ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1518/2022 от 14.03.2022 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-1518/2022

91RS0-32

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

14 марта 2022 года

Киевский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Охота Я.В.,

при секретаре – ФИО3,

с участием – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по РК, заинтересованные лица – Крымская республиканская правозащитная общественная организация «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» и Крымская республиканская общественная организация «Совет крымскотатарского народа Республики Крым», о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по обратилось в суд с иском, в котором просило признать действия ответчика по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» незаконными, признать государственную регистрацию Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» недействительной, признать запись единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации создания Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» недействительной и внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи о государственной регистрации создания Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым».

Заявленные требованиями обоснованы тем, что при направлении пакета документов в адрес административного ответчика возник сбой системы, в связи с чем при получении и обработке пакета документов ответчиком при вынесении сведений в ОГРН, были допущены ошибки, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца в судебном заседании доводы изложенные в исковом заседании поддержал, просил удовлетворить.

Административный ответчик извещен надлежащим образом, в суд явку представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил.

Заинтересованные лица, извещены надлежащим образом, в суд явку представителей не обеспечили.

Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о судебном заседании, принимая во внимание отсутствие каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, а также принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Согласно п.п. 65 п. 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по (далее – Управление) принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Общественные отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

В силу ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Статьям 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) установлено, что предметом регулирования настоящего закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

Статьей 7 Федерального закона № 82-ФЗ установлено, что общественные объединения могут создаваться в организационно-правовой форме общественной организации.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с положениями Федерального закона № 129-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 82-ФЗ.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

В силу положений п. 8 ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

Порядком взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), определены основные принципы и формы взаимодействия Минюста России, его территориальных органов с ФНС России и ее территориальными органами по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно п. 3 Порядка внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений о них осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации или по согласованию с ФНС России инспекциями ФНС России, находящимися в подчинении управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

В соответствии п. 4 Порядка внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено настоящим Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона № 129-ФЗ, или решений судов.

Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Административный регламент), устанавливается стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Пунктом 67 Административного регламента установлено, что заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления через единый портал государственных и муниципальных услуг поступил пакет документов для государственной регистрации создания Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет Старейшин крымских татар Республики Крым», по результатам рассмотрения которого Управлением принято было принято решение об отказе в государственной регистрации (распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления через единый портал государственных и муниципальных услуг поступил пакет документов для государственной регистрации Крымской республиканской общественной организации «Совет крымскотатарского народа Республики Крым» при ее создании.

По результатам рассмотрения указанных документов распоряжением Управления -р от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о государственной регистрации указанной некоммерческой организации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика с помощью программного обеспечения «Раскрытие сведений» и «Подготовка пакета электронных документов для государственной регистрации» (далее – Программа) направлен сформированный контейнер с документами (далее – Контейнер), необходимый для государственной регистрации Крымской республиканской общественной организации «Совет крымскотатарского народа Республики Крым» при ее создании, в электронной форме.

В связи с техническим сбоем в Программе, произошедшим при формировании Контейнера, в адрес Межрайонной ИФНС России по было направлено распоряжение о государственной регистрации Крымской республиканской общественной организации «Совет крымскотатарского народа Республики Крым» -р от ДД.ММ.ГГГГ, а также пакет документов, предусмотренный ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ, для государственной регистрации Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет Старейшин крымскотатарского народа Республики Крым», поступившего в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанных документов административным ответчиком в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет Старейшин крымскотатарского народа Республики Крым» (ГРН 1219100012196 от ДД.ММ.ГГГГ) с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 1219100012196.

Позднее в адрес административного ответчика направлено распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ, а также верный пакет документов, на основании которого в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о государственной регистрации Крымской республиканской общественной организации «Совет крымскотатарского народа Республики Крым» (ГРН 1219100014209 от ДД.ММ.ГГГГ) с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 1219100014209.

Таким образом, на основании распоряжения Управления -р от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком внесено две записи о государственной регистрации двух разных юридических лиц.

В силу положений п. 6 Порядка в случае получения налоговым органом от Минюста России (территориального органа Минюста России) неполного комплекта документов налоговый орган не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения документов, направляет в Минюст России (территориальный органа Минюста России) письмо с указанием документов, отсутствующих в представленном комплекте.

Минюст России (территориальный орган Минюста России) в течение одного рабочего дня с момента получения письма налогового органа направляет недостающие документы в налоговый орган.

Внесение соответствующих сведений в государственный реестр осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения налоговым органом документа (документов), отсутствовавшего в ранее представленном комплекте.

Принимая во внимание, что направленный ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика пакет документов содержал документы для государственной регистрации Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет Старейшин крымскотатарского народа Республики Крым», но в то же время не содержал распоряжения Управления о государственной регистрации Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет Старейшин крымскотатарского народа Республики Крым», последний в силу положений Порядка обязан был направить в адрес Управления соответствующие сведения о невозможности внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем указанных действий административный ответчик не предпринял, вместо этого неправомерно внес в единый государственный реестр юридических лиц недостоверные сведения в отношении государственной регистрации создания Крымской республиканской общественной организации «Совет крымскотатарского народа Республики Крым».

После чего ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной налоговой службы по в соответствии с положениями п. 1 ст. 25.2 Федерального закона № 129-ФЗ Управлением направлено заявление, в соответствии с которым Управление просит рассмотреть вопрос об отмене внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации создания Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет Старейшин крымскотатарского народа Республики Крым» (ГРН 1219100012196 от ДД.ММ.ГГГГ).

Ответом Управления Федеральной налоговой службы по от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления и отмене вышеуказанной записи было отказано, поскольку нормами действующего законодательства, устанавливающими специальный порядок государственной регистрации некоммерческих юридических лиц, не предусмотрена возможность отмены внесенной в единый государственный реестр записи о создании такого юридического лица по решению налогового органа, осуществляющего функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации в адрес Федеральной налоговой службы направлено аналогичное заявление.

Ответом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № КЧ-4-9/16901@, поступившим в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления и отмене вышеуказанной записи также было отказано по основаниям, изложенным в ответе Управления Федеральной налоговой службы по от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3 ст. 25.2 Федерального закона № 129-ФЗ в случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.

Таким образом, необходимым условием внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации юридического лица является представление полного перечня документов, предусмотренных законом, в том числе соответствующего решения уполномоченного государственного органа.

В силу положений п. 6 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

При таких обстоятельствах, рассмотрев полно и всесторонне материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по – удовлетворить.

Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» (ОГРН 1219100012196, ИНН 9102275508; КПП 910201001) - незаконными.

Признать государственную регистрацию Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» (ОГРН 1219100012196, ИНН 9102275508; КПП 910201001) - недействительной.

Признать запись единого государственного реестра юридических лиц (ГРН 1219100012196 от ДД.ММ.ГГГГ) о государственной регистрации создания Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» (ОГРН 1219100012196, ИНН 9102275508; КПП 910201001) - недействительной.

Внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи (ГРН 1219100012196 от ДД.ММ.ГГГГ) о государственной регистрации создания Крымской республиканской правозащитной общественной организации «Совет старейшин крымских татар Республики Крым» (ОГРН 1219100012196, ИНН 9102275508; КПП 910201001).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд Республики Крым.

Судья Охота Я.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Охота Я.В.