ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-148/2018 от 20.02.2018 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

дело а-148/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2018 года г. Уварово Тамбовской области

Судья Уваровского районного суда Тамбовской области Сибилева О.Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области об обязывании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области об обязывании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, являющемся частью Правил землепользования и застройки. Согласно ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В тоже время, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ, то есть требует получение соответствующего разрешения главы муниципального образования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка включено в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 и в силу положений ст.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является муниципальной услугой. Согласно ст.6 указанного закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги. Однако, как показала проверка, администрацией Березовского сельсовета административный регламент предоставления муниципальной услуги выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не разработан и не утвержден. В досудебном порядке, по результатам рассмотрения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, нарушения администрацией Березовского сельсовета не устранены. Указанные бездействия недопустимы, создают препятствия в реализации гражданами прав в сфере градостроительной деятельности, а также коррупционные риски в случае их обращений за получением необходимых разрешений. В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит обязать администрацию Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Судья, на основании гл. 33 КАС РФ, рассмотрев письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее – орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В силу ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

В соответствии с Постановлением администрации Берёзовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией Берёзовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» административные регламенты утверждаются постановлением администрации. В административный регламент включаются следующие разделы: а) общие положения; б) стандарт предоставления государственной услуги; в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; г) формы контроля за исполнением регламента; д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к структуре административных регламентов.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: 1) общие положения; 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт государственной или муниципальной услуги предусматривает: 1) наименование государственной или муниципальной услуги; 2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу; 3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги; 4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги; 5) правовые основы для предоставления государственной или муниципальной услуги; 6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; 7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; 8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги; 9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги; 11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги; 13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг; 14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, законом установлены необходимые составные части регламента оказания муниципальной услуги.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной Уваровской межрайонной прокуратурой проверки исполнения администрацией Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области законодательства о градостроительной деятельности установлено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не разработан и не утвержден, вынесено представление об устранении нарушений закона в сфере градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).

Таким образом, прихожу к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований заместителя Уваровского межрайонного прокурора об обязывании администрации Берёзовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Берёзовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в части возложения обязанности на администрацию Берёзовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Возложить на администрацию Берёзовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области обязанность разработать административный регламент «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного производства) может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд Тамбовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Председательствующий

Судья: О.Е. Сибилева