ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-156/19 от 01.11.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело а-156/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО5 и представителя административного истца ООО «Теплосервис» ФИО4 (доверенность на л.д. 17),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале административное дело по административному исковому заявлению ООО «Теплосервис» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Теплосервис» в лице представителя ФИО4 (доверенность на л.д.17) обратилось в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 05:40:000045:1031 площадью 1580 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, 3 МКР Юго-Западного жилого района, позиция 3, право собственности на указанный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН.

В обоснование иска ссылалось на то, что земельный участок принадлежит Обществу на праве собственности, он постановлен на государственный кадастровый учет 12.02. 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата> установлена в размере 13.533.158,2 рублей. Указанная кадастровая стоимость устанавливается в целях налогообложения, поэтому завышенная кадастровая оценка нарушает права и интересы Общества. Согласно представленного отчета оценщика ФИО3, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером о5:40:000045:1031 площадью 1580 кв.м. составляет 5.239.000 рублей.

Представитель ООО «Теплосервис» по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, установленную заключением судебного эксперта в сумме 5.338.804 рубля.

Помимо этого представитель ФИО4 подала заявления об отказе от части исковых требований, а именно от требований об обязании ответчиков внести в кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000045:1031 рыночную стоимость в размере 5239000 рублей, поясняя, что в этой части спора между Обществом и ответчикам не имеется.

Отказ принят судом, поскольку интересы и права административного истца не нарушает.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Административный ответчик Управление Росреестра по РД, третьи лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», администрация МО «город Махачкала», извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, поэтому административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного истца и объяснения представителя административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований представителя ООО « Теплосервис» ФИО4

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:1031 площадью 1580 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, 3 МКР Юго-Западного жилого района, позиция 3, относящийся к категории «земель населенных пунктов», с видом разрешенного использования «под строительства офиса с магазином стройматериалов, для прочих объектов лесного хозяйства » (л.д. 18-25).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <дата> следует, что в отношении принадлежащего ООО «Теплосервис» земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 15.533.158,2 рублей (л.д.9).

Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III. 1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Представитель ООО «Теплосервис» ФИО4, ссылаясь на указанные нормы права, обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ООО «Теплосервис» земельного участка равной его рыночной стоимости на <дата>

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно материалам административного дела, принадлежащий ООО «Теплосервис» земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <дата>, однако датой, на которую сформирован земельный участок, является – <дата>.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от <дата>, составленный оценщиком ФИО3, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000045:1031 площадью 1580 кв.м., составляет 5.239.000 руб.( л.д. 26-91).

При исследовании отчета оценщика возникли сомнения в его объективности, соответствии отчета требованиям ФСО и закону «Об оценочной деятельности» в части подбора аналогов исследуемому земельному участку, их месторасположению, характеристикам участков, поправочным коэффициентам, в связи с чем отчет оценщика не может быть признан допустимым доказательством.

Для выяснения этого вопроса определением суда от <дата> по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан ФИО5 назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» ( л.д. 107-109).

В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» ФИО6 от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000045:1031 площадью 1580 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, 3 мкр Юго-западного жилого района, позиция 3, составляет 5.338.804 рубля ( пять миллионов триста тридцать восемь тысяч восемьсот четыре рубля) по состоянию на <дата>

Исследованием указанного заключения установлено, что для определения рыночной стоимости оцениваемого земельного участка был использован сравнительный подход, при котором соблюдены требования закона об оценочной деятельности, подобраны три аналога исследуемому земельному участку, также предназначенных под производственную зону, соответствующие характеристикам исследуемого земельного участка, иным требованиям закона и по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – на <дата> установлена рыночная стоимость исследуемого земельного участка в размере 5338804 рубля ( пять миллионов триста тридцать восемь тысяч восемьсот четыре рубля) по состоянию на <дата>.

Лица, участвующие в деле, ходатайства о допросе эксперта ФИО6 не заявили. Представитель ООО «Теплосеовис» ФИО4 с выводами эксперта согласна, в судебном заседании обратилась с заявлением об уточнении требований и просила определить кадастровую стоимость земельного участка равной 5338804 рублей, как установлено судебным экспертом.

Оценивая заключение эксперта ФИО6 по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к выводу, что выводы эксперта ФИО6 являются обоснованными, в связи с чем, заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу ООО «Теплосервис» земельного участка по состоянию на <дата> в размере 5338804 рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения эксперта ФИО6 от <дата>, административными ответчиками в суд не представлено, ходатайства о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления представителя ООО «Теплосервис» ФИО4 об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка в размере, установленном заключением судебного эксперта ФИО6 от <дата>.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, т.е. с Правительства Республики Дагестан.

Руководитель ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм»» ФИО6 обратился с заявлением об оплате расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 30 тысяч рублей, приложив счет и реквизиты для оплаты денежных средств.

В соответствии с положениями статьи 109 ГПК РФ указанные расходы подлежат взысканию в Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм»».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного Суда Республики Дагестан

решил:

административное исковое заявление представителя ООО «Теплосервис» ФИО4 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО «Теплосервис», с кадастровым номером 05:40:000045:1031 площадью 1580 кв.м., расположенного в г. Махачкале, 3 МКР Юго-Западного жилого района, позиция 3, в размере 5338804 рубля (пять миллионов триста тридцать восемь тысяч восемьсот четыре рубля) по состоянию на <дата>

Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Теплосервис» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм»», расположенного в г. Махачкале, <адрес>, 2 этаж, каб. 4, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 30 тысяч рублей (тридцать тысяч рублей).

Решение суда в части взыскания судебных расходов на оплату государственной пошлины и на проведение судебной экспертизы подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции через Верховный суд Республики Дагестан.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Гомленко Н.К.