ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1512/2023070 от 29.11.2023 Чегемского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-1512/2023 07RS0-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чегем 29 ноября 2023 г.

Чегемский районный суд КБР в составе:

Председательствующего Ажаховой М.К.

При секретаре Дзахмишевой Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Чегемского муниципального района КБР и муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа имени С.О.Шахмурзаева» с.п. Булунгу Чегемского муниципального района КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

Установил:

Прокурор Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.п. Булунгу Чегемского муниципального района КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

К участию в деле судом в качестве административного ответчика также привлечена местная администрация Чегемского муниципального района КБР.

Мотивированы исковые требования тем, что прокуратурой Чегемского района КБР проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.п. Булунгу Чегемского муниципального района КБР.

Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».

Одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

Вместе с тем, установлено, что в образовательном учреждении отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушает права несовершеннолетних в сфере образования.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес директора МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено.

В ходе контроля за фактическим исполнением требований прокурора установлено, что в МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР до настоящего времени не обеспечено устранение выявленных нарушений.

Бездействие МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР прокурор просит признать незаконным, и как следствие этого, понудить к совершению конкретных действий в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, выполнив мероприятия по созданию лингафонного кабинета в образовательном учреждении.

Представители административного истца, административных ответчиков МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР и местной администрации Чегемского муниципального района КБР, извещались судом о месте и времени проведения судебного заседания, однако в суд не явились.

На основании ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.

<адрес> КБР проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».

Одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам — специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.

В соответствии с положениями Приказа Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 70483), в зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации кабинета иностранного языка, кабинета второго иностранного языка, лингафонного кабинета или мобильного лингафонного кабинета.

Вместе с тем, установлено, что в МКОУ «СОШ » <адрес> отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушает права несовершеннолетних в сфере образования.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес директора МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено.

В ходе контроля за фактическим исполнением требований прокурора установлено, что в МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.<адрес> муниципального района КБР до настоящего времени не обеспечено устранение выявленных нарушений, планируется оборудовать кабинет иностранного языка лингафонным оборудованием при поступлении соответствующих финансовых средств.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений статьи 226 КАС РФ обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.

Своих возражений ответчики в суд не представили.

Между тем, в отсутствие лингафонного кабинета образовательное учреждение не в полной мере обеспечивает выполнение задач обучения граждан иностранным языкам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 37 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отсутствие в местном бюджете достаточных денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности административных ответчиков в решении вопросов, возложенных на них действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности,

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При указанных обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования прокурора Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Чегемского муниципального района КБР и муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа имени С.О.Шахмурзаева» с.п. Булунгу Чегемского муниципального района КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.п. Булунгу Чегемского муниципального района КБР.

Обязать МКОУ «СОШ им. С.О.Шахмурзаева» с.п. Булунгу Чегемского муниципального района КБР оборудовать лингафонный кабинет в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Обязать местную администрацию Чегемского муниципального района КБР профинансировать мероприятия по оборудованию общеобразовательного учреждения лингафонным кабинетом в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР путем подачи апелляционной жалобы через Чегемский районный суд КБР в течение месяца со дня его принятия.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Чегемского

Районного суда КБР М.К.Ажахова