ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-14/17 от 02.11.2017 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-14/17

город Грозный 2 ноября 2017 года

Верховный Суд Чеченской Республики в составе:

судьи Верховного Суда Чеченской Республики ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике о ликвидации Некоммерческой организации благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева, исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Некоммерческая организация благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева (далее - Фонд) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике ДД.ММ.ГГГГ за основным регистрационным номером (ОГРН) - 1052022002999.

ДД.ММ.ГГГГ Фонд поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения в Территориальном участке 2028 по <адрес> с присвоением ИНН/КПП - 2028046584/202801001, и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Местонахождение Фонда (юридический адрес): 366404, Чеченская Республика, <адрес>.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда, исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что Фондом неоднократно нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон, Закон о некоммерческих организациях), несмотря на вынесенные письменные предупреждения допущенные нарушения не устранены, что является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Управление, Фонд и заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, Верховный Суд Чеченской Республики находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального Закона предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

Согласно статье 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, а также функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Минюст России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе политических партий, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (статья 15, пункт 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях», подпункты 30.7 и 30.10 пункта 7 Положения о Минюсте России).

Пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона предусмотрено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу пункта 3.2 названной статьи Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно абзацу 1 подпункта 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы по форме, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, и документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» информация о деятельности некоммерческой организации должна быть размещена в сети Интернет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что Фондом документы содержащие отчеты о своей деятельности за 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы в уполномоченный орган не представлены, информация о своей деятельности за период с 2012 по 2016 годы в сети Интернет не размещена, что является нарушением пунктов 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Управлением ДД.ММ.ГГГГ за в адрес Фонда посредством почтовой связи направлено уведомление о необходимости своевременного предоставления отчета за 2012 и размещения в сети Интернет информации о своей деятельности (л.д. 23).

За непредставление Фондом ежегодного отчета за 2013 год Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ за посредством почтовой связи направлено уведомление о вызове в Управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснения (л.д. 24).

Сведений о выполнении указаний уполномоченного органа материалы дела не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении за непредставление отчета за 2013 год, один экземпляр протокола посредством почтовой связи направлен в адрес Фонда, другой экземпляр направлен в мировой суд (л.д. 25, 26).

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 27).

Как следует из названного постановления, явившийся в судебное заседание руководитель Фонда вину свою в совершении административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р Управлением проведена плановая документарная проверка в отношении Фонда, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено письменное предупреждение за с указанием допущенных нарушений, предоставлен срок для их исправления до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29).

Однако Фондом данное предупреждение проигнорировано, нарушения к сроку не устранены. Доказательств обратного суду не представлено.

За непредставление ежегодного отчета за 2014 год Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ за посредством почтовой связи направлено уведомление о явке в Управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснения (л.д. 30).

Из материалов дела следует, что отчет за 2014 год Фондом не представлен, законный представитель Фонда в Управление не явился, в связи с чем в отношении Фонда ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, один экземпляр которого за посредством почтовой связи направлен в мировой суд (л.д. 31, 32).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Фонда посредством почтовой связи направлено уведомление о необходимости своевременного предоставления отчета за 2015 и размещения в сети Интернет информации о своей деятельности (л.д. 33). Однако названное уведомление Фондом проигнорировано, отчет за 2015 год в уполномоченный орган не представлен, соответствующая информация в сети Интернет не размещена.

За непредставление Фондом ежегодного отчета за 2015 год Управление в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ направило посредством почтовой связи уведомление о явке в Управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснения. К указанному времени представитель административного ответчика в Управление не явился.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении за непредставление отчета за 2015 год и направлен в мировой суд, один экземпляр прокола направлен посредством почтовой связи в адрес Фонда (л.д. 36).

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 37).

Из постановления мирового судьи усматривается, что руководитель Фонда в судебное заседание явился, вину в совершении административного правонарушения признал. В то же время необходимых выводов не сделал, никаких мер по устранению допущенных нарушений Федерального закона не принял.

Предупреждения о необходимости представить отчеты направлены Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39, 40).

Уведомление и предупреждение в адрес Фонда о необходимости предоставления в уполномоченный орган отчета о своей деятельности за 2016 год направлены Управлением ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41, 42).

Сведения об устранении допущенных нарушений и исполнении предписаний Федерального закона в материалах дела не имеется, не представлены таковые Фондом и суду.

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что Фонд получает направляемую ему почтовую корреспонденцию, однако принять меры по устранению нарушений Федерального закона, осуществлять свою деятельность в законом установленном порядке, принять меры к сохранению своей организации не желает.

Доказательством тому служит и тот факт, что копия административного искового заявления с приложенными к нему документами доставлена в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), однако возражения по доводам заявленных требований, доказательства, опровергающие приведенные в нем административным истцом обстоятельства, ответчик суду не представил.

Таким образом, Фондом не выполнены требования закона, являющиеся обязательными, установленные судом фактические обстоятельства дела ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Фондом, не устранены до сего дня.

В силу пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, по конституционно-правовому смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Фондом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Фондом не предпринято, доказательств того, что Фонд ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.

Как следует из анализа представленных доказательств, Фонд в течение длительного времени не предпринял никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Фонда предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике о ликвидации Некоммерческой организации благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческую организацию благотворительный Фонд имени Хасанбека Зулаева, исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - 1052022002999).

Установить срок ликвидации шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложить на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Верховного Суда

Чеченской Республики (подпись) ФИО3

«ВЕРНО»:

Судья Верховного Суда

Чеченской Республике ФИО3