ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу №а-149/2021г.
г. Махачкала 1 июля 2021 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности Габибовой А.М.,
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Абдуллаевой К.А.,
прокурора Железного А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Перова, д. 7, был включен в Перечень (строка 2610) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017-2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утеплению и ремонту фасада (10), ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения (5); в плановый период 2029-2031 гг. – работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8).
Распоряжением начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Махачкала от 27 марта 2017 г. № 2 многоквартирному дому по ул.Перова, д.7 присвоен новый адрес – проезд Абдулхамида Юсупова, д.7.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 03.02.2020 г., была осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой многоквартирный жилой по адресу г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, д.7, не значится. Отсутствует в вышеуказанной редакции Программы и прежний адрес вышеуказанного многоквартирного дома – г.Махачкала, ул.Перова, д.7.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 14.10.2020 г., Программа изложена в новой редакции, в которой многоквартирный жилой дом по адресу г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, д.7, также не значится. Отсутствует в вышеуказанной редакции Программы и прежний адрес вышеуказанного многоквартирного дома – г.Махачкала, ул.Перова, д.7.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Дагестан и с учетом уточнения своих требований просил признать недействующим со дня принятия приложение к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части исключения из Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг., многоквартирного дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, 7.
В обоснование указал, что исключение из Перечня вышеуказанного многоквартирного дома нарушает его права как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме, так как лишает права на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и ООО «УО-16».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Габибова А.М. заявленные уточненные требования поддержала, просила удовлетворить их по вышеуказанным доводам.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Абдуллаева К.А. в судебном заседании заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что оспариваемая административным истцом актуализация Программы произведена в соответствии с действующим законодательством на основании сведений о техническом состоянии многоквартирного дома, представленных администраций ГОсВД «город Махачкала». Перенос сроков ремонта и сокращение перечня ремонтных работ в многоквартирном доме были обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений других многоквартирных домов, включенных в Перечень.
Административный истец Сирхаев Б.А., представители заинтересованных лиц Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, администрации ГОсВД «город Махачкала», ООО «Управляющая компания «УО-16», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.
В соответствии с ч.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Частью 2 этой статьи предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно п.15 ч.2 ст.16 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" в перечень дополнительных видов работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, включена установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Как усматривается из материалов административного дела и подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости, административный истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме № 7 по ул. Перова в г. Махачкале Республики Дагестан.
Распоряжением начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Махачкала от 27 марта 2017 г. № 2 многоквартирному дому по ул.Перова, д.7 г.Махачкала присвоен новый адрес – проезд Абдулхамида Юсупова, д.7 г.Махачкала.
В результате внесенных постановлениями Правительства Республики Дагестан от 28.01.2020 г. № 10 и 14.10.2020 г. № 219 изменений из Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг., являющегося приложением к Региональной Программе, исключен многоквартирный дом, расположенный по адресу Республика Дагестан, г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, 7. Отсутствует в Перечне и прежний адрес данного многоквартирного дома - г.Махачкала, ул.Перова, д.7.
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом исключение из Перечня вышеуказанного многоквартирного жилого дома произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований.
В соответствии с ч.1 ст.168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части второй данной статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правовые и организационные основы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан и требования к этим программам установлены Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Дагестан» (далее - Закон РД от 9 июля 2013 года № 57).
В соответствии с названным законом утверждение и актуализация Региональной программы капитального ремонта, утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, утверждение порядка включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта в соответствии с критериями очередности, установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами,
о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта, относятся к полномочиям Правительства Республики Дагестан (статья 2.2.).
Согласно статье 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 Региональная программа капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, и включает в себя: основные цели и задачи региональной программы; перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее чем пять квартир; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом Правительства Республики Дагестан; планируемые показатели выполнения региональной программы капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации
не реже одного раза в год, которая осуществляется в следующем порядке.
Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому, представляют
в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Орган местного самоуправления обобщает поступившую информацию
в установленном уполномоченным органом порядке, а также собирает информацию о многоквартирных домах, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и о многоквартирных домах, информация
о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому.
Орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, и результатов мониторинга технического состояния подготавливает предложения, содержащие сведения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, которые направляются в уполномоченный орган не позднее 15 июня года, предшествующего планируемому.
Уполномоченный орган на основании предложений, представленных органом государственного жилищного надзора Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня их поступления подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение
в Правительство Республики Дагестан.
Правительство Республики Дагестан утверждает региональную программу капитального ремонта не позднее одного месяца с даты поступления ее проекта от уполномоченного органа.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут
не включаться дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ
по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Также не включаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир и дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии
с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Исключение таких многоквартирных домов
из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату
ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта (пункт 1 части второй статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень возможных исключений многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и во исполнение Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 Правительство Республики Дагестан Постановлением от 18 апреля 2014 года № 175 утвердило Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы.
Согласно Программе (в редакции Постановления Правительства Республики Дагестан от 23.12.2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Махачкала, ул.Перова, д.7, был включен
в Перечень (строка 2610) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017-2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утеплению и ремонту фасада (10), ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения (5); в плановый период 2029-2031 гг. – работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8).
Распоряжением начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Махачкала от 27 марта 2017 г. № 2 многоквартирному дому по ул.Перова, д.7 присвоен новый адрес – проезд Абдулхамида Юсупова, д.7.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 Программа изложена в новой редакции. В прилагаемом к ней Перечне многоквартирный дом с адресом г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, д,7, не значится. Отсутствует в вышеуказанной редакции Программы и прежний адрес данного многоквартирного дома – г.Махачкала, ул.Перова, д.7.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 Программа изложена в новой редакции, в которой многоквартирный жилой дом по адресу г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, д.7, также не значится. Отсутствует в вышеуказанной редакции Программы и прежний адрес вышеуказанного многоквартирного дома – г.Махачкала, ул.Перова, д.7.
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах указывал, что в обновленном Перечне данный дом, возможно, указан в строке 2232 с адресом – г.Махачкала, ул.Абдулхамида Юсупова, д.23.
Однако суд не может принять указанный довод во внимание ввиду следующего.
В соответствии с п.31 ч.1 Устава городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 07.04.2016 N 8-7, к вопросам местного значения города Махачкалы относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Махачкалы, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Согласно п.4 Постановления Главы Администрации г. Махачкалы от 26.05.2015 N 2708 "Об утверждении Положения о правилах присвоения, изменения, аннулирования адресов объектам недвижимости и наименований элементам улично-дорожной сети на территории городского округа "город Махачкала" и их регистрация в Адресном реестре Махачкалы" (далее – Положение) полномочия по принятию решения о присвоении адресов объекту недвижимости возложены на начальника МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы".
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что регистрация адреса объекта недвижимости представляет собой совокупность действий по включению в Адресный реестр сведений из документов, устанавливающих адрес объекта недвижимости в соответствии с Положением. Регистрация адреса объекта недвижимости сопровождается контролем его положения (и при необходимости его отображения) в МГИС. Каждому объекту недвижимости присваивается уникальный адрес на территории городского округа "город Махачкала". Юридически правильным адресом объекта недвижимости является адрес, зарегистрированный в Адресном реестре после проведения процедур присвоения или изменения адреса. Регистрация адреса подтверждается решением о присвоении адреса объекту недвижимости.
Согласно информации, представленной МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г.Махачкалы по запросу суда, Распоряжением Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкалы от 27.03.2017 г. № 2 объекту недвижимости – многоквартирному дому по адресу г.Махачкала, ул.Перова, д.7 присвоен новый адрес - г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, д.7, который внесен в МГИС.
Таким образом, юридическим адресом вышеуказанного многоквартирного дома, подлежащим применению и использованию в официальных документах, является адрес г.Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, д.7.
Между тем согласно письменного сообщения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г.Махачкалы от 30.04.2021 г. № 4012/21 на запрос суда в адресном реестре города Махачкалы многоквартирный дом по адресу ул.Абдулхамида Юсупова, 23 не значится.
Кроме того, из первоначальной редакции Программы следует, что рассматриваемый многоквартирный дом по адресу г.Махачкала, ул.Перова, д.7 является пятиэтажным, о чем указывается в графе 4, однако в оспариваемой редакции Программы многоквартирный дом по адресу г.Махачкала, ул.Абдулхамида Юсупова, 23 указан как двухэтажный.
В судебном заседании представители Правительства Республики Дагестан и Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не смогли объяснить вышеуказанное расхождение характеристик этажности многоквартирного дома. Из их пояснений в суде также следует, что довод о том, что внесенный в актуализированную Программу в редакции от 14.10.2020 г. многоквартирный дом по адресу г.Махачкала, ул.Абдулхамида Юсупова, 23, является многоквартирным домом с прежним адресом г.Махачкала, ул.Перова, д.7, является лишь их предположением.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует также о неопределенности, допущенной при подготовке и принятии нормативного правового акта, затрагивающего права и охраняемые законом интересы административного истца, и позволяет ему полагать, что указанный многоквартирный дом из Перечня исключен.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) противоречат частям 1 и 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с даты их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приложение к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части исключения из Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг., многоквартирного дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, проезд Абдулхамида Юсупова, 7.
Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанную судом недействующей часть оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 июля 2021 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев