ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1547/20 от 24.08.2020 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0-67

Дело а-1547/2020

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Предгорный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Буренко А.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием:

представителей административного истца ФИО3ФИО7, ФИО11, действующих на основании доверенности серии <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО12, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО13, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица ФИО2,

помощника прокурора <адрес>ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу ,

У С Т А Н О В И Л:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа СК первого созыва по многомандатному избирательному округу ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии <адрес>, в котором указывает, что ФИО2 уведомил ТИК <адрес> о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, путем подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № 204/1906-26 ФИО2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу , как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Он, ФИО3 является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, постановление о его регистрации прилагает.

Назначенный им член ТИК <адрес> с нравом совещательного голоса ФИО4 ознакомилась с документами ФИО2, предоставленными им для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу и в соответствии с п.п. 2.3 ст.29 ФЗ получила копии документов.

Считает решение ТИК <адрес> о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям

Во-первых, справка об исполнении полномочий депутата должна быть заверена подписью председателя совета депутатов МО Юцкий сельсовет <адрес> Исполняющей полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета <адрес>ФИО9

Однако справка об исполнении полномочий депутата заверена подписью заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета <адрес>ФИО10, документ подтверждающий ее полномочия не представлен.

В связи с чем данный документ оформлен с нарушением и не может являться документом, подтверждающим сведения о статусе депутата.

Таким образом в комиссию не представлены обязательные сведения и документы, предусмотренные п. 2 и п.2.2 ст. 33 ФЗ №67-ФЗ, что должно было стать основанием для отказа в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Шпаковского муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Во-вторых, в своем заявлении о регистрации ФИО2 в графе «место работы» указывает «безработный», однако в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ в случае отсутствия основного места работы или службы - кандидат указывает род занятий. Таким образом заявление о регистрации оформлено с нарушением требований закона, что в соответствии с п.п. в. I.) п. 24 ст. 38 ФЗ является основанием для отказа регистрации кандидата.

В-третьих, при подаче заявления о регистрации кандидата ФИО2 приложил копию справки подтверждающей статус безработного, однако в нарушение действующего законодательства указанная справка не заверена надлежащим образом (кандидатом), таким образом указанное нарушение является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п.п. в.1) п. 24 ст. 38 ФЗ . В последствии кандидатом был предоставлен оригинал справки подтверждающей его статус безработного, однако по её мнению этот документ является излишне предоставленным документом, так как законодательством предусмотрено предоставление только заверенной копии документа.

Исходя из содержания заявления об изготовлении подписных листов в домашних условиях видно, что кандидат не произвел оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и не предоставил в ТИК документы об оплате изготовление за счет средств избирательного фонда в соответствии с требованиями федерального закона, а всего лишь произвел оплату за приобретение канцтоваров, что подтверждается копией счет на оплату, как то время закон требует именно оплату изготовления подписных листов, что нарушает п. 5 ст. 37 ФЗ и является основанием для отказа в регистрации на основании п.п. в) и. 24 ст. 38 ФЗ .

Допущенные кандидатом нарушения являются очевидными. Данный вывод делается им на основании системной практики судов РФ, в том числе и Верховного суда РФ.

При этом ответственность за правильность документов, поданных для уведомления и регистрации несет исключительно кандидат.

Таким образом, заявление ФИО2 не соответствует требованиям ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а наличие на день предшествующий регистрации кандидата документов, оформленных с нарушением требований закона, является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата на основании п.п. в.1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Каждое из нарушений в отдельности является основанием для отказа в регистрации ФИО2 Кроме того, имеются иные нарушения при выдвижении и регистрации ФИО2

Несмотря на нарушения закона, со стороны кандидата, территориальная избирательная комиссия <адрес> зарегистрировала ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Эго нарушает его избирательные права, т.к. в соответствии со ст. 39. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, основанием для участия в выборах является факт регистрации кандидата в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В связи с изложенным, очевидно, что регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. Иное применение принципа равенства кандидатов невозможно.

Обратившись в суд, просит признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 31.07.2020г. г. о регистрации ФИО2 кандидатам в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Представитель административного истца ФИО3 - ФИО11 в судебном заседании дополнил административное исковое заявления и пояснил, что ФИО2 представил в ТИК <адрес> заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу . В заявлении ФИО2 указал сведения об основном месте работы - безработный. В нарушение требований закона к заявлению ФИО2 приложил подлинник Выписки из реестра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от ДД.ММ.ГГГГ, а не заверенную кандидатом копию. Таким образом, решение ТИК <адрес> о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу подлежит признанию незаконным.

Представитель административного истца ФИО3ФИО7, в судебном заседании поддержал админситративные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представители административных ответчик территориальной избирательной комиссии <адрес>, член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса – ФИО12 и ФИО13, административные исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении.

Заинтересованное лицо – ФИО2 в судебном заседании представил суду возражение на административное исковое заявление, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ в производство Предгорного районного суда поступило административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу ФИО3 к территориальной избирательной комиссии <адрес> «о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу », по данному делу он является заинтересованным лицом.

С данным административным иском он не согласен по следующимоснованиям ознакомившись с журналом входящей корреспонденции ТИК<адрес> и полученной информации, ему стало известно, чтоДД.ММ.ГГГГ за входящим , было зарегистрировано заявлениезарегистрированного кандидата ФИО3, оназначении от него членом ТИК <адрес> с правомсовещательного голоса ФИО4 и ДД.ММ.ГГГГ,было зарегистрировано заявление (согласие) ФИО4 РиммыАртуровны о назначении ее членом ТИК <адрес> с правомсовещательного голоса (копии прилагаются).

Заявлений от ФИО3 и ФИО4, а также других лиц о выдаче его личного дела для ознакомления в ТИК <адрес> не вступало, прилагается копия ответа ТИК <адрес>.

В соответствии с Уставом муниципального образования Юцкий сельсовет <адрес>, статьи 23 структура и слганизация деятельности представительного органа поселения « в случае временного отсутствия председателя представительного органа поселения, его полномочия осуществляет заместитель председателя представительного органа поселения» (выписка из устава Юцкого сельсовета <адрес> прилагается).

В соответствии с п.2 ст. 78 Закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес>, я ФИО2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу (копию постановления прилагаю), а не кандидатом в депутаты представительного органа Шпаковского муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу , как указанно заявителем в административном исковом заявлении.

То есть, срок обжалуемого решения начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и последний день его обжалования, это ДД.ММ.ГГГГ. Данное административное исковое заявление подписано заявителем ДД.ММ.ГГГГ, и в тот же день направлено по почте в суд.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

На предоставленной Предгорным районным судом копии конверта, в котором поступило административное заявление, имеется оттиск штампа Почты России об отправке. На нем четко видно, что письмо отправлялось ДД.ММ.ГГГГ с отделения Почта России <адрес>. Копию административного заявления с приложением документов он не получал.

Им, в территориальную избирательную комиссию <адрес> было представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатов в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу , в котором в графе место работы» мной было указанно - безработный, состою на учете в ТКУ ЦЗН <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Также мной был сдан оригинал подтверждающий статус безработного, выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от ДД.ММ.ГГГГ, была сделана копия данного документа, заверение которой в данном случае не требуется, так как я не должен был доказывать статус безработного, но сделал это, так как подтвердил указанные сведения в сведениях о размере и источниках доходов кандидата (пособие по безработице).

Им ДД.ММ.ГГГГ был открыт специальный избирательный счет - 1 в структурном подразделении ПАО Сбербанк по адресу; 357350, <адрес>, на счет положены денежные средства в сумме 1000 (одна) тысяча рублей со специального избирательного счета были произведены расходные операции на изготовление подписных листов, а именно мною согласно счета от ДД.ММ.ГГГГ было приобретено на сумму 302 рубля следующее: бумага, папка с завязками, шариковые ручки - для изготовления подписных листов. Сами подписные листы были мной изготовлены самостоятельно в домашних условиях в соответствии с установленными требованиями территориальной избирательной комиссии <адрес>, что подтверждается моим уведомлением в комиссию (копии прилагаются).

Считает, что заявленные требования не законны, не обоснованны, и не подлежат удовлетворению, заявителем нарушен срок и порядок подачи административного искового заявления.

Помощник прокурора <адрес>ФИО14, пояснил, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, поскольку доводы административного искового заявления не основаны на законе, являются необоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение старшего помощника прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

Согласно ст. 237 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В силу требований ч. 15 ст. 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Положения статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 31 и 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяют исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право обращаться с заявлениями об отмене решений избирательных комиссий (часть 10), а также с заявлениями о признании комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума (часть 15). Тем самым действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обращения в суд в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с соответствующими заявлениями, с учетом характера их субъективных прав, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, согласно которой федеральный законодатель обладает определенной свободой усмотрения при создании конкретных процессуальных механизмов судебной защиты избирательных прав (включая установление форм ее реализации, круга субъектов и оснований для обращения в суд и т.п.).

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов при проведении муниципальных выборов регулируется Федеральным законом № 67-ФЗ, <адрес>-кз.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 уведомил ТИК <адрес> о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, путем подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № 204/1906-26 ФИО2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу , как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

ФИО3 является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, постановление о его регистрации прилагает.

Административный истец указывает, что справка об исполнении полномочий депутата должна быть заверена подписью председателя совета депутатов МО Юцкий сельсовет <адрес> Исполняющей полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета <адрес>ФИО9, однако справка об исполнении полномочий депутата заверена подписью заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета <адрес>ФИО10, сведения подтверждающие её полномочия представлены не были. Тем самым считает, что данный документ оформлен с нарушением и не может являться документом, подтверждающим сведения о статусе депутата.

Кроме того административный истец указывает на то, что в своем заявлении о регистрации ФИО2 в графе «место работы» указывает «безработный», однако в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ в случае отсутствия основного места работы или службы - кандидат указывает род занятий. При подаче заявления о регистрации кандидата ФИО2 приложил копию справки подтверждающей статус безработного, однако в нарушение действующего законодательства указанная справка не заверена надлежащим образом (кандидатом), таким образом указанное нарушение является основанием для отказа в регистрации кандидата. В последствии кандидатом был предоставлен оригинал справки подтверждающей его статус безработного, однако по мнению административного истца этот документ является излишне предоставленным документом, так как законодательством предусмотрено предоставление только заверенной копии документа.

В дополнение административный истец ссылается на то, что исходя из содержания заявления об изготовлении подписных листов в домашних условиях видно, что кандидат не произвел оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и не предоставил в ТИК документы об оплате изготовление за счет средств избирательного фонда в соответствии с требованиями федерального закона, а всего лишь произвел оплату за приобретение канцтоваров, что подтверждается копией счет на оплату.

Перечисленные административным истцом доводы суд считает несостоятельными, поскольку исходя из представленных суду документов, исследованных в судебном заседании, ФИО2 в избирательную комиссию <адрес> представлены все необходимые документы, которые соответствовали нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 50-кз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>" (принят <адрес>ДД.ММ.ГГГГ).

Территориальной избирательной комиссией <адрес> вынесено постановление от от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу » в соответствии с нормами Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 50-кз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>" (принят <адрес>ДД.ММ.ГГГГ).

Регистрация ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу не нарушает принцип равенства кандидатов и не создает препятствий в реализации избирательного права.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковым требований ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа <адрес> первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение пяти дней со дня изготовления мотивированной части решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Предгорный районный суд, <адрес>.

Мотивированная часть решения суда изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: А.А. Буренко