ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-14/17
город Грозный 2 ноября 2017 года
Верховный Суд Чеченской Республики в составе:
судьи Верховного Суда Чеченской Республики ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике о ликвидации Некоммерческой организации благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева, исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Некоммерческая организация благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева (далее - Фонд) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Чеченской Республике ДД.ММ.ГГГГ за основным регистрационным номером (ОГРН) - 1052022002999.
ДД.ММ.ГГГГ Фонд поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения в Территориальном участке 2028 по <адрес> с присвоением ИНН/КПП - 2028046584/202801001, и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Местонахождение Фонда (юридический адрес): 366404, Чеченская Республика, <адрес>.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда, исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что Фондом неоднократно нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон, Закон о некоммерческих организациях), несмотря на вынесенные письменные предупреждения допущенные нарушения не устранены, что является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Управление, Фонд и заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, Верховный Суд Чеченской Республики находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального Закона предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
Согласно статье 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, а также функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Минюст России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе политических партий, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (статья 15, пункт 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях», подпункты 30.7 и 30.10 пункта 7 Положения о Минюсте России).
Пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона предусмотрено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу пункта 3.2 названной статьи Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абзацу 1 подпункта 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы по форме, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, и документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» информация о деятельности некоммерческой организации должна быть размещена в сети Интернет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что Фондом документы содержащие отчеты о своей деятельности за 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы в уполномоченный орган не представлены, информация о своей деятельности за период с 2012 по 2016 годы в сети Интернет не размещена, что является нарушением пунктов 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Управлением ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес Фонда посредством почтовой связи направлено уведомление о необходимости своевременного предоставления отчета за 2012 и размещения в сети Интернет информации о своей деятельности (л.д. 23).
За непредставление Фондом ежегодного отчета за 2013 год Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ за № посредством почтовой связи направлено уведомление о вызове в Управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснения (л.д. 24).
Сведений о выполнении указаний уполномоченного органа материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении за непредставление отчета за 2013 год, один экземпляр протокола посредством почтовой связи направлен в адрес Фонда, другой экземпляр направлен в мировой суд (л.д. 25, 26).
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 27).
Как следует из названного постановления, явившийся в судебное заседание руководитель Фонда вину свою в совершении административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р Управлением проведена плановая документарная проверка в отношении Фонда, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено письменное предупреждение за № с указанием допущенных нарушений, предоставлен срок для их исправления до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29).
Однако Фондом данное предупреждение проигнорировано, нарушения к сроку не устранены. Доказательств обратного суду не представлено.
За непредставление ежегодного отчета за 2014 год Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ за № посредством почтовой связи направлено уведомление о явке в Управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснения (л.д. 30).
Из материалов дела следует, что отчет за 2014 год Фондом не представлен, законный представитель Фонда в Управление не явился, в связи с чем в отношении Фонда ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, один экземпляр которого за № посредством почтовой связи направлен в мировой суд (л.д. 31, 32).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Фонда посредством почтовой связи направлено уведомление о необходимости своевременного предоставления отчета за 2015 и размещения в сети Интернет информации о своей деятельности (л.д. 33). Однако названное уведомление Фондом проигнорировано, отчет за 2015 год в уполномоченный орган не представлен, соответствующая информация в сети Интернет не размещена.
За непредставление Фондом ежегодного отчета за 2015 год Управление в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ направило посредством почтовой связи уведомление о явке в Управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснения. К указанному времени представитель административного ответчика в Управление не явился.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении за непредставление отчета за 2015 год и направлен в мировой суд, один экземпляр прокола направлен посредством почтовой связи в адрес Фонда (л.д. 36).
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 37).
Из постановления мирового судьи усматривается, что руководитель Фонда в судебное заседание явился, вину в совершении административного правонарушения признал. В то же время необходимых выводов не сделал, никаких мер по устранению допущенных нарушений Федерального закона не принял.
Предупреждения о необходимости представить отчеты направлены Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39, 40).
Уведомление и предупреждение в адрес Фонда о необходимости предоставления в уполномоченный орган отчета о своей деятельности за 2016 год направлены Управлением ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41, 42).
Сведения об устранении допущенных нарушений и исполнении предписаний Федерального закона в материалах дела не имеется, не представлены таковые Фондом и суду.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что Фонд получает направляемую ему почтовую корреспонденцию, однако принять меры по устранению нарушений Федерального закона, осуществлять свою деятельность в законом установленном порядке, принять меры к сохранению своей организации не желает.
Доказательством тому служит и тот факт, что копия административного искового заявления с приложенными к нему документами доставлена в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), однако возражения по доводам заявленных требований, доказательства, опровергающие приведенные в нем административным истцом обстоятельства, ответчик суду не представил.
Таким образом, Фондом не выполнены требования закона, являющиеся обязательными, установленные судом фактические обстоятельства дела ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Фондом, не устранены до сего дня.
В силу пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, по конституционно-правовому смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Фондом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Фондом не предпринято, доказательств того, что Фонд ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.
Как следует из анализа представленных доказательств, Фонд в течение длительного времени не предпринял никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Фонда предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике о ликвидации Некоммерческой организации благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческую организацию благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева, исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - 1052022002999).
Установить срок ликвидации шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложить на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики (подпись) ФИО3
«ВЕРНО»:
Судья Верховного Суда
Чеченской Республике ФИО3