Дело №а-151/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 марта 2021 года <адрес>
Барун-Хемчикский районный суд Республики ФИО2 в составе: председательствующего Шагдыр С.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Ак-Довурака Республики ФИО2 к заместителю прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуре Республики ФИО2 о признании незаконным действий заместителя прокурора <адрес> Республики ФИО2 Л.А. по вынесению протеста от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №в-2020 об отмене постановления администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация муниципального характера»,
с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО11., представителя административного истца ФИО5, действующей на основании доверенности,
у с т а н о в и л:
администрация г. Ак-Довурака Республики Тыва обратилась в суд с административным иском к прокуратуре <адрес> Республики ФИО2 о признании незаконным и отмене протеста заместителя прокурора <адрес> Республики ФИО2 Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №в-2020. В обоснование указано, что постановление администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера» вынесено по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям г. Ак-Довурака, которая установила, что из-за паводков на реке «Хемчик» под поток реки попал стратегически важный объект - водозаборная станция, из-за подтопления которой вышли из строя 4 насоса из 6. На момент объявления чрезвычайной ситуации фактически работали только 2 насоса, в связи с чем территория г. Ак-Довурак не могла получать в полной мере холодное водоснабжение. Кроме этого, половодьем начала разрушаться насыпная дамба вокруг территории г. Ак-Довурак, произошел прорыв дамбы в районе верхней части <адрес>, в районе <адрес> река начала смывать насыпную дамбу. Для устранения указанных обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью населения г. Ак-Довурака, необходимы значительные материальные ресурсы. В случае прорыва насыпной дамбы на двух участках, разрушения водозаборной станции население г. Ак-Довурак осталось бы не неопределенный срок без холодного водоснабжения, что является угрозой жизни и здоровью населения в целом, населению города, а также для муниципального образования в целом был бы причинен огромный ущерб. Администрация г. Ак-Довурак приняла решение об объявлении чрезвычайной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Ак-Довурак поступил протест заместителя прокурора <адрес>ФИО10 об отмене указанного постановления, где со ссылкой на п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» указано, что в результате поднятия уровня воды с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время пострадавших лиц либо фактов причинения материального ущерба более 5 млн. рублей, жилых домов и социально значимых объектов, подпадающих под возможность подтопления, не имеется. Прокурором решение принято только на основании визуального осмотра места подтопления по истечении 2-3 дней после происшествия, когда уровень воды резко спал, без достаточных материалов и достаточной информации о характере происшествия, Указанные прокурором обстоятельства опровергаются актом обследования объекта, поврежденного в результате наводнения ДД.ММ.ГГГГ на водозаборе 1 подъема г. Ак-Довурак на реке «Хемчик», в котором указано о повреждении защитной дамбы, а также о повреждении водозабора 1 подъема г. Ак-Довурак на реке «Хемчик» вследствие подтопления территории указанного объекта и причинении ущерба в размере 8 820 720 рублей, сводным сметным расчетом, локальным сметным расчетом, договором на поставку 4 насосов ЭЦВ.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано уточненное административное исковое заявление к заместителю прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО9 в котором просит признать незаконным действия заместителя прокурора <адрес> Республики ФИО2 Л.А. по вынесению протеста от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № об отмене постановления администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера». Прокурор в протесте указывает о нарушении требований п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», который утратил законную силу, чем грубо нарушает законодательство, и исполнение подобного требования является нарушением прав и интересов исполнителя.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Республики Тыва привлечена в качестве соответчика по делу.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации г. Ак-Довурак по доверенности ФИО5 поддержала административное исковое заявление по указанным в нем основаниям.
Административный ответчик – заместитель прокурора ФИО8 просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывая, что протест принесен в пределах ее полномочий. Аварийная ситуация на водозаборе г. Ак-Довурак сложилась ранее, что подтверждает решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено ее административное исковое заявление и на администрацию городского округа г. Ак-Довурак возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить аварийную ситуацию на водозаборе 1-го подъема г. Ак-Довурак на <адрес>. Кроме того, постановление № вынесено не уполномоченным на объявление чрезвычайной ситуации лицом. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, вопреки доводам административного истца, является действующим.
Представитель административного ответчика – Прокуратуры Республики Тыва помощник прокурора Оюн А.Н., действующий на основании доверенности в порядке передоверия, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по тем же основаниям. Указал, что протест принесен заместителем прокурора района в пределах полномочий при наличии оснований, защитная дамба уже была повреждена, что подтверждает решение суда.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо реальная угроза их нарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу пункта "и" части 2 статьи 11 приведенного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 15 части 1 пункта 7 и пункта 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из статьи 11 части 2 пункта "е" Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" следует, что органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее по тексту – Положение), единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу абц. 3 п. 7 Положения предусмотрено, что координационными органами единой системы являются на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании (абц.2 п.8 Положения).
В соответствии с п. «б» ч. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией муниципального характера следует понимать ситуацию, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
Постановлением администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ введен на территории городского округа г. Ак-Довурак режим функционирования «Чрезвычайная ситуация муниципального характера» с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в результате многодневных проливных дождей поднялся уровень воды реки «Хемчик», из-за чего повреждена защитная дамба водозабора 1-го подъема г. Ак-Довурак, где имеются водозабор с шестью скважинами, а также помещение бактерицидных установок с двумя трансформаторными подстанциями.
Постановление вынесено на основании акта обследования объекта, поврежденного в результате наводнения ДД.ММ.ГГГГ на водозаборе 1-го подъема г. Ак-Довурак на реке «Хемчик», вынесенного комиссией по чрезвычайным ситуациям, согласно которому выявленные повреждения представляют угрозу разрушения.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района ФИО12 по факту введения на территории городского округа г. Ак-Довурак режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" муниципального характера прокуратурой <адрес> принесен протест, содержащий требование об отмене постановления администрации городского округа г. Ак-Довурак № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду его вынесения при отсутствии оснований для введения чрезвычайной ситуации, поскольку в результате поднятия воды с ДД.ММ.ГГГГ по день принесения протеста пострадавших лиц либо причинения материального ущерба более 5 млн. рублей не имеется, домов и социально значимых объектов, подпадающих под возможность подтопления.
Как установлено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"(далее - Федерального закона "О прокуратуре РФ"), прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте…
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами местного самоуправления приносит протест на противоречащий закону правовой акт, подлежащий обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 3 статьи 22, пункты 1 и 2 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ").
Таким образом, в силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" протест является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов и проверке соответствия законам правовых актов, издаваемых в том числе и органами местного самоуправления.
По смыслу приведенных правовых норм, оспариваемый протест является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов, представляет собой правовое средство особой целевой направленности, оно имеет предупредительный, т.е. профилактический характер, целью которого является понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Так, в протесте заместителя прокурора <адрес> указано, что в результате поднятия уровня воды с ДД.ММ.ГГГГ пострадавших лиц либо причинения материального ущерба более 5 млн. рублей не имеется, жилых домов и социально значимых объектов, подпадающих под воздействие подтопления не имеется, в связи с чем постановление администрации вынесено при отсутствии оснований для введения чрезвычайной ситуации.
Согласно сводному сметному расчету, стоимость капитального ремонта защитной дамбы на реке «Хемчик» на скважине № головного водозабора г. Ак-Довурак составила 8 820,72 т.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО ТПК «Новосталь» и МУ МПП ЖКХ г. Ак-Довурак заключен договор № на поставку насоса ЭЦВ 8-40-110 в количестве 1 штуки стоимостью 320 000 рублей, насоса ЭЦВ 10-63(65)-110 в количестве 3 штук стоимостью 340 000 каждый. Общая стоимость поставляемой продукции составила 1 340 000 рублей 02 коп (счет № от ДД.ММ.ГГГГ).
Установленная локальным сметным расчетом № стоимость восстановительных работ защитной дамбы на реке «Хемчик», на скважине № головного водозабора г. Ак-Довурак, составляет 685 691 рублей.
Согласно заявке руководителя финансового органа г. Ак-Довурак ФИО6, для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, а именно разработки грунта с погрузкой, планировки откосов насыпей земляных сооружений, возведении плотин, дамб, насыпей, усматривается потребность в бюджетных ассигнованиях в размере 8 820,72 тыс. рублей.
Вместе с тем, решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по административному делу № удовлетворен иск заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Ак-Довурак и признано незаконным бездействие администрации городского округа г. Ак-Довурак по принятию мер по недопущению аварийной ситуации на водозаборе 1-го подъёма г. Ак-Довурак на <адрес> и на нее возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить аварийную обстановку на водозаборе 1-го подъема г. Ак-Довурак на <адрес> путем строительства вдоль берега <адрес> гидротехнического сооружения (дамбы), ограждающего водозабор 1-го подъема г. Ак-Довурак на <адрес> от затопления и загрязнения.
Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что аварийная ситуация на водозаборе 1-го подъема г. Ак-Довурак на реке «Хемчик» возникла до паводка на <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанным решением суда на администрацию г. Ак-Довурак была возложена обязанность по устранению аварийной обстановки на 1-ом водозаборе путем строительства вдоль реки берега <адрес> гидротехнического сооружения (дамбы), ограждающего водозабор 1-го подъема г. Ак-Довурак на <адрес> от затопления и загрязнения, в связи с чем доводы истца о повреждении защитной дамбы в результате паводка ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия заместителя прокурора по принесения протест на постановление администрации городского округа «город Ак-Довурак» Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ являются законными и обоснованными. Ссылка в протесте заместителя прокурора на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 376, вопреки доводам представителя административного истца, не влияет на существо требований прокурора.
Также в нарушение п.7 и п.8 Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", ст.11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", постановление о введении на территории городского округа г. Ак-Довурак режима функционирования «Чрезвычайная ситуация муниципального характера» вынесено председателем администрации, тогда как в силу указанных норм таким полномочием обладает комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, порядок принятия решений которой должен быть определен в положениях о них или в решениях об их образовании.
Таким образом, административные исковые требования администрации г. Ак-Довурак к заместителю прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуре Республики ФИО2 о признании незаконным действий заместителя прокурора <адрес> Республики ФИО2 Л.А. по вынесению протеста от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №в-2020 об отмене постановления администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера» необоснованны, в связи с чем следует отказать в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление администрации г. Ак-Довурак к заместителю прокурора <адрес>ФИО1, прокуратуре Республики ФИО2 о признании незаконным действия заместителя прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО13 по вынесению протеста от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № об отмене постановления администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Шагдыр