№а-1530/2020
УИД №RS0№-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2020 г. <адрес>, РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кабировой Л.М.
с участием старшего помощника Туймазинского межрайонного прокурора РБ ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Туймазинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и Интернет-ресурсов.
Проведенной проверкой установлено, что по электронному адресу в сети Интернет выявлен сайт http://metal100.ru/doska-obyavleniy/kuplu/Armatura/80770__null, на котором предлагается оказание услуг пообналичиванию денежных средств с текстом – «Наш нал за Ваш безнал», «меняю свою выручку на Ваш безналичный платеж. Всегда все документы в наличии. Если надо – НДС выделяю, счет-фактуру выдаю. Фирмы абсолютно чистые, работающие, выплачивающие налоги, я руководитель и учредитель. Все проводки провожу абсолютно законно. Наличка собирается и могу поменять до 1,5 млн в день, до 7 млн в неделю».
Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой Интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на данном сайте.
На основании изложенного, прокурор просит признать материал, размещенный в сети Интернет по электронному адресу http://metal100.ru/doska-obyavleniy/kuplu/Armatura/80770__null, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить информацию, размещенную по указанному электронному адресу в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Старший помощник Туймазинского межрайонного прокурора РБ ФИО6 заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст.150, 152 КАС РФ. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч.1 ст. 9, ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Из материалов дела следует, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и Интернет-ресурсов.
Проведенной проверкой установлено, что по электронному адресу в сети Интернет выявлен сайт http://metal100.ru/doska-obyavleniy/kuplu/Armatura/80770__null, на котором предлагается оказание услуг пообналичиванию денежных средств с текстом – «Наш нал за Ваш безнал», «меняю свою выручку на Ваш безналичный платеж. Всегда все документы в наличии. Если надо – НДС выделяю, счет-фактуру выдаю. Фирмы абсолютно чистые, работающие, выплачивающие налоги, я руководитель и учредитель. Все проводки провожу абсолютно законно. Наличка собирается и могу поменять до 1,5 млн в день, до 7 млн в неделю». При этом вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.
Юридическая наука проводит аналогию между деятельностью «нелегальных банков» и банковскими операциями, предусмотренными ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О банках и банковской деятельности»: 1) открытие и управление расчетными счетами фирм-однодневок соответствует банковской операции по открытия и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; 2) незаконный транзит денег соответствует банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц; 3) незаконное обналичивание денег соответствует банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц. Вышеуказанные операции представляют собой квазибанковские операции, которые по существу, а не по юридической форме соответствуют указанным выше банковским операциям. Диспозиция ст. 172 УК РФ, предусматривающая ответственность за осуществление банковских операций без регистрации, предоставляет возможность отнесения таких операций к незаконной банковской деятельности.
В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В нарушение произведенных норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств без лицензии.
Согласно п.п.2, 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-Ф3 «О противодействии терроризму», террористическая деятельность деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
В соответствии с п.п.7, 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правовою механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В силу ст.3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации. Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №1 15-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установлен обязательных контроль по операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 6 ст. 10 указанного Федерального закона, установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. N1' 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством.
На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
В соответствии с обзором судебной практики Верховного суда РФ №, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения закона, суд находит административное исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора РБ подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать материалы, размещенные в сети Интернет по электронному адресу: http://metal100.ru/doska-obyavleniy/kuplu/Armatura/80770_null, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: http://metal100.ru/doska-obyavleniy/kuplu/Armatura/80770_null в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Л.М. Кабирова