ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-154/2022 от 28.03.2022 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело а-154/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года <адрес> край

Бикинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.

при секретаре ФИО2

с участием заместителя Бикинского городского прокурора ФИО3, представителя ответчика - администрации Бикинского муниципального района <адрес>ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Бикинской городской прокуратурой в ходе надзорных мероприятий в <адрес> установлено, что МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» не принято мер по обустройству тепловой изоляции: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка; центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка. В нарушение ч. 3 ст. 14, ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. ст. 6, 20 Федерального закона № 190-ФЗ, п. п. <дата>, <дата>, <дата> Правил ТЭЭУ теплоснабжающая организация не выполнила надлежащую тепловую изоляцию: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка; центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка. Изложенное привело к тому, что температура на входе в сеть МКД для детей сирот в Восточном городке по состоянию на <дата> при температуре на улице в минус 35 градусов составила всего 60 градусов (должна составлять не менее 95 градусов). Обозначенная разница в температурах свидетельствует о том, что в настоящее время предприятием обеспечивается обогрев улицы, территорий общего пользования в ущерб интересов потребителей, в том числе финансируемых из местных бюджетов. Трубы с низким уровнем теплоизоляции требуют гораздо больше ресурсов теплоснабжения, следовательно, допущенным бездействием созданы условия для перерасхода угля, увеличения затрат на его приобретение, стоимости коммунальных услуг, оплаты теплопотерь за счет потребителей. Выявленные нарушения обусловлены просчетами предприятия в обозначенном вопросе, ненадлежащей подготовкой к отопительному периоду, отсутствием должного контроля руководства за работой подчиненных в обозначенном направлении. Установлено, что учредителем предприятия, собственником тепловых сетей, выступает администрация Бикинского муниципального района <адрес>. По представлениям прокурора от <дата> действенные меры по обустройству тепловой изоляции не принято. Из ответа собственника имущества (администрации района), теплоснабжающей организации следует, что обязанность не исполнена из-за отсутствия денежных средств. При этом, ни собственником имущества, ни теплоснабжающей организацией не принято во внимание что население, иные потребители коммунальной услуги, не обязаны разделять коммерческие и иные риски, которые несет орган местного самоуправления, предприятие в связи с обеспечением теплоснабжения. Финансирование в рассматриваемом случае обеспечивается заблаговременно, теплоизоляция выполняется до начала отопительного сезона в ходе подготовки.

Просит признать бездействие администрации Бикинского муниципального района <адрес> в части нерешения в <адрес> проблемы неудовлетворительного состояния тепловой изоляции: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка; центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка - незаконным.

Возложить на Администрацию Бикинского муниципального района <адрес> обязанность до начала отопительного сезона 2022-2023 года обеспечить финансирование обустройства в <адрес> тепловой изоляции: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка, а также центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка.

Возложить на МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» обязанность до начала отопительного сезона 2022-2023 года обустроить тепловую изоляцию центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка, а также центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка в <адрес> в соответствие с п. п. <дата>, <дата>, <дата> Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от <дата>.

В судебном заседании заместитель Бикинского городского прокурора ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> действующая на основании доверенности ФИО4 не возражала против удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание представитель административного ответчика МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву указали, что с исковыми требованиями согласны, предприятие осуществляет деятельность по эксплуатации котельных , с июля 2017г. Тепловые сети данных объектов были переданы в хозяйственное ведение на основании распоряжения администрации Бикинского муниципального района -р от 25.12.2020г., с июля 2017г. по 26.07.2019г. –данные сети не имели собственника. С 26.07.2019г. по 25.12.2020г. распоряжением Администрации Бикинского муниципального района от 26.07.2019г. -Р МУП «ЖКХ БМР» определили как теплоснабжающая организация по содержанию и обслуживанию бесхозяйственных теплосетей. В связи с тем, что их организация за весь период работы находится в тяжелом финансовом положении, они не однократно обращались за помощью в администрацию Бикинского муниципального района, но финансовой помощи так и не получили, организация осуществляла текущий ремонт малых участков теплосетей своими силами. Данные сети были переданы в неудовлетворительном состоянии, без ремонта.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация надежного теплоснабжения в сельских поселениях, в том числе принятие мер по его обеспечению в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств является вопросом местного значения районного уровня.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на территориях сельских поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Бикинского городского прокурора от <дата>, решено провести проверку МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района». Основание проведения проверки: информация о ненадлежащем обеспечении теплоизоляцией трубопроводов тепловых сетей в <адрес> проходящих у домов №, 6, 7, 8, 324, 336 Южного городка, здания детского сада , <адрес>, возводимого МКД для детей сирот Восточного городка. Предметом проверки является соблюдение законодательства о теплоснабжении. Срок проверки с <дата> по <дата>.

Распоряжением главы Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>-р вышеуказанные сети закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района».

Бикинским городским прокурором в адрес администрации Бикинского муниципального района <адрес><дата> направлено предписание об устранении нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности, ЖКХ.

<дата> администрацией Бикинского муниципального района <адрес> в адрес Бикинского городского прокурора направлен ответ на представление, указано, что по информации представленной муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» тепловые сети МКД , , , , здания д/с имеют подземную бесканальную прокладку, в связи с чем, обустройство трубопроводов тепловой изоляции не требуется. В неудовлетворительном состоянии находится центральный ствол тепловой сети котельной . На данный момент времени МУП «ЖКХ БМР» изыскивает денежные средства для устранения указанного нарушения (приобретено 10 рулонов утеплителя, 500м стеклоткани, 650м. проволоки для частичной замены теплоизоляции). Тепловая сеть МКД для детей сир от построенного в Восточном городке имеет смешанную прокладку: надземный и подземный. Трубопровод находится в ПТУ теплоизоляции, обустроенной в сентябре 2021, и соответствует Правилам ТЭЭУ. За период работы МУП «ЖКХ БМР» перерасхода угля и следовательно увеличения затрат не его приобретение не возникало. Оплата теплопотерь за счет потребителей коммунального ресурса невозможна, так как все МКД и предприятия Лермонтовского сельского поселения оснащены приборами теплового учета. Администрация Бикинского муниципального района <адрес> сообщает, что надлежащая тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей МКД №., 336 и 759 будет произведена теплоснабжающей организацией при первой возможности при наличии денежных средств.

Согласно ч. 1, 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, наличие теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей является одним из критериев готовности предприятий ТЭК ЖКХ к отопительному периоду. Теплоснабжающие организации обязаны: организовать наладку тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей, надежное теплоснабжение потребителей.

Помимо изложенного, п. <дата> Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от <дата> для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

Пунктом <дата> Правил ТЭЭУ определено, что конструкция тепловой изоляции должна исключать деформацию и сползание теплоизоляционного слоя в процессе эксплуатации.

В соответствии с п. <дата> Правил ТЭЭУ, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию.

Пунктами 4.1, 4.2 СП 61.13330.2012. Свод правил. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003 обозначено, что наличие теплоизоляции призвано снизить теплопотери до нормативных, обеспечит безопасную для человека температуру поверхности трубы.

В нарушение ч. 3 ст. 14, ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. ст. 6, 20 Федерального закона № 190-ФЗ, п. п. <дата>, <дата>, <дата> Правил ТЭЭУ теплоснабжающая организация не выполнила надлежащую тепловую изоляцию: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка; центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка.

Это привело к тому, что температура на входе в сеть МКД для детей сирот в Восточном городке по состоянию на <дата> при температуре на улице в минус 35 градусов составила всего 60 градусов (должна составлять не менее 95 градусов).

Обозначенная разница в температурах свидетельствует о том, что в настоящее время предприятием обеспечивается обогрев улицы, территорий общего пользования в ущерб интересов потребителей, в том числе финансируемых из местных бюджетов.

Трубы с низким уровнем теплоизоляции требуют гораздо больше ресурсов теплоснабжения, следовательно, допущенным бездействием созданы условия для перерасхода угля, увеличения затрат на его приобретение, стоимости коммунальных услуг, оплаты теплопотерь за счет потребителей.

Выявленные нарушения обусловлены просчетами предприятия в обозначенном вопросе, ненадлежащей подготовкой к отопительному периоду, отсутствием должного контроля руководства за работой подчиненных в обозначенном направлении.

Учредителем предприятия, собственником тепловых сетей, выступает администрация Бикинского муниципального района <адрес>.

В силу пп. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6 к компетенции администрации района относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом в муниципальной собственности.

В это связи, обеспечение бюджетного финансирования затрат, не вошедших в тариф по результатам его защиты (т.е. затрат, признанных уполномоченным органом не подлежащими оплате за счет потребителей коммунальной услуги) относится к компетенции собственника имущества, в случае, если предприятие не в состоянии обеспечить финансирование теплоизоляцию тепловой сети за счет своей прибыли, поскольку обозначенные затраты обусловлены решением вопроса местного значения.

По представлениям прокурора от <дата> действенные меры по обустройству тепловой изоляции не принято. Из ответа собственника имущества (администрации района), теплоснабжающей организации следует, что обязанность не исполнена из-за отсутствия денежных средств.

В связи с тем, что, администрацией Бикинского муниципального района и МУП «ЖКХ БМР» до настоящего времени не принято достаточных мер, направленных на обеспечение надежности теплоснабжения населения, а также на обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, бесперебойное обеспечение коммунальной услугой по теплоснабжению, требования Бикинского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бикинского городского прокурора <адрес> – удовлетворить.

Признать бездействие администрации Бикинского муниципального района <адрес> в части не решения в <адрес> проблемы неудовлетворительного состояния тепловой изоляции: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка; центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка - незаконным.

Обязать Администрацию Бикинского муниципального района <адрес> до начала отопительного сезона 2022-2023 года обеспечить финансирование обустройства в <адрес> тепловой изоляции: центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка, а также центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка.

Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» до начала отопительного сезона 2022-2023 года обустроить тепловую изоляцию центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № (детский сад ), 5, 336 Южного городка, а также центрального ствола тепловой сети котельной и отходящих от него надземных трубопроводов тепловой сети к домам № , 388 Восточного городка в <адрес> в соответствие с п. п. <дата>,<дата>, <дата> Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от <дата>.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Бикинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Лавенецкая

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.04.2022