Административное дело №а-144/2021
Уникальный идентификатор дела68RS0№-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 мая 2021 года
Петровский районный суд <адрес> в составе судьи Кононыхиной Л.В., с участием административного истца помощника прокурора <адрес> Титова Д.Б., представителя административного ответчика Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> по доверенности ФИО1, представителя заинтересованного лица ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» по доверенности Проклова В.Р., представителя заинтересованного лица администрации Успеновского сельсовета <адрес> главы сельсовета Кузнецовой Н.А., секретаря судебного заседания Тетеревой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Курмаева Р.Р., действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес>, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> о признании незаконным бездействие по установлению границ памятника природы регионального значения «Успеновский парк» и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Курмаев Р.Р., действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> о признании незаконным бездействие по установлению границ памятника природы регионального значения «Успеновский парк» и возложении обязанностей: установить границы памятника природы регионального значения «Успеновский парк» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда и поставить на кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Успеновский парк» в течение 6 месяцев с момента принятия решения. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об использовании и защите особо охраняемых природных территорий. В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включен «Успеновский парк», являющийся памятником природы и расположенный на территории <адрес>. К полномочиям администрации <адрес> отнесено принятие решений об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно информации Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> от 12.03.2021г. № сведения о границах памятника природы «Успеновский парк» в ЕГРН не внесены. Сведений о принятии решения об установлении границ памятника
природы «Успеновский парк» в ходе проверки также не представлено. В отсутствие сведений о границах земельного участка, на котором расположена особо охраняемая природная территория, невозможно осуществление надлежащего контроля за ее сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в ее пределах. ООПТ «Успеновский парк» был учтен в качестве памятника природы в первой редакции постановления администрации <адрес> от 25.04.2011г. № «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>». Таким образом, у Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес>, на которое была возложена обязанность ведения кадастра особо охраняемых природных территорий, имелось достаточно времени для обеспечения надлежащего кадастрового учета границ вышеуказанного памятника природы. Неисполнение обязанностей по надлежащему учету особо охраняемых природных территорий делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определениями судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены администрация Успеновского сельсовета <адрес> и Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения».
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора <адрес> Титов Д.Б. поддержал доводы административного искового заявления по изложенным в нем основаниям, просил суд его удовлетворить. Вопрос о сроках исполнения решения оставил на усмотрение суда.
Административный ответчик - представитель администрации <адрес>, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, на заседание не явился, причины неявки представителя суду не известны. Явка представителя административного ответчика не признавалась судом обязательной и в силу закона не является обязательной.
В судебном заседании административный ответчик - представитель Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> по доверенности Лисицына С.С. возражала против административных исковых требований о признании незаконным бездействия, в части требований о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения согласилась, и пояснила, что Управлением проводились работы, о чем свидетельствует выделение денежных средств из областного бюджета в 2016, в 2017 годах, заключение контракта № от 23.05.2017г. «О проведении работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес>» в отношении 98 особо охраняемых природных территорий. В 2017 году были проведены работы по уточнению границ всех на тот момент существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес>. Результатом выполненных работ являлась карта (план) объектов землеустройства в 2 экземплярах в бумажном виде; компакт-диск с электронным образом карта (плана) в хml-формате, заверенный ЭЦП кадастрового инженера для последующего внесения сведений в государственный кадастр недвижимости; компакт-диск, содержащий файл со сводом сведений о координатах объектов землеустройства в электронном виде в формате Excel. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>). После выполнения работ управление направило в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра~по <адрес> электронные документы в формате хml для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (письмо от 21.12.2018г. №). Письмом от 21.01.2019г. № Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> проинформировал о невозможности внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в ЕГРН в связи с тем, что в представленных xml- документах были выявлены недостатки, в том числе и несоответствие площади особо охраняемых природных территорий, указанной в xml- документах, площади в предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия документах. В связи с выявленными недостатками в рабочем порядке кадастровым инженером проводилась работа по их устранению в части порядка оформления xml- документов. Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018г. №342-ФЗ в Федеральный закон от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» внесены изменения, согласно которым обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. В целях продолжения работы по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения управлением была организована работа по внесению изменений, в том числе в постановление администрации области от 25.04.2011г. № «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» в части актуализации площадей памятников природы регионального значения. После завершения согласования и уточнения всех ООПТ постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) были закреплены фактические площади территорий. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> со ссылкой на разъяснения, изложенные в письме от 25.11.2019г. №-МС, о том, что действующим законодательством, регулирующим вопрос внесения в ЕГРН сведений об объектах реестра границ, не предусмотрена возможность заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона №218-ФЗ, усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица, действующего на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти, принявшим решение об установлении границ объекта реестра границ было отказано в принятии документов, в связи с тем, что документы подавались за подписью начальника управления Конакова М.А. по доверенности, выданной администрацией области. В связи с ограничениями, установленными постановлением администрации <адрес> от 26.03.2020г. № «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) на территории <адрес>» (в редакции от 01.04.2021г.), процедура взаимодействия с Росреестром, а также подготовка и формирование необходимых документов была усложнена и потребовала дополнительного времени. После прохождения установленной процедуры согласования постановлением главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ№ в Положение об управлении, утвержденное постановлением главы администрации области от 22.08.2013г. №, внесены изменения в части дополнения функцией по осуществлению подготовки и направления документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый
государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией <адрес> решений (актов) об установлении или изменении границ
особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также их охранных зон. В настоящее время продолжается работа по обеспечению кадастрового учета границ памятников природы регионального значения, расположенных на территории <адрес> (письма от 18.03.2021г. №, №). 21.04.2021г. Росреестром в письме № указаны замечания, в частности, о несоответствии поступивших документов требованиям к формату таких документов в электронной форме. В 2016 году управлением поставлено на кадастровый учет 11 ООПТ, в 2017 году - 4 ООПТ, в 2018 - 52 ООПТ, в 2019 - 14 ООПТ, что свидетельствует о непрерывно проводимой работе по постановке на учет ООПТ. Таким образом, управлением в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по постановке ООПТ на учет в Росреестр. Просила суд отказать в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным их бездействия.
В судебном заседании заинтересованное лицо - представитель администрации Успеновского сельсовета <адрес> глава сельсовета Кузнецова Н.А., действующая на основании решения, пояснила, что согласна с требованиями прокурора <адрес>, границы «Успеновского парка» должны быть установлены, сведения в ЕГРН внесены, с тем, чтобы не было пересечения с другими земельными участками. Парк в настоящее время находится в очень плохом состоянии.
Заинтересованное лицо - представитель <адрес> государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» по доверенности Проклов В.Р. в судебном заседании пояснил, что по Успеновскому парку в 2017 году по уточнению границ был заключен контракт, и так было по 98 памятникам. Контракт был выполнен и границы уточнены, но границы не совпали с заявленными нормативными документами, в частности по Успеновскому парку. Решением облисполкома 1988 года площадь парка была около 50га, а в действительности 25 га, то есть в два раза меньше, и Регпалата оказалась ставить его на кадастровый учет. Границы площади были уточнены, в связи с этим принято решение площади узаконить и внести изменения в Постановление № от 2011 года, но в 2019 году были внесены изменения по площади, там уже указывалась площадь, уточненная кадастровыми инженерами по каждому памятнику природы. Данное постановление согласовывалось очень долго, около года, с разными ведомствами. Время шло и в тоже время изменилось законодательство, то есть кадастровая палата перестала принимать заявку от Управления по доверенности от администрации, в связи с чем Управление было вынуждено внести изменения в Положение, что Управление имело право подавать заявки. Когда подается заявка на кадастровый учет с бумажным документами землеустроительное дело, где определены границы с координатами точек подается exml файл, который предоставляется единым в формате PDF на диске, где указаны все правоустанавливающие документы администрации, Управления, и этот файл неделим. Поэтому, когда было внесены изменения в Положение, то есть в тот exml файл, который был сделан, нужно было вновь внести Положение об Управлении в редакции от 2020 года и распоряжение администрации, подтверждающий полномочия начальника Управления. Кадастровые инженеры попросили дополнительную плату за переработку материала. Деньги Управление просило неоднократно, но их выделено не было. И только с проверкой прокуратуры, финуправление посчитало необходимым внести в июньскую сессию вопрос о выделении суммы в размере 90 тысяч рублей на все памятники. В июле деньги будут выделены и примерно за 8 месяцев они должны уложиться, переделать файл, подать заявку на постановку в ЕГРН границ памятника природы. Бездействия у административных ответчиков он не видит, поскольку много было изменений и потребовались дополнительные денежные средства.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктами «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ содержится легальное определение особо охраняемых природных территорий, под которыми понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Этот же Федеральный закон в ст. 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 6, 7).
Аналогичную норму содержит ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации п. 2, 3 названной статьи).
Судом установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об использовании и защите особо охраняемых природных территорий прокуратурой <адрес> было установлено, что границы особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Успеновский парк» до настоящего времени не определены, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах данной ООПТ, что подтверждено информацией Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данная ООПТ (как памятник природы) была признана таковой ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов «Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы» - Успеновский парк (общая площадь 50,0га), в черте населенного пункта <адрес>, кадастровый квартал №
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017г. государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
Согласно п.4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
Статья 32 названного закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В силу ст. <адрес> от 06.07.2010г. №-З «Об особо охраняемых природных территориях <адрес>» процедура создания особо охраняемых природных территорий регионального значения включает проведение комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий. При этом, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, включают сведения о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов российской Федерации и в муниципальной собственности.
Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности.
В силу ч. 4 и ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, а также описания его границ, являются сведения из единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от 25.04.2011г. № «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» на территории области размещено 107 особо охраняемых природных территорий регионального значения (памятники природы и биологические заказники). В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включен «Успеновский парк», являющийся памятником природы и расположенный на территории <адрес>.
Постановлением Главы администрации <адрес> от 22.08.2013г. № утверждено Положение об Управлении по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> (далее - Положение). Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.21. Положения Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией <адрес> решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения. Таким образом, к полномочиям администрации <адрес> отнесено принятие решений об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании установлено, что Управлением по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> совместно с ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» проводятся работы по подготовке и направлению документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении памятника природы регионального значения «Успеновский парк», о чем в материалах дела имеется контракт № от 23.05.2017г. «О проведении работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес>», изготовление кадастровым инженером Кадулиным В.Т. карты-плана от 30.06.2017г., направление в ФГБУ «ФКП» Росреестра по <адрес> электронных документов в формате XML в 2018г., ответы ФГБУ «ФКП» Росреестра по <адрес> в январе 2019г., марте 2020г., апреле 2021г. о невозможности внести в ЕГРН сведения о границах.
Так, в 2017 году были проведены работы по уточнению границ всех на тот момент существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес>. Результатом выполненных работ являлась карта (план) объектов землеустройства в 2 экземплярах в бумажном виде; компакт-диск с электронным образом карта (плана) в хml-формате, заверенный ЭЦП кадастрового инженера для последующего внесения сведений в государственный кадастр недвижимости; компакт-диск, содержащий файл со сводом сведений о координатах объектов землеустройства в электронном виде в формате Excel.
После выполнения работ управление направило в филиал ФГБУ «ФКП» Росреестра по <адрес> электронные документы в формате хml для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (письмо от 21.12.2018г. №).
Письмом от 21.01.2019г. № филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> проинформировал о невозможности внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в ЕГРН в связи с тем, что в представленных xml- документах были выявлены недостатки, в том числе и несоответствие площади особо охраняемых природных территорий, указанной в xml- документах, площади в предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия документах. В связи с выявленными недостатками в рабочем порядке кадастровым инженером проводилась работа по их устранению в части порядка оформления xml- документов.
В целях продолжения работы по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения Управлением была организована работа по внесению изменений, в том числе в постановление администрации области от 25.04.2011г. № «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» в части актуализации площадей памятников природы регионального значения.
После завершения согласования и уточнения всех ООПТ постановлением администрации области от 25.04.2011г. № «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» (в редакции от 20.11.2019г.) были закреплены фактические площади территорий.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> со ссылкой на разъяснения, изложенные в письме от 25.11.2019г. №-МС, о том, что действующим законодательством, регулирующим вопрос внесения в ЕГРН сведений об объектах реестра границ, не предусмотрена возможность заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона №218-ФЗ, усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица, действующего на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти, принявшим решение об установлении границ объекта реестра границ было отказано в принятии документов, в связи с тем, что документы подавались за подписью начальника управления Конакова М.А. по доверенности, выданной администрацией области, но в связи с ограничениями, установленными постановлением администрации <адрес> от 26.03.2020г. № «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) на территории <адрес>» (в редакции от 01.04.2021г.), процедура взаимодействия с Росреестром, а также подготовка и формирование необходимых документов была усложнена и потребовала дополнительного времени.
После прохождения установленной процедуры согласования постановлением главы администрации области от 24.12.2020г. № в Положение об Управлении, утвержденное постановлением главы администрации области от 22.08.2013г. №, внесены изменения в части дополнения функцией по осуществлению подготовки и направления документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый
государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией <адрес> решений (актов) об установлении или изменении границ
особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также их охранных зон.
В настоящее время продолжается работа по обеспечению кадастрового учета границ памятников природы регионального значения, расположенных на территории <адрес> (письма от 18.03.2021г. №, №). 21.04.2021г. Росреестром в письме № указаны замечания, в частности, о несоответствии поступивших документов требованиям к формату таких документов в электронном виде.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией <адрес> и Управлением по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по установлению границ памятника природы регионального значения «Успеновский парк» и постановке их на кадастровый учет в ЕГРН, поэтому у суда не имеется оснований признать незаконными бездействия административных ответчиков.
Вместе с этим надлежащий учет границ памятника природы «Успеновский парк» в ЕГРН является прямой обязанностью административных ответчиков, которые к моменту рассмотрения дела ее не исполнили. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> по доверенности Лисицына С.С. согласилась с требованиями прокурора о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения, совместно с представителем ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» Прокловым В.Р. просили суд установить им срок 1 год для выполнения всех действий по постановке границ памятника природы «Успеновский парк» на кадастровый учет.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на административных ответчиков установить границы памятника природы регионального значения «Успеновский парк» и поставить границы данного парка на государственный кадастровый учет в ЕГРН в течение 1 года с момента вступления в законную силу данного решения суда, а в части требований о признании незаконным бездействия административных ответчиков следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Курмаева Р.Р., действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес>, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> о признании незаконным бездействие по установлению границ памятника природы регионального значения «Успеновский парк» и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения - удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> и Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> установить границы памятника природы регионального значения «Успеновский парк» и поставить границы данного парка на государственный кадастровый учет в ЕГРН в течение 1 года с момента вступления в законную силу данного решения суда.
В части административных исковых требований о признании незаконным бездействия административных ответчиков - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.
Судья Л.В.Кононыхина
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2021г.
Судья Л.В.Кононыхина