дело №а-140/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2019 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Политовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Московкина Сергея Викторовича, Макарова Александра Станиславовича и Дейнеко Александра Викторовича к Совету депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район и администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район об оспаривании пункта 2 решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 29 ноября 2018 года № 179 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта №440 от 25.11.2015 г. «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц»,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 25 ноября 2015 года № 440 установлен и введён в действие с 01 января 2016 года на территории городского поселения город Нерехта налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
При этом подпунктом 2 пункта 2 решения предусмотрено установление налоговой ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1,5 %.
Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 27 сентября 2018 года № 161 внесены изменения в вышеуказанное решение, подпункт 2 пункта 2 изложен в новой редакции. Налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определена в размере 0,5 % для объектов площадью до 1500 кв.м и 1 % в отношении объектов площадью свыше 1500 кв.м.
Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 29 ноября 2018 года № 179 внесены изменения в решение от 25 ноября 2015 года № 440, подпункт 2 пункта 2 изложен в новой редакции. Налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определена в размере 1,5 % для объектов площадью до 1500 кв.м и 2 % - в отношении объектов площадью свыше 1500 кв.м (пункт 1 решения).
В пункте 2 решения предусмотрено, что оно вступает в силу 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
В пункте 3 решения указано, что оно подлежит опубликованию в Информационном сборнике и газете «Нерехтская правда».
Решение опубликовано в Информационном сборнике, а также 7 декабря 2018 года – в газете «Нерехтская правда».
Макаров А.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании данного решения. Однако в ходе рассмотрения дела административные исковые требования уточнил, оспаривает пункт 2 решения.
Московкин С.В. и Дейнеко А.В. обратились в суд с административными исками об оспаривании пункта 2 названного решения.
Административные дела по административным искам указанных лиц определениями Костромского областного суда от 05 апреля 2019 года и от 30 апреля 2019 года объединены в одно производство.
Административные истцы просят признать недействующим с момента принятия пункт 2 решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 29 ноября 2018 года №179 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта №440 от 25.11.2015 г. «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц».
Требования обосновывают следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Информационный сборник, в котором опубликовано решение, датирован 29 ноября 2018 года. Однако в этот день он не мог быть опубликован и доведён до всеобщего сведения, так как заседание Совета депутатов завершилось после 17 часов 29 ноября 2018 года. Экземпляры Информационного сборника поступили в утверждённые места для ознакомления (библиотеки, прокуратура, полиция, редакция газеты Нерехтская правда», администрация города и района) только 04 декабря 2018 года. В газете «Нерехтская правда» решение напечатано 07 декабря 2018 года.
Следовательно, из-за пропуска срока опубликования решение не могло вступить в силу с 01 января 2019 года. С этой даты действовало принятое и опубликованное значительно ранее начала налогового периода решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 27 сентября 2018 года № 161 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 440 от 25.11.2015 г. «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц».
Не может оспариваемое решение вступить в силу и после 01 января 2019 года, то есть по прошествии месяца с момента опубликования, так как налоговое законодательство не допускает разрыв налогового периода.
Таким образом, пункт 2 оспариваемого решения противоречит пункту 1 статьи 5 и иным положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, принятое решение, опубликованное в Информационном сборнике и газете «Нерехтская правда» отличается от текста проекта, предложенного депутатам перед голосованием, что могло ввести депутатов в заблуждение.
Административные истцы являются собственниками недвижимого имущества, подлежащего налогообложению. Московкину С.В. на праве собственности принадлежит магазин, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 463,1 кв.м. Макаров А.С. является собственником нежилого помещения площадью 113,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес> В собственности Дейнеко А.В. имеется нежилое помещение площадью 37 кв.м, расположенное по адресу: <адрес><адрес>.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административных истцов как налогоплательщиков.
В судебном заседании административный истец Московкин С.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что нарушение его прав выражается в том, что у него не было достаточно времени для решения вопроса с имуществом ввиду изменения налоговой ставки. Полагает, что одного сборника для обнародования правового акта недостаточно.
Представитель административного истца Московкина С.В. – Катилова Н.А. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что ознакомиться с оспариваемым решением граждане могли только с 04 декабря 2018 года, когда информационный сборник был разнесён в места распространения. Следовательно, датой опубликования можно считать только 04.12.2018 г.
Административный истец Макаров А.С. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что у него в собственности, кроме указанного в административном иске помещения, имеется также объект недвижимости, расположенный по адресу: г. <адрес><адрес><адрес>, в отношении которого распространяется налоговая ставка, установленная оспариваемым решением. Нарушение его прав выражается в том, что у него не было достаточно времени для решения вопроса с имуществом ввиду изменения налоговой ставки.
Представитель административных истцов Макарова А.С. и Дейнеко А.В. – Кузьмин А.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что нарушение прав его доверителей выражается в том, что они не имели достаточного времени, чтобы решить судьбу своего имущества, в отношении которого была изменена налоговая ставка. Дейнеко А.В. депутатом не является, на заседании Совета депутатов 29.11.2018 г. не присутствовал, с оспариваемым решением ознакомился только в декабре 2018 года.
Административный истец Дейнеко А.В., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения город Нерехта Буланова Л.С. (председатель Совета депутатов) и представитель административного ответчика администрации городского поселения город Нерехта Гомзяков И.С. возражали против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснили, что решение опубликовано 29 ноября 2018 года в информационном сборнике, 30 ноября 2018 года размещено на официальном сайте администрации, а 07 декабря 2018 года опубликовано в газете «Нерехтская правда». Московкин С.В. и Макаров А.С. являются депутатами Совета депутатов, присутствовали на заседании 29.11.2018 г. и знали какое решение было принято. Любой гражданин может обратиться к секретарю Совета депутатов для ознакомления с информационным сборником. 29 и 30 ноября 2018 никто не обращался в Совет депутатов с вопросом об ознакомлении со сборником.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, допросив свидетеля Филиппову С.А., исследовав материалы административного дела, материалы надзорного производства Нерехтской межрайонной прокуратуры по жалобе Московкина С.В., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Административные истцы являются собственниками недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, которое включено в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Московкину С.В. на праве собственности принадлежит магазин, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 463,1 кв.м /том 1 л.д. 14/. ФИО4 является собственником нежилого здания площадью 446,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> город <адрес><адрес><адрес>. В собственности ФИО2 имеется нежилое помещение площадью 37 кв.м, расположенное по адресу: <адрес><адрес> /том 1 л.д. 117-119/.
В соответствии с положениями статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 24, 26, 27 и 28 Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта, принятого Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 06 декабря 2005 года № 6 (далее также – Устав муниципального образования), установление, изменение и отмена налога на имущество физических лиц, установление налоговых ставок по данному налогу относится к компетенции Совета депутатов городского поселения город Нерехта (далее также – Совет депутатов), который по вопросам, отнесённым к его компетенции, принимает решения.
Таким образом, оспариваемое административными истцами решение принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме.
Порядок организации деятельности Совета депутатов, в том числе порядок внесения, рассмотрения и принятия проектов решений, созыва, подготовки и проведения заседаний определён Регламентом, утверждённым Решением Совета депутатов от 25 февраля 2016 года № 471.
В ходе рассмотрения дела не установлено нарушений процедуры принятия оспариваемого решения, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования и Регламентом Совета депутатов.
Отличие принятого и опубликованного решения от текста проекта, предложенного депутатам, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия, поскольку из материалов административного дела (проект оспариваемого решения – том 1 л.д. 24-25), материалов надзорного производства Нерехтской межрайонной прокуратуры по жалобе Московкина С.В. и пояснений представителя Совета депутатов Булановой Л.С. следует, что необходимость внесения изменений в предложенный первоначально депутатам проект решения обсуждалась в ходе заседания, внесённые в решение по результатам обсуждения изменения являлись редакционной правкой, не влияющей на существо решения. Кроме того, внесены они были в неоспариваемый административными истцами пункт 1 решения.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также – Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, в соответствии с данной нормой и учитывая, что по налогу на имущество физических лиц согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год, оспариваемое решение могло вступить в силу с 01 января 2019 года только в том случае, если оно официально опубликовано не менее чем за 1 месяц до начала очередного налогового периода, то есть до 01 января 2019 года.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 47 Закона № 131-ФЗ официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
При этом часть 3 указанной статьи предусматривает, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 25 января 2007 года № 147 (в редакции от 28.12.2017 г.) учреждено периодическое печатное издание «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта». Решением установлено, что ответственным за подготовку и выпуск Сборника является секретарь Совета депутатов, тираж сборника 8 экземпляров, определены места его распространения: администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, администрация городского поселения город Нерехта, Собрание депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, Совет депутатов городского поселения город Нерехта, ОМВД России по району город Нерехта и Нерехтский район, Нерехтская межрайонная прокуратура, библиотека имени И.Г. Большакова (пл. 30-летия Победы, 5), «Межпоселенческая библиотека им. М.Я. Диева (ул. Ленина, 28-а).
В Уставе муниципального образования город Нерехта определено, что официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в издании «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» или в общественно-политической газете «Нерехтская правда» или в газете «Всё для Вас – Нерехта» либо ином официально зарегистрированном и регулярно распространяемом на территории поселения периодическом печатном издании. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается решением Совета депутатов городского поселения (часть 12 статьи 27).
Иных решений Совета депутатов, регулирующих порядок опубликования нормативных правовых актов на территории муниципального образования городское поселение город Нерехта, не принято.
Суду представлен «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» от 29 ноября 2018 года № 36 (167), в котором имеется оспариваемый нормативный правовой акт. Указанная на титульном листе сборника дата свидетельствует об опубликовании сборника именно 29 ноября 2018 года.
Это подтверждается пояснениями представителя Совета депутатов Булановой Л.С. и показаниями свидетеля ФИО9 (секретарь Совета депутатов), указавших, что после заседания Совета депутатов, на котором принято, в том числе оспариваемое решение, все экземпляры Информационного сборника были подготовлены для распространения. Подготовка осуществлялась как в оставшееся после завершения заседания рабочее время, так и по окончании рабочего дня (после 17-00).
Из ответа ООО «Охранная фирма «Рубеж-ВЛ», имеющегося в надзорном производстве Нерехтской межрайонной прокуратуры по жалобе Московкина С.В., следует, что здание администрации городского поселения город Нерехта, расположенное по адресу: г. Нерехта ул. Нерехтская д. 1, в котором располагается и Совет депутатов, было поставлено на пультовую охрану 29 ноября 2018 года в 18 часов 44 минуты.
Наличие 30 ноября 2018 года в Совете депутатов сформированного сборника, готового для распространения, подтверждается также представленными административными ответчиками в материалы дела документами (скриншоты с рабочего стола компьютера и с сайта nerexta.ru – официальный сайт администрации городского поселения город Нерехта), из которых следует, что информационный сборник № 36 (167) в электронном виде в формате файла PDF был создан 30 ноября 2018 года в 8 часов 28 минут 54 секунды, изменён в этот же день в 13 часов 27 минут, загружен на сервер 30.11.2018 г. в 15 часов 00 минут 44 секунды, на сайте сформирована ссылка на данный файл 30.11.2018 г. в 15 часов 03 минуты.
В соответствии с пунктом 2 части 8, частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Соответствующие доказательства опубликования оспариваемого решения 29 ноября 2018 года в Информационном сборнике суду представлены.
Статья 213 КАС РФ, распределяя таким образом обязанности по доказыванию соответствующих обстоятельств, не отменяет действие принципа административного судопроизводства – состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, в соответствии с которым административные истцы не лишены возможности представления доказательств, опровергающих доказательства, представленные административными ответчиками, а также доказательств, подтверждающих приводимые доводы.
Однако опровергающих указанные обстоятельства доказательств административные истцы не представили.
Высказывая сомнения в том, что информационный сборник был изготовлен для распространения 29 ноября 2018 года, а 30 ноября 2018 года загружен на сервер администрации города Нерехта, административные истцы и их представители ссылались на окончание заседания Совета депутатов незадолго до окончания рабочего дня, на невозможность изготовления такого количества достаточно объёмных сборников за непродолжительный период времени, на возможность изменения в компьютере даты и времени размещения документа на сайте, то есть фактически предполагали недостоверность представленных административными ответчиками доказательств.
В то же время обоснованность таких предположений ничем не подтверждена.
Согласно журналу разноски информационных сборников МПА городского поселения город Нерехта в другие места распространения информационный сборник № 36 (167) поступил только 04 декабря 2018 года /том 1 л.д. 164-165/.
Однако это обстоятельство не опровергает факт наличия сборника в Совете депутатов 30.11.2018 г. и не является опровержением официального опубликования оспариваемого решения в информационном сборнике именно 29 ноября 2018 года.
Как следует из пояснений участвующих в деле лиц и их представителей, показаний свидетеля ФИО9, администрация городского поселения город Нерехта и Совет депутатов городского поселения город Нерехта располагаются в одном здании (г. Нерехта ул. Нерехтская д. 1). Из трудового договора и должностной инструкции ФИО9 следует, что по состоянию на 29-30 ноября 2018 года она занимала должность главного специалиста отдела по организационным и общим вопросам администрации города Нерехта и одновременно исполняла обязанности секретаря Совета депутатов /том 1 л.д. 148-155/. При таких обстоятельствах, а также учитывая факт размещения информационного сборника на сайте администрации 30 ноября 2018 года, у суда не имеется оснований полагать, что в администрацию города Нерехта сборник поступил только 04 декабря 2018 года. Указанная в журнале разноски сборника дата фактически свидетельствует о дате передачи сборника определённому должностному лицу администрации города Нерехта, а не о дате поступления сборника в администрацию.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Поскольку по состоянию на 30 ноября 2018 года информационный сборник с оспариваемым решением был в наличии в Совете депутатов, а также фактически имелся и в администрации города, то в соответствии со статьёй 6 Положения о порядке ознакомления с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в муниципальном образовании городское поселение город Нерехта, утверждённого Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 19.10.2006 г. № 99, любой гражданин имел право ознакомиться с данным сборником при обращении в администрацию городского поселения город Нерехта. Как показала свидетель ФИО9 ознакомление с информационными сборниками могло быть произведено и при обращении непосредственно в Совет депутатов.
В связи с этим наличие информационного сборника по состоянию на 30 ноября 2018 года только в двух местах распространения: Совете депутатов и администрации города, уже свидетельствовало о возможности граждан ознакомиться с содержанием оспариваемого акта.
Кроме того, следует отметить, что согласно статье 5 вышеуказанного положения комплектование библиотек городского поселения город Нерехта информационными сборниками осуществляется с целью расширения возможности ознакомления граждан с нормативными правовыми актами городского поселения город Нерехта. Из этого следует, что возможность ознакомления со сборником обусловлено не только фактом наличия этого сборника в библиотеке.
С доводом административных истцов о том, что официальным опубликованием следует считать дату, когда сборник поступил во все места распространения, суд согласиться не может, поскольку такое утверждение не основано на вышеприведённых требованиях закона и разъяснениях высшей судебной инстанции.
Действующее законодательства не содержит положений о признании официального опубликования состоявшимся тогда, когда периодическое печатное издание, которыми являются Информационный сборник и газета «Нерехтская правда», доставлены во все места их распространения. Из вышеприведённых разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что официальное опубликование, следует считать состоявшимся тогда, когда обеспечена возможность ознакомления граждан с нормативным правовым актом.
Признавая, что по состоянию на 30 ноября 2018 года гражданам, на которых распространяется действие оспариваемого акта, была обеспечена реальная возможность ознакомления с ним, суд также учитывает, что рассмотрение Советом депутатов на заседании, состоявшемся 29 ноября 2018 года, вопроса о принятии оспариваемого решения получило широкую огласку в среде предпринимателей, пожелавших даже присутствовать на заседании и как следует из протокола заседания высказывавшихся относительно проекта решения /том 1 л.д. 156-158/. Кроме того, 30 ноября 2018 года в газете «Нерехтская правда» была опубликована статья, в которой фактически воспроизведён текст оспариваемого решения.
Такая информированность населения города Нерехта (относительно небольшого по численности) о принятом решении не позволяет говорить об отсутствии у граждан возможности ознакомиться с оспариваемым актом 30 ноября 2018 года.
Кроме того, суд учитывает, что административные истцы Московкин С.В. и Макаров А.С., являясь депутатами Совета депутатов и присутствуя на заседании 29.11.2018 г., знали о принятом решении уже в день его принятия.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств и учитывая действующее правовое регулирование, суд приходит к выводу, что официальное опубликование оспариваемого решения состоялось не менее чем за месяц до даты, определённой в этом решении в качестве даты вступления решения в силу, что свидетельствует об отсутствии нарушений правил введения нормативного правового акта в действие.
Также не имеется оснований полагать нарушенными иные нормы Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылаются административные истцы и их представители.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административными истцами решение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Московкина Сергея Викторовича, Макарова Александра Станиславовича и Дейнеко Александра Викторовича о признании недействующим пункта 2 решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 29 ноября 2018 года № 179 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 440 от 25.11.2015 г. «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов