ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1525/2021 от 03.08.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-1525/2021

УИД 91RS0-34

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Гордиенко О.А., при секретаре – ФИО2,

с участием представителя административного ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиопротоколирования административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> к Учредителю радиоканала «Радиоканал «Ди-Джей ФМ-Крым» - Обществу с ограниченной ответственностью «Управление рекламы», заинтересованное лицо - Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию в лице Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о признании недействительной регистрации средства массовой информации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> (далее по тексту - Управление Роскомнадзора по <адрес> и <адрес>) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Учредителю радиоканала «Радиоканал «Ди-Джей ФМ-Крым» - Обществу с ограниченной ответственностью «Управление рекламы» о признании недействительной регистрации средства массовой информации (свидетельство о регистрации ЭЛ №ТУ-91-00295, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведения внепланового систематического наблюдения в отношении радиоканала «Радиоканал «Ди-Джей ФМ-Крым» выявлен невыход продукции СМИ более одного года в свет (эфир). Ссылаясь на данные обстоятельства, положения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О средствах массовой информации», административный истец просит суд признать регистрацию средства массовой информации недействительной.

В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, административный истец явку полномочного представителя не обеспечил, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска, мотивируя свою позицию тем, что ООО «Управление рекламы» предприняло необходимые меры для соблюдения условий лицензии, однако выход в эфир радиоканала (выход в эфир СМИ) связан с получением права на осуществление эфирного вещания с использованием конкретной радиочастоты. ООО «Управление рекламы», действуя добросовестно, неоднократно принимало участие в конкурсах на получение права осуществления эфирного вещания с использованием конкретной радиочастоты. При этом только ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом заседания Федеральной конкурсной комиссии ООО «Управление рекламы» признано победителем. Таким образом, по мнению административного ответчика, истец фактически признал правомочным регистрацию радиоканала «Радиоканал «Ди-Джей ФМ-Крым».

Заинтересованным лицом Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию в лице Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций явка полночного представителя не обеспечена, о дате, времени и месте проведения судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении судебного разбирательства перед судом заявлено не было.

При определении состава лиц, участвующих в деле, а также лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты принятым по делу решением, судом сведений о главном редакторе СМИ (редакции) не установлено.

В силу предписаний статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь указанными положениями, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.

Статьей 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусмотрено, что средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Исходя из положений Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» производство и распространение массовой информации включает в себя учреждение средства массовой информации, осуществление производства и выпуска средства массовой информации, производство продукции средства массовой информации, а также распространение этой продукции.

Согласно пункту 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» при разрешении дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Указанное в части 5 статьи 8 данного Закона основание (учредитель не приступил к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации) является частным случаем основания, предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 15 этого Закона (средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более одного года.

В самом Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» отсутствует понятие «выход в свет».

Статьей 26 данного Закона установлено, что распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Вместе с тем, в статье 1268 ГК РФ закреплены тождественные понятия «опубликование» и «выпуск в свет», под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выдано свидетельство ЭЛ №ТУ91-00295 о регистрации средства массовой информации - радиоканала «Ди-джей ФМ-Крым», учредителем которого является ООО «Управление рекламы».

Управлением Роскомнадзора проведены мероприятия систематического наблюдения радиоканала «Ди-джей ФМ-Крым», по итогам которого Управлением сделан вывод о том, что данный радиоканал в эфир не выходит. По результатам проведения систематического наблюдения должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подготовлена соответствующая докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ-дн.

По информации филиала ВГТРК (Гостелерадиофонд) от ДД.ММ.ГГГГ обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции СМИ «Радиоканал «Ди-джей ФМ-Крым» не доставляло, период не выхода составляет более года.

Факт невыхода радиоканала в свет более одного года подтверждается также заключением филиала ФГУП «ГРЧЦ» В <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленному на основании акта мероприятий по радиоконтролю от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на основании планового систематического наблюдения в отношении указанного средства массовой информации при осуществлении государственного надзора в сфере средств массовой информации были выявлены признаки отсутствия вещания радиоканала более одного года.

При рассмотрении вопроса о наличии оснований для признания недействительной регистрации СМИ, судом учитывается, что телерадиовещание относится к лицензируемым видам деятельности.

Так, согласно части 2 статьи 9, части 1 статьи 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 31 Закона «О средствах массовой информации» лицензия как специальное разрешение органов публичной власти Российской Федерации на право осуществлять юридическим лицом конкретный вид деятельности выдается на осуществление вещания на территории Российской Федерации.

Для получения лицензии на телевизионное вещание, радиовещание соискатель лицензии (юридическое лицо) должен представить в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается, в том числе и планируемая дата начала вещания.

Соответственно, в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание содержатся обязательные реквизиты в виде: даты начала вещания; срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона.

Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания является также соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.

Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание составляет десять лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии при его подаче.

Деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, радиовещание, может осуществляться только получившим такую лицензию юридическим лицом.

В предоставленной административным истцом лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Управление рекламы» на вещание радиоканала, указана дата начала вещания – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, именно с указанной даты у административного ответчика возникло право на осуществление вещания.

Вместе с тем, по истечении более одного года с указанной даты средство массовой информации не выходит в свет.

Пояснения административного ответчика относительно возможности вещания исключительно на конкретной радиочастоте, при том, что учредителем принимаются соответствующие меры для получения радиочастоты вещания посредством неоднократного участия в конкурсах, а также победы в конкурсе, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ответчиком получена универсальная лицензия, в которой указано, что дата вещания в целом, вне зависимости от вида такового, подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет. При рассмотрении дел о распространении массовой информации через такие сети судам необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» правила, установленные данным Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» могут применяться к этим отношениям только с учетом особенностей распространения информации через такие сети (например, отсутствия продукции средства массовой информации, указанной в абзаце шестом части 1 статьи 2 этого Закона - тиража или части тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельного выпуска радио- и телепрограммы, тиража или части тиража аудио- или видеозаписи программы).

При этом административным ответчиком каких-либо доказательств того, что вещание радиоканала осуществлялось каким-либо иным способом, в том числе посредством вещания в сети Интернет, не предоставлено.

В силу статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Нарушение правовых норм в сфере СМИ административным ответчиком подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства в силу статьи 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» являются основанием для признания недействительной регистрации средства массовой информации недействительным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> – удовлетворить.

Признать недействительной регистрацию средства массовой информации - радиоканала «Радиоканал «Ди-Джей ФМ-Крым», свидетельство о регистрации серии ЭЛ №ТУ-91-00295, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись О.А. Гордиенко

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.