ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-154/2022 от 26.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> Дело а-154/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н..,

с участием представителя Совета министров Республики Крым Еленского М.М., представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Алиева М.С., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Джемилевой Эльвиры Юнусовны к Совету министров Республики Крым заинтересованное лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Джемилева Эльвира Юнусовна (далее истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019года № 631-ЗPK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» недействующим с момента принятия в части в разделе 1 слова «обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019года № 631-ЗPK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до дня вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной социальной меры поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимися в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Респубилки Крым №116-ЗРК/2020», в ст. 3 раздела 3 слова «принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона №116-ЗРК/2020».

Определением от 06.06.2022 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

В судебном заседании, которое состоялось, 15.06.2022 года истец настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Определением от 30.06.2022 года по ходатайству Совета Министров Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее Министерство).

В судебном заседании 07.07.2022 года представители Совета министров Республики Крым и Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее Министерство) предоставили возражения на административное исковое заявление.

Истец в судебные заседания, которые состоялись 30.06.2022 года и 07.07.2022года, не явилась о днях и времени их проведения была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направила.

Рассмотрение дела было отложено, в адрес истца направлены возражения Совета министров Республики Крым и Министерства.

Истец направила 05.08.2022 года пояснения на возражения.

В судебном заседании 18.08.2022 года представители Совета министров Республики Крым и Министерства предоставили дополнительные возражения на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

В рассмотрении дела был объявлен перерыв для предоставления истцу возможностей ознакомится с дополнительными возражениями, предоставленными представителями Совета министров Республики Крым и Министерства.

В адрес Верховного Суда Республики Крым истец 24.08.2022 года направила пояснения на дополнения к возражениям, просила рассмотреть дела без её участия.

В судебном заседании, состоявшемся 26.08.2022 года, представители Совета министров Республики Крым и Министерства настаивали на отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в пояснениях (с учетом дополнений). Истец в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила.

Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителей Совета министров Республики Крым, Министерства, прокурора, изучив ходатайство истца, руководствуясь ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело с участием явившихся в судебное заседание представителей участников процесса.

Прокурор в судебном заседании 26.08.2022 года предоставил заключение, указав на то, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Совета министров Республики Крым, Министерства, выслушав пояснения истца, представителей Совета министров Республики Крым, Министерства, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Советом Министров Республики Крым 16.10.2020 года в соответствии со ст.83,84 Конституции Республики Крым, ст.ст.28,41 Закона Республики Крым от 29.05.2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органах государственной власти Республики Крым», ст.2 Закона Республики Крым от 14.10.2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» принято Постановление от №659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» ( далее Порядок № 659).

Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что с 27.08.2020 года у неё родился сын Сачок Аким Олегович, после чего у неё в соответствии с положениями ст.3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» возникло право на получение дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей. Истец обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, получила отказ, в котором имеется ссылка на положения Порядка № 659.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом министров Республики Крым 16.10.2020 года Постановления от №659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» затрагивает интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Ст.76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения, которые, обязательны к исполнению в Республике Крым (ст.84 Конституции Республики Крым).

Государственным Советом Республики Крым 14.08.2019 года принят Закон Республики Крым №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» ( далее Закон № 631-ЗРК), которым установлена в Республике Крым дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, определен порядок её предоставления.

Государственным Советом Республики Крым 14.10.2020 года принят Закон Республики Крым №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее Закон №116-ЗРК), согласно ст.1 которого до 01.01.2024 года приостановлено действие Закона № 631-ЗРК.

В соответствии со ст.2 Закона №116-ЗРК на Совет министров Республики Крым возложена обязанность установить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу настоящего Закона.

Согласно ст.41 Закон Республики Крым от 29.05.2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» (далее Закон № 5-ЗРК) Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Совета министров Республики Крым, которые принимаются в порядке, установленном его Регламентом (ч.2 и ч.3 ст.41 Закона -ЗРК).

Постановление Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 года №659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» опубликовано 16.10.2020 года на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (http://rk.gov.ru).

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Постановление от 16.10.2020 года №659 принято высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура его принятия соблюдена. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.

В п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Истец, обращаясь с настоящим административным иском в суд, указывает на то, что Порядок №659 противоречит положениям Закон №116-ЗРК.

Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции при законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано(постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 года№8-П, от 23.04.2004 года №9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 года №415-О, от 04.04.2006 года № 89-О).

При изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Российской Федерации, это оказывается объективно невозможным, - по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки. Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенным к органам публичной власти требованиям обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03. 2018 года № 13-П).

Как указано выше, Государственным Советом Республики Крым 14.08.2019года принят Закон № 631-ЗРК, которым установлена в Республике Крым дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, определен порядок её предоставления.

Ст.3 Закон № 631-ЗРК устанавливает, что возникающее однократно право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу(ч.1).

В ч.2, ч.3 ст.3 Закон № 631-ЗРК определен механизм возникновения права на указанную дополнительную меру социальной поддержки.

Ст.4 Закона №631 –ЗРК определен порядок выдачи сертификата на получение указанной дополнительной меры поддержки.

Советом Министров Республики Крым 10.10.2019 года принято Постановление №574, которым утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», которое разработано в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, и определяет порядок выдачи сертификата (его дубликата) на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, в том числе форму сертификата, правила подачи заявления о его выдаче и перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий и перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, в соответствии с Законом №631-ЗРК ( п.1).

Государственным Советом Республики Крым 14.10.2020 года принят Закон №116-ЗРК, в соответствии с которым приостановлено до 01.01.2024 года действие Закона № 631-ЗРК (ст.1).

Советом министров Республики Крым 16.10.2020 года принято Постановление № 656, которым приостановлено до 01.01.2024 года действие Постановление №574, которым утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Ст.2 Закона №116-ЗРК возлагает на Совет Министров обязанность установить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии Законом № 631-ЗРК.

Во исполнение указанных выше положений Закона №116-ЗРК Советом министров Республики Крым 16.10.2020 года принято Постановление №659, которым утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» ( далее Порядок №659), который определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020 (п.1).

При изучении положений Порядка № 659 становится очевидным, что этот нормативный правовой акт регулирует отношения, возникшие между гражданами, имеющими согласно Закона №631-ЗРК право на дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям и обратившимся в компетентные органы с соответствующими заявлениями до вступления в силу Закона №116 –ЗРК, то есть до 14.10.2020 года, и органами труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по оформлению сертификата по предоставлению этой дополнительной меры социальной поддержки в условиях приостановления действия до 01.01.2024 года Закона №631-ЗРК.

Материалы дела свидетельствуют о том, что у истца 27.08.2020 родился сын Сачок Аким Олегович, после чего у неё в соответствии с положениями ст.3 Закона № 631-ЗРК/2019 возникло право на получение дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, она 27.07.2021 года, то есть после приостановления действия Закона №631-ЗРК, обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, получила 28.07.2021года отказ в принятии этого заявления с указанием на то, что согласно Закону № 116-ЗРК предоставление такой дополнительной меры социальной поддержки приостановлено до 01.01.2024 года.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что истец не относится к числу лиц, на которых распространяется действие Порядок №659.

Материалы дела не содержат доказательств того, что обжалованные истцом положения р.1, а также ст.3 р.3 Порядка № 659 не соответствуют Закону №116-ЗРК, поскольку, как указано, выше ст.2 этого закона на Совет министров Республики Крым возложена обязанность установить порядок предоставления такой дополнительной меры социальной поддержки, право на получение которой возникло в соответствии с Законом № 631-ЗРК после подачи необходимых заявлений в компетентные органы до вступления в его силу, то есть до 14.10.2020года.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что после принятия Советом Министров Республики Крым Порядка №659 истец не лишена возможности получения дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, предусмотренной Законом № 631-ЗРК, подав после 31.12.2023 года необходимые документы в компетентный орган согласно Постановлению №574, что опровергает изложенные в административном исковом заявлении утверждения о том, что с принятием обжалуемого в части Порядка №659 сузился круг лиц, имеющих право на получение указанной выше меры социальной поддержки.

Истцом не представлены доказательства того, что принятие Советом министров Республики Крым Порядка № 659 привело к отмене в Республике Крым принятых ранее публично-правовых обязательств по предоставлению указанной дополнительной меры социальной поддержки на территории Республики

Материалы дела свидетельствую о том, что Совет Министров Республики Крым с целью достижения баланса между публичными и частными интересами, с учетом состояния бюджета этого субъекта Российской Федерации, исполняя требования Закона №116-ЗРК, предпринял необходимые усилия к сохранению прав граждан Республики Крым по получение дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, предусмотренной Законом № 631-ЗРК, действия которого приостановлено до 01.01.2024 года, что свидетельствует о неизменности официально признанного статуса граждан, которые имею право на получение такой дополнительной меры социальной поддержки, действенности их государственной защиты, опровергает изложенные в исковом заявлении утверждения о том, что право на получение такой выплаты не будет реализовано.

В силу изложенного, по результатам изучения материалов дела Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Порядок №659 не изменяет и не отменяет установленное Законом № 631-ЗРК/2019 право на получение дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, что свидетельствует о том, что при его принятии был соблюден принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.

Изучив обоснование заявленных требований, содержания обжалуемых истцом положений Порядка №659, принимая во внимание соблюдение Советом министров Республики Крым порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого в части Постановления от 16.10.2020 года №659, Верховный Суд Республики Крым в соответствии с пунктом 2 ч.2 ст.215 КАС РФ считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Джемилевой Эльвиры Юнусовны к Совету министров Республики Крым заинтересованное лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляцион-

ный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>