том числе – Порядок), как нарушающие (в совокупности с пунктами 3, 4, 5, 17, 23, 25 Порядка) жилищные права, установленные частью 4.1 статьи 170 и частью 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – ЖК РФ), неопределенного круга лиц – бытовых потребителей жилищных услуг – собственников жилых помещений многоквартирных домов города Севастополя на самостоятельное принятие в любое время решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований указано, что нормами части 4.1 статьи 170 и части 2 статьи 189 ЖК РФ гражданам предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме раньше сроков на его проведение, установленных Правительством Севастополя в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Однако в соответствии с положениями пункта 2.2 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21 марта 2016 г. № 197-ПП в редакции постановления Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП, такое право принадлежит комиссии органа исполнительной власти, что, соответственно, нарушает права граждан на самостоятельное принятие решения о проведении капитального ремонта в более ранний период. В связи с этим считает положения пункта 2.2 Порядка не соответствующими нормам части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 8 статьи 5 и части 4 статьи 168 ЖК РФ и нарушающими жилищные права, установленные частью 4.1 статьи 170 и частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственников жилых помещений многоквартирных домов города Севастополя.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административных исков по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственной власти в пределах компетенции, в установленном порядке, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлен административный иск. Основанием для утверждения новой редакции Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включающей оспариваемый истцом пункт 2.2, являлось несоответствие действующего Порядка положениям приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 758/пр, от 4 августа 2014 г. № 427/пр, согласно которым на основании решений комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее, в том числе – Комиссия) в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, могут быть сокращены и (или) изменены виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также изменены сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленные региональной программой капитального ремонта.
Представители заинтересованных лиц – Департамента городского хозяйства города Севастополя и Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» также возражали против удовлетворения исковых требований, считая, что оспариваемый нормативный правовой не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав неопределенного круга лиц, в интересах которых подан административный иск.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о соответствии оспариваемого нормативного правого акта положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем считал иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
21 марта 2016 г. Правительством Севастополя принято постановление № 197-ПП, которым утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 21 марта 2016 г. № 197-ПП, в частности Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме изложен в новой редакции согласно приложению к постановлению.
Названный Порядок дополнен, в том числе, оспариваемым административным истцом положением, изложенным в пункте 2.2, согласно которому, с учетом пункта 2: «Настоящий Порядок применяется в случаях, предусматривающих: 2.2. Перенос срока, установленного региональной программой капитального ремонта, на более ранний период, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой капитального ремонта».
В совокупности с пунктами 3, 4, 5, 17, 23, 25 Порядка указанная норма определяет, что соответствующее решение об установлении необходимости (отсутствии необходимости) переноса срока капитального ремонта на более ранний период принимается постоянно действующей Комиссией, созданной Уполномоченным органом.
По мнению представителя административного истца, указанные положения пункта 2.2 Порядка нарушают права собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов города Севастополя на самостоятельное принятие решения о проведении капитального ремонта в более ранний период и противоречат правовым нормам, изложенным в части 4.1 статьи 170 и части 2 статьи 189 ЖК РФ, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее, в том числе – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
На отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ). Учитывая, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ), суд приходит к выводу о том, что правоотношения, связанные с капитальным ремонтом многоквартирного дома, регулируются, в том числе Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в связи с чем РОО ОЗПП «Защитим себя сами» имеет право на подачу в суд общей юрисдикции административного иска об оспаривании нормативного правового акта в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Проверяя соблюдение административным ответчиком требований, указанных в пункте 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, суд установил следующее.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации), регулирует, в том числе отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (пункты 11 и 11.1 части 1 и часть 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса российской Федерации).
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (здесь и далее – Устав города Севастополя, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), статьями 6, 7 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (здесь и далее – Закон о Правительстве Севастополя, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
Исходя из положений части 2 статьи 31, статей 24, 35 Устава города Севастополя, части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя» (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), статей 26, 28 Закона о Правительстве Севастополя, Правительство Севастополя, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Севастополя и в пределах своих полномочий: разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере, осуществляет в сфере городского хозяйства иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о Правительстве Севастополя установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством.
Постановление Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 21.03.2016 № 197-ПП «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» принято в соответствии с полномочиями Правительства Севастополя, как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти города Севастополя, установленными пунктом 1 статьи 17, части 1 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), частью 3 статьи 11, частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 35 Устава города Севастополя, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 8 Закона о Правительстве Севастополя, статьей 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», подпунктом «в» пункта 4 части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», подпункта 1 пункта 5.3 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24 ноября 2015 г. № 1084-ПП.
Во исполнение частей 1 и 7 статьи 36 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» постановление Правительства Севастополя № 287-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя (https://sevastopol.gov.ru) 6 июля 2022 г., вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования – 17 июля 2022 г.
Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры его принятия, правил введения нормативных правовых актов в действие, опубликования и вступления их в силу.
Проверяя соответствие оспариваемой части нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также факт нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Вопросы, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются статьями 166 - 191 раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 ЖК РФ).
Отношения, связанные с организацией обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее также – капитальный ремонт) на территории города Севастополя, в том числе порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта и требований к этой программе, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта регулирует Закон города Севастополя от 18 февраля 2015 г. № 118-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя», принятый Законодательным Собранием города Севастополя 10 февраля 2015 г. (далее – Закон города Севастополя от 18 февраля 2015 г. № 118-ЗС).
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона города Севастополя от 18 февраля 2015 г. № 118-ЗС к полномочиям Правительства Севастополя относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 12 статьи 8 Закона города Севастополя от 18 февраля 2015 г. № 118-ЗС).
В целях реализации названного Закона постановлением Правительства Севастополя от 23 июля 2015 г. № 672-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
21 марта 2016 г. Правительством Севастополя принято постановление № 197-ПП «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».
Постановлением Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП внесены изменения в вышеназванное постановление, Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме изложен в новой редакции согласно приложению к постановлению.
В частности, Порядок дополнен пунктом 2.2, согласно которому, с учетом положений пункта 2, данный порядок применяется в случаях, предусматривающих перенос срока, установленного региональной программой капитального ремонта, на более ранний период, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, в прежней редакции Порядка вопросы, связанные с возможностью и процедурой изменения (переноса) сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленные региональной программой капитального ремонта, урегулированы не были.
Вместе с тем, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации для собственников помещений многоквартирных домов предусмотрена возможность проведения капитального ремонта в более ранний период, чем это установлено региональной программой капитального ремонта.
Так, согласно положениям части 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Кроме того, положения частей 1 и 2 статьи 189 ЖК РФ предусматривают, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Названные правовые нормы подлежали реализации на территории города Севастополя посредством принятия соответствующего нормативного правового акта высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 12 ЖК РФ, пункта 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038, к полномочиям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России), являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищной политики относится методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии ими решений о внесении изменений в утвержденную региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, приказом Минстроя России от 9 декабря 2020 г. № 758/пр утверждены Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Методические рекомендации № 758/пр).
Так, Приложением к Методическим рекомендациям № 758/пр предусмотрено, что срок капитального ремонта может быть перенесен на более ранний срок, чем установлено региональной программой капитального ремонта, в частности, в следующих случаях: по решению общего собрания собственников (части 4.1, 4.2 статьи 170, часть 1 статьи 189 ЖК РФ); при установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки, в том числе в связи с угрозой жизни и здоровью граждан, общему имуществу и имуществу собственников (основания такой необходимости могут быть установлены нормативными правовыми актами субъекта РФ); в связи с проведением капитального ремонта в приоритетном порядке согласно региональному законодательству; по иным основаниям.
При разработке нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего порядок внесения в региональную программу изменений, рекомендуется учитывать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов отремонтированных конструкций и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и проектного срока эксплуатации многоквартирного дома, а также очередной срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах после выполнения их капитального ремонта в соответствии с региональной программой (пункт 5 Методических рекомендаций № 758/пр).
Кроме того, в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – необходимость проведения капитального ремонта) в соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятию в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были приняты также Методические рекомендации установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные приказом Минстроя России от 4 августа 2014 г. № 427/пр (далее также – Методические рекомендации № 427/пр).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 вышеназванных Методических рекомендаций № 427/пр в Порядок рекомендуется включать положения, регламентирующие процедуру внесения изменений в региональную программу капитального ремонта при принятии комиссией или уполномоченным органом решения о необходимости проведения капитального ремонта в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, а также внесение изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если соответствующие положения не установлены законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса.
Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, положения которого оспариваются истцом, в его новой редакции от 5 июля 2022 г. фактически описывает порядок и условия реализации прав собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренных частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ и частью 2 статьи 189 ЖК РФ, в том числе, процедуру принятия решения Комиссией о переносе срока капитального ремонта на более ранний период на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, новые, в частности, оспариваемые истцом положения включены в Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с учетом названных Методических рекомендаций, которые, в силу части 4 статьи 168 ЖК РФ и части 12 статьи 8 часть 12 статьи 8 Закона города Севастополя от 18 февраля 2015 г. № 118-ЗС, обязательны для применения.
При этом, до внесения изменений, в том числе оспариваемых, в ранее действующий Порядок, для собственников помещений в многоквартирном доме возможность проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта, ограничивалась ее изложением в части 4.1 статьи 170 ЖК РФ и части 2 статьи 189 ЖК РФ, что также подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления Правительства Севастополя «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 21.03.2016 № 197-ПП «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», согласно которой указанный проект постановления разработан с целью приведения постановления Правительства Севастополя № 197-ПП в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами Минстроя России от 9 декабря 2020 г. № 758/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», от 4 августа 2014 г. № 427/пр «Об утверждении методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», предусматривающими принятие комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе решений о необходимости проведения капитального ремонта в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя. Кроме того, внесение изменений в оспариваемое постановление обусловлено необходимостью урегулирования процедуры и условий переноса установленных региональной программой капитального ремонта сроков капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более ранние периоды, поскольку в настоящее время представленные заявителями документы по изменению установленных региональной программой капительного ремонта сроков его проведения на более ранние периоды Комиссией не рассматриваются в силу отсутствия полномочий Комиссии.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемые положения Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, вопреки доводам административного иска, направлены на обеспечение жилищных прав граждан – собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, анализ содержания оспариваемого Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21 марта 2016 г. № 197-ПП в редакции постановления Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП в части положений, с которыми административный истец связывает нарушение прав неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений в многоквартирных домах (пункт 2.2), позволяет сделать вывод о том, что постановление Правительства Севастополя, которым утвержден указанный Порядок, принято уполномоченным органом, в пределах компетенции, установленной нормами федерального и регионального законодательства, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, оспариваемые положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а факт нарушения или возможного нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подан административный иск, отсутствует.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания пункта 2.2 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21 марта 2016 г. № 197-ПП в редакции постановления Правительства Севастополя от 5 июля 2022 г. № 287-ПП, недействующим, и считает административные исковые требования Региональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Защитим себя сами» не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Региональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Защитим себя сами» к Правительству Севастополя о признании недействующим в части нормативного правового акта – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Судья –
Мотивированное решение составлено 24 января 2024 г.
Судья –