ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-156/17 от 05.10.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-156/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 октября 2017 года <адрес> УР

Верховный Суд У. Республики в составе:

судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Пенькиной Н.В.,

с участием: прокурора – Борзенковой Т.А., представителя ООО "Автомир" - Дмитриенко Д.В., представителя П. У. Республики – Тихомировой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Автомир" о признании 5 номера по порядку Приложения 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" в отношении земельных участков на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим со дня его принятия,

У С Т А Н О В И Л:

ООО "Автомир" (далее по тексту – административный истец) обратилось в Верховный суд У. Республики с административным исковым заявлением о признании постановления П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 недействующим в части подпункта 5 Приложения 1 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, в отношении земельных участков для территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" со дня его принятия.

Требования мотивированы тем, что является арендатором предназначенного для размещения магазина земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, с кадастровой стоимостью 4 953 581,49 рубль.

ДД.ММ.ГГГГП. У. Республики принято постановление о внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

В соответствии с которым было утверждено новое Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. В приложении 1 к Положению были установлены значения ставок арендной платы в размере 3% за земельные участки с видом разрешенного использования, в том числе магазины для территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское", в то время как ранее эта ставка составляла 0,5 % для земельных участков для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания в <адрес>.

В результате изменения значения ставки арендная плата увеличилась в 6 раз (с 24 767,91 рублей до 148 607 рублей).

Административный истец полагает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утвержденных Постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 582, а именно :

- принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.

ООО "Автомир" полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, поскольку увеличивает расходы на арендные платежи.

Входе подготовки административного дела к судебному разбирательству административным истцом были уточнены заявленные требования, и окончательно были сформулированы следующим образом:

- признать 5 номер по порядку Приложения 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 в отношении земельных участков на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим со дня его принятия.

Представитель административного истца Дмитриенко Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, настаивая на недостаточной мотивированности экономического обоснования.

Представитель П. У. Республики Тихомирова К.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указывала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, то есть У. Республики и П. У. Республики. С соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание данного нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: У. Республики, <адрес>, для размещения магазина, на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет арендной платы по договору производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка в соответствии "Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" утвержденным постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 172.

Административным истцом оспаривается в части названное постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 172 в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пунктам "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Статьёй 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена ( пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

П. У. Республики осуществляет исполнительную власть У. Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти У. Республики (статья 1 Закон УР от ДД.ММ.ГГГГ N 84-РЗ "О П. У. Республики").

Таким образом, судом установлено, что порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти - П. У. Республики.

Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения величина годовой арендной платы за земельные участки определяется посредством базовой ставки арендной платы за землю, установленная в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка согласно приложению 1.

Пунктом 5 приложения 1 названного Положения было установлено значение базовой ставки арендной платы за земельный участок с видом разрешенного использования для размещения объектов торговли, в том числе стационарных объектов торговли в городе Глазове 1,75%.

ДД.ММ.ГГГГ Постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 опубликовано в периодическим печатным изданием "У. правда".

Кроме того данное постановление зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ № RU <данные изъяты>.

В последующем постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 164 внесены изменения в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

В соответствии с которым изменено наименование, а так же Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности У. Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, изложено в редакции согласно приложению.

Согласно 5 номера по порядку Приложения 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" значение ставки арендной платы установлена в размере 3 % для земельных участков на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" и предназначенных размещения магазинов.

Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 100 "О Регламенте П. У. Республики" установлен порядок согласования проекта акта П. (пункт 20). В соответствии с которым проект согласовывается:

1) заместителем Руководителя Администрации - начальником Правового управления Администрации Президента и П. У. Республики;

2) руководителем исполнительного органа государственной власти, структурного подразделения Администрации, органа и (или) организации, указанным в тексте данного проекта, и (или) в соответствии с их компетенцией;

3) Руководителем Администрации, заместителем Председателя П. или иным членом Президиума П., курирующим соответствующую сферу деятельности в соответствии с распределением обязанностей;

4) министром экономики У. Республики в случае, если проект акта П. содержит вопросы, касающиеся экономической политики У. Республики (за исключением государственной политики в сфере инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства), разработки, реализации планов мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития У. Республики, государственных программ У. Республики (за исключением мероприятий в сфере инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства), поставок продукции, работ, услуг для государственных нужд У. Республики, государственного республиканского резерва У. Республики, мобилизационного плана экономики У. Республики, социально-экономического развития районов и городов У. Республики, лицензирования отдельных видов деятельности и предоставления бюджетных средств на возвратной, срочной, платной основе;

4.1) руководителем Агентства инвестиционного развития У. Республики в случае, если проект акта П. содержит вопросы, касающиеся государственной политики в сфере инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства;

5) заместителем Председателя П. - министром финансов У. Республики в случае, если проект акта П. содержит финансовые и бюджетные вопросы;

6) заместителем Председателя П. - министром имущественных отношений У. Республики в случае, если проект акта П. содержит вопросы имущественных и земельных отношений, приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами У. Республики, регулирования рынков недвижимости и ценных бумаг, оценочной деятельности;

7) министром труда У. Республики в случае, если проект акта П. содержит вопросы утверждения и изменения предельной численности аппаратов исполнительных органов государственной власти, оплаты труда, организации труда в исполнительных органах государственной власти, а также в организациях, финансируемых из бюджета У. Республики;

8) Уполномоченным по защите прав предпринимателей в У. Республике в случае, если проект акта П. содержит вопросы осуществления предпринимательской деятельности.

Министерство имущественных отношений У. Республики является исполнительным органом государственной власти У. Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений, координации деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти У. Республики, по управлению объектами собственности У. Республики, включая земельные участки, по предоставлению государственных услуг в сфере своей деятельности (пункт 1 положения о Министерстве имущественных отношений У. Республики утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 728 "О Министерстве имущественных отношений У. Республики").

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 названного положения Министерство имущественных отношений У. Республики разрабатывает и вносит на рассмотрение П. У. Республики проекты правовых актов У. Республики по вопросам имущественных и земельных отношений, приватизации, управления и распоряжения объектами собственности У. Республики и земельными ресурсами, расположенными на территории У. Республики, финансового оздоровления и банкротства организаций.

Таким образом, судом установлено, что Министерство имущественных отношений У. Республики является исполнительным органом государственной власти У. Республики который разрабатывает и вносит на рассмотрение П. У. Республики проекты нормативных правовых актов по порядку определения размера арендной платы в отношении земельных участков, в том числе и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Из представленных административным ответчиком письменных доказательств: телефонограммы, справок согласования, писем Глав муниципальных образований, письма Министерства имущественных отношений У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерства имущественных отношений У. Республики являлось разработчиком проекта оспариваемого нормативного правового акта.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Проанализировав названные ранее регламент, положение о Министерстве имущественных отношений У. Республики, а так же факт того, что разработчиком оспариваемого проекта нормативного правового акта является названное министерство суд приходит к выводу, что существенные положения порядка принятия оспариваемого нормативного правого акта соблюдены, о чем свидетельствует факт разработки профильным органом, что автоматически влечет предусмотренную регламентом процедуру согласования (подпункт 6 пункта 20 Регламента), а так же принятие оспариваемого нормативного правого акта П. У. Республики в соответствии с компетенцией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 84-РЗ "О П. У. Республики" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П. У. Республики.

Официальное опубликование которых осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия (пункт 5 статьи 13 Закона УР "О П. У. Республики").

Правовые акты П. У. Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия У. Республики", газете "У. правда", газете "Удмурт дунне", Собрании законодательства У. Республики, или путем размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой У. Республики (пункт 6 статьи 13 Закона УР "О П. У. Республики").

Оспариваемое постановление П. У. Республики принято ДД.ММ.ГГГГ, и опубликовано на официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ, на официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, а так же зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>.

С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 9, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», оспариваемый нормативный правовой акт по своему содержанию, форме и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом.

При этом помимо порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены так же его форма, правила введения в действие и его опубликования.

Размер арендной платы за земельный участок в соответствии с частью 1 статьи 39.7 ЗК РФ определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт должен соответствовать основным принципам определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановление П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

На ДД.ММ.ГГГГП. Российской Федерации были утверждены следующие основные принципы:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

В результате проверки содержания оспариваемых положений Приложения 1 к Положению утверждённого постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 в редакции от ДД.ММ.ГГГГ на соответствие актам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 209-О соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. В свою очередь судебные органы должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, выявлять, проводились ли при принятии нормативного правого акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

В обоснование соответствия оспариваемой части нормативного правового акта принципу экономической обоснованности П. У. Республики представлено заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ – ведущего экономиста ГУП «Удмурттехинвентаризация», кандидата экономических наук –Шалунова В.И. по вопросу экономической обоснованности размера арендных ставок на земельные участки в том числе расположенные на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское".

В соответствии с которым для доходоприносящей недвижимости, а именно для земельных участков для предпринимательства (торгово-офисного назначения) экономически обоснованный размер арендных ставок за земельные участки расположенные на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" составляет 3%.

При оценивании стоимости аренды ведущим экономистом ГУП «Удмурттехинвентаризация» взяты в расчет вложения средств инвесторов, рыночная цена объектов, то есть им устанавливались рыночная цена недвижимого имущества и рыночная арендная ставка посредством исследования стоимости аренды других подобных объектов. При этом в качестве базы для расчета арендной платы выступила кадастровая стоимость. Анализ рынка продаж годовой арендной платы за пользование земельными участками за 2016-2017 года проводился на основании информации размещенной в сети интернет (сайт http://torgi.gov.ru).

Проанализированы были множественность объектов – земельных участка, в том числе их место нахождение, назначение использования (размещение индивидуального гаража, индивидуальное жилищное строительство, магазин/магазины, личное подсобное хозяйство, обслуживание автотранспорта, склады), годовая арендная плата, кадастровая стоимость земельного участка, коэффициента пропорциональности.

Установленная потенциальная ставка аренды была проанализирована по отношению к ставке по кредитам, при покупке земли и ставке земельного налога, так как она не должна превышать процентной ставке по кредитам и быть меньше ставки земельного налога. При этом использовались сведения «Статистического бюллетеня Банка России (288) март 2017» и ставки налогов на ДД.ММ.ГГГГ в У. Республике установленные нормативными актами органов местного самоуправления.

Так же при определении экономической обоснованности были учтены риски управлениям инвестициями, издержки (расходы связанные с содержанием сдаваемого в аренду имущества).

В результате этого сделан вывод, что по аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ставка арендной платы должна состоять из ставки налога и издержек за управлением имуществом, при высокой коммерческой привлекательности и низкой сложности управления, то есть меньшими требованиями со стороны арендаторов в отношении земель под производственно-складскую деятельность.

Проанализировав представленное административным ответчиком названное заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу, что при в оспариваемой части нормативный правой акт соответствует принципу экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, то есть соответствует критерию который установлен Постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

Кроме того о соответствии принципу экономической обоснованности свидетельствуют анализ и оценка экономических, и иных факторов влияющих, то есть помимо оценки местоположения и градостроительной ценности проведен многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Доводы представителя административного истца основаны на субъективной оценки названного заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, которое соответствует положениям статьи 61 КАС РФ, поэтому является надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим соответствие принципу экономической обоснованности оспариваемой части нормативного правового акта.

Экономически обоснованный размер арендных ставок за земельные участки расположенные на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" равный 3% административным ответчиком доказан.

Проверяя соответствие оспариваемой части нормативного правого акта принципу предсказуемости расчета размера арендной платы суд приходит к выводу, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не предусматривает возможность пересмотра размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, поэтому оснований для признания оспариваемой части нормативного правового акта не соответствующим данному принципу нет.

Кроме того в оспариваемой части нормативный правовой акт соответствует так же принципу простаты расчета арендной ставки, поскольку установленная ставка арендной платы не требует дополнительного расчета, а сама арендная плата определяется как процентное отношение ставки от кадастровой стоимости земельного участка.

Рассматривая соответствие оспариваемой части нормативного правового акта принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователя при переоформлении прав суд установил, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, предельный размер арендной платы который не должен превышать в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков распространяется на землепользователей и землевладельцев переоформляющим права на земельные участки в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к коим административный истец не относится.

Следовательно, в оспариваемой части нормативный правовой акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая, что судом не установлено обстоятельств ухудшения экономического состояния землепользователя при переоформлении прав оспариваемой частью нормативного правого акта, то отсутствуют основания для признания оспариваемой части нормативного правового акта противоречащей данному принципу.

Доводы административного истца основаны на ошибочном представлении фактических обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права.

Судом так же не установлено обстоятельств того, что оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит принципу необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, так как административный истец являясь хозяйствующим субъектом целью которого является извлечение прибыли, а не осуществление социально значимой деятельности. Поэтому отсутствуют основания для признания оспариваемой части нормативного правового акта противоречащей данному принципу. Кроме того в оспариваемой части нормативный правовой акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При проверки оспариваемой части нормативного правового акта на противоречие принципу запрета суд исходит из того, что необоснованность предпочтений означает ограничение конкуренции/дискриминационный характер в отношении субъектов отношений в рамках соответствующего муниципального образования.

Таких обстоятельств судом в оспариваемой части нормативного правого акта не усматривается виду единства подхода при определении размера ставки по конкретному виду деятельности.

Следовательно, в оспариваемой части нормативный правовой акт не противоречит данному принципу.

Суд так же отмечает, что отсутствуют основания полагать, что оспариваемая часть нормативного правового акта не является определенной. В оспариваемой части нормативный правовой акт не вызывает неоднозначного толкования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемою часть нормативного правого акта не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии нормативного правового акта соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия субъекта Российской Федерации - У. Республики, как и соблюдены форма и вид нормативного правового акта, процедура его принятия и введения в действие, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.

С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "Автомир" о признании 5 номера по порядку Приложения 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 172 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности У. Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" в отношении земельных участков на территории муниципальных образований "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "<адрес>", "Камбарское", "Балезинское", "Игринское", "Кезское", "Увинское" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим со дня его принятия.

Возложить обязанность на П. У. Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Захарчук