К делу:№а-1471/20
23RS0041-01-2019-020716-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 года
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ланг З.А.
секретаря судебного заседания Кужелевой А.А.
с участием помощника ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное (уточненное) исковое заявление ФИО2, к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании изъять земельный участок, предоставлении в собственность взамен изымаемого земельного участка другой земельный участок, обязании выплатить компенсацию взамен изъятого участка для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании изъять у нее земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в её собственности; предоставлении в её собственность взамен изымаемого земельного участка с кадастровым номером № другой земельный участок с кадастровым номером № рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей; обязании ответчиков в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу выплатить ей денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (с учетом предоставления взамен земельного участка с кадастровым номером № рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей) за изъятие земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> для муниципальных нужд.
Требования (уточненные) ФИО2 мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено записью о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земельного участка — земли населенных пунктов — для многоэтажного и среднеэтажного строительства. В связи с тем, что фактически часть принадлежащего ей земельного участка занята захоронениями и территорией кладбища, у нее отсутствует возможность использовать земельный участок в соответствии с установленным целевым назначением — для строительства жилых домов. Факт нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища лишает собственника земельного участка использовать таковой в соответствии с установленным целевым назначением — для строительства жилого дома, поскольку в пределах данной зоны размещение жилой застройки, в том числе строительство отдельно стоящих жилых домов недопустимо. Она обратилась в свою очередь с ходатайством в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар с требованием о заключении договора мены земельных участков, однако данное требование было оставлено без удовлетворения. Таким образом, в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером № имеется заступ местами захоронения, не подлежащими сносу и находящемся в ведении Администрации муниципального образования город Краснодар, следует вывод о том, что указанный заступ является заступом муниципального объекта — городского кладбища на спорный земельный участок, находящийся в её собственности и не предназначенный для размещения каких-либо захоронений. В этой связи она не может осуществлять в отношении этого участка права, гарантированные ей ст. 209 ГК РФ и вынуждена обратиться в суд с вышеуказанными (уточненными) исковыми требованиями, в защиту своих прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, по доверенности — ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивает, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город Краснодар, по доверенности — ФИО4 в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, просит суд в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился. О месте, времени и дате судебного заседания извещались надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просили, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар.
Выслушав представителя истца и представителя административного ответчика Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает (уточненное) исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № категория земель — земли населенных пунктов для многоэтажного и среднеэтажного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в подтверждение чего суду предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из искового заявления ФИО2 принадлежащий ей на праве собственности земельный участок частично занят захоронениями и территорией кладбища, в связи с чем у нее отсутствует возможность использовать земельный участок в соответствии с установленным целевым назначением — для строительства жилых домов. Факт нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища лишает её, как собственника земельного участка использовать таковой в соответствии с установленным целевым назначением — для строительства жилого дома, поскольку в пределах данной зоны размещение жилой застройки, в том числе строительство отдельно стоящих жилых домов недопустимо.
В виду указанных обстоятельств ФИО2 в 2019 году обратилась в Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о мене земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>. Письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар истице разъяснено, что заключение договора мены возможно в случаен, если принадлежащий на праве собственности третьему лицу земельный участок предназначен в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инженерной и транспортной инфраструктур, а также определен равнозначный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, который в последующем будет передан данному лицу по договору мены. Таким образом, требования ФИО2 фактически удовлетворены не были, истица до настоящего времени является собственником земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, который фактически не имеет возможности использовать по его целевому назначению.
При этом, истцом суду предоставлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО8, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
Определением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.12.2019 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено ООО «Оценка и Кадастр», на разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы: имеются ли захоронения на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.? Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.? Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>?
Согласно, заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. расположен вблизи кладбища «Славянское» и <адрес> обход. Окружение представлено объектами социально-бытового назначения и жилой многоэтажной и среднеэтажной застройкой. Транспортный поток и поток людей можно охарактеризовать как низкий. Подъездные пути — асфальт, транспортная доступность определена как средняя. Экспертом данный земельный участок отнесен к средней степени ликвидности, со сроком реализации 3-6 месяцев.
В результате осмотра названного участка, экспертом установлено, что земельный участок не застроен и имеет ограждение со стороны земельного участка предназначенного для эксплуатации кладбища, на участке расположена заасфальтированная плоскостная открытая стоянка для автотранспорта; на части земельного участка с северо-восточной и юго-восточной стороны расположены захоронения. Таким образом, экспертом установлено наличие захоронений на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
Рыночная стоимость данного земельного участка экспертом определена как <данные изъяты>
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет разрешенное использование — для строительства административного здания. Местоположение земельного участка можно отнести к микрорайону «Фестивальный», участок расположен вблизи <адрес>. Окружение участка представлено объектами социально-бытового назначения и жилой многоэтажной и среднеэтажной застройки, транспортный поток — высокий, поток людей средний, подъездные пути — асфальт. Транспортная доступность определена как высокая. Также эксперт пришел к выводу о том, что данный земельный участок имеет среднюю ликвидность, со сроком реализации 3-6 месяцев.
Рыночная стоимость данного земельного участка экспертом определена как <данные изъяты>
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения лишь в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно, ст. 4 ФЗ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Таким образом, суд считает, что факт нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища лишает собственника земельного участка использовать таковой в соответствии с его целевым назначением — для строительства жилого дома, поскольку в пределах данной зоны размещение жилой застройки, в том числе строительство отдельно стоящих жилых домов недопустимо, в силу закона.
Согласно, ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начала и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При таких обстоятельствах, в связи с заступом территории муниципального кладбища на земельный участок, принадлежащий ФИО2 на праве собственности и распространении на него соответствующих охранных зон, то требования административного истца об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд с компенсацией его рыночной стоимости подлежат удовлетворению в полном объеме.
Статьей 281 ГК РФ предусмотрено, что за земельный участок для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включается рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, учитывая все приведенные выше обстоятельства дела в их совокупности, а также вышеуказанные нормы права, суд считает, что имеются все правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании изъять у нее земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в её собственности; предоставлении в её собственность взамен изымаемого земельного участка с кадастровым номером № другой земельный участок с кадастровым номером № рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей; обязании ответчиков в течение 10-ти дней с даты вступления решения суда в законную силу выплатить ей денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (с учетом предоставления взамен земельного участка с кадастровым номером № рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей) за изъятие земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> для муниципальных нужд и считает необходимым удовлетворить данные требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск (уточненный) ФИО2, к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании изъять земельный участок, предоставлении в собственность взамен изымаемого земельного участка другой земельный участок, обязании выплатить компенсацию взамен изъятого участка для муниципальных нужд — удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар изъять у ФИО2, земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в её собственности.
Предоставить в собственность ФИО2, взамен изымаемого земельного участка с кадастровым номером № другой земельный участок с кадастровым номером № рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу выплатить ФИО2, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей (с учетом предоставления взамен земельного участка с кадастровым номером № рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей) за изъятие земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> для муниципальных нужд.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: