Дело №а-156/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 октября 2019 года <адрес>
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего Банзай Ю.З.,
при секретаре судебного заседания ФИО3
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва к Овюрскому районному отделу судебных приставов УФССП по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва является должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа - исполнительного листа № ФС 023910599 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Овюрским районным судом по делу №, предмет исполнения: обязать Администрацию муниципального района в течение месяца с момента вступления решения в законную силу: разработать и принять специальную муниципальную программу на 2019 год со следующими основными целями: 1) исполнение государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации; формирование у населения внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека; формирование толерантности и межэтнической культуры; укрепление межнационального согласия в молодежной среде; защита жизни граждан, которые проживают на территории муниципального образования от террористических и экстремистских актов; 2) включить в подпрограмму «Профилактика правонарушений терроризма и экстремизма на 2018-2020 гг.» муниципальной программы «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы», утвержденной Администрацией постановлением от 18.09.2017 № 691, следующий комплекс мероприятий: профилактика экстремисткой и террористической деятельности; повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера; предупреждение агрессивного поведения; минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма; укрепление межнационального и межконфессионального согласия;сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района; реализация прав национальных меньшинств; обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов. Указанное решение вступило в силу 02.07.2019. Начальником отдела - старшим судебным приставом Овюрского РОСП УФССП России по РТ ФИО4 было возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления. Копия постановления была получена должником ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ должником в Овюрский РОСП УФССП по РТ было направлено заявление об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Заявление получено ДД.ММ.ГГГГФИО5 - начальником отдела-старшим судебным приставом. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела - старшим судебным приставом Овюрского РОСП ФИО6 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Копия постановления вручена Администрации в тот же день ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также вменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы. На основании статьи 179 БК РФ Администрацией постановлением от 30.06.2014 № 336 утвержден Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования реализации, порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ (далее по тексту - Порядок). В соответствии с п. 2 данного Порядка муниципальная программа Овюрского кожууна Республики Тыва - система мероприятий взаимосвязанных по задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и исполнителям, направленных на решение вопросов местного мнения, осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Овюрского кожууна Республики Тыва законами Российской Федерации и законами Республики Тыва, обеспечивающих достижение приоритетов и целей в сфере социально-экономического развития Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - программа). Пункт 6 Порядка устанавливает, что Программы утверждаются постановлением администрации Овюрского кожууна Республики Тыва. Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в программы. Разработка программ осуществляется на основании перечня программ, утверждаемого постановлением администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - перечень программ) (п. 7 Порядка). Проект перечня программ формируется отделом экономики администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - отдел экономики) по согласованию с Финансовым управлением администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - Финансовое управление) (п.9 Порядка). Предложение о включении программы в перечень программ, а также внесение изменений в перечень программ в части ранее утвержденных программ, представляется структурными подразделениями администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - структурные подразделения администрации), в отдел экономики и Финансовое управление до 1 сентября текущего года (пункт 10 Порядка). Принятие решения об утверждении перечня программ, а также о внесении в него изменений осуществляется в установленном порядке до 1 октября текущего года (пункт 11 порядка). Программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению до начала очередного финансового года, но не позднее 15 ноября текущего года - пункт14 Порядка). Программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете Овюрского кожууна Республики Тыва на очередной финансовый год и плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу (пункт 15 Порядка). В связи с чем разработка новой муниципальной программы в сфере противодействия Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной муниципальной) программы. На основании статьи 179 БК РФ Администрацией постановлением от 30.06.2014 № 336 утвержден Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования реализации, порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ (далее по тексту - Порядок). В соответствии с п. 2 данного Порядка муниципальная программа Овюрского кожууна Республики Тыва - система мероприятий взаимоувязанных по задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и исполнителям, направленных на решение вопросов местного мнения, осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Овюрского кожууна Республики Тыва законами Российской Федерации и законами Республики Тыва, обеспечивающих достижение приоритетов и целей в сфере социально-экономического развития Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - программа). Пункт 6 Порядка устанавливает, что Программы утверждаются постановлением администрации Овюрского кожууна Республики Тыва. Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в программы. Разработка программ осуществляется на основании перечня программ, утверждаемого -постановлением администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - перечень Программ) (п. 7 Порядка). Проект перечня программ формируется отделом экономики администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - отдел экономики) по согласованию с Финансовым управлением администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - Финансовое управление) (п.9 Порядка). Предложение о включении программы в перечень программ, а также внесение изменений в перечень программ в части ранее утвержденных программ, представляется структурными подразделениями администрации Овюрского кожууна Республики Тыва (далее - структурные подразделения администрации), в отдел экономики и Финансовое управление до 1 сентября текущего года (пункт 10 Порядка). Принятие решения об утверждении перечня программ, а также о внесении в него изменений осуществляется в установленном порядке до 1 октября текущего года (пункт 11 Порядка). Программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению до начала очередного финансового года, но не позднее 15 ноября текущего года (пункт 14 Порядка). Программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете Овюрского кожууна Республики Тыва на очередной финансовый год и плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу (пункт 15 Порядка). В связи с чем разработка новой муниципальной программы в сфере противодействия экстремизму и терроризму на 2019 года, с указанными в исполнительном документе целями, не представляется возможным, так как это влечет нарушение требований Порядка, что в свою очередь не соответствовало бы положениям статьи 179 БК РФ. Полагает, что данное обстоятельство является неустранимым на момент обращения в суд обстоятельством, препятствующим исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Данное обстоятельство не может быть устранено или изменено должником самостоятельно, так как является требованием муниципального нормативного правового акта. В связи с чем Администрацией была разработана муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма, улучшение общественной безопасности последствий проявления экстремизма и терроризма на территории муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва на 2020-2022 годы». Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом 02.10.2007 N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве", обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, слагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд должен пользоваться применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации). Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Согласно п.п. 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. « О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 5 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Таким образом, полагает, что со стороны должника - Администрации предпринимаются все зависящие от него меры по исполнению исполнительного документа, а несвоевременное исполнение стало возможным по объективным причинам, не зависящим от него. На данный момент у должника не имеется денежных средств для уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Местный бюджет является дефицитным, и указанная сумма для должника является значительной, у должника не имеется реальной (фактической) возможности ее уплатить. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, то есть исключительно в соответствии с утвержденным планом. Помимо этого, считает, что нецелесообразна уплата Администрацией исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению данного вопроса, денежные средства на уплату исполнительского сбора могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебного решения. В связи с чем, полагает, что наложением исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, создается угроза нарушения законных интересов истца, а именно затрудняется экономическое состояние истца, на истца возлагается несоразмерное и нецелесообразное характеру нарушения обременение (в связи с тем, что решение суда, и выданный на его основании исполнительный документ, в большей части исполнены и продолжают исполняться).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 заявленный административный иск поддержала полностью и по указанным основаниям просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Овюрского РОСП в судебное заседание не явился, извещен в надлежащем порядке.
Представитель заинтересованного лица - <адрес> Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных ст.150 КАС РФ судом не установлено в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве»).
Согласно п.п.11,12,13 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа и устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока добровольного исполнения с взысканием с него исполнительного сбора, предусмотренного ст.112 этого Закона. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
В силу ст.105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора.
В соответствии с положениями ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительского документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина, или должника- индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П, установленный частью 3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учетом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем.
Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерным конституционно защищаемым интересам и ценностям.
Исходя из смысла ст.55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершенного деяния.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункта 75 этого же Постановления, лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из материалов дела установлено, что решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 30 мая 2019 года, вступившим в законную силу 02 июля 2019 года, на Администрацию района возложена обязанность: 1)разработать и принять специальную муниципальную программу на 2019 год со следующими основными целями: исполнение государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации; формирование у населения внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека; формирование толерантности и межэтнической культуры; укрепление межнационального согласия в молодежной среде; защита жизни граждан, которые проживают на территории муниципального образования от террористических и экстремистских актов; 2)включить в программу «Профилактика правонарушений терроризма и экстремизма на 2018-2020г.г.» муниципальной программы «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы», утвержденной Администрацией от 18.09.2017 № 691, следующий комплекс мероприятий:профилактика экстремистской и террористической деятельности; повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера; предупреждение агрессивного поведения; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма; укрепление межнационального и межконфессионального согласия; сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района; реализация прав национальных меньшинств; обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.
На основании вступившего в законную силу решения суда истцу - прокуратуре <адрес> Республики Тыва выдан исполнительный документ, который был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.
В соответствии с п.п. 11,12 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Овюрского РОСП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении <адрес>.
Как следует из постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
02 сентября 2019 года должником направлялось заявление в Овюрский РОСП УФССП России по <адрес> об отложении исполнительских действий и применении мер принудительного исполнения на более поздний срок.
В связи неисполнением исполнительного документа Администрацией района в срок, установленный для добровольного исполнения, 8 октября 2019 года начальником судебным приставом-исполнителем Овюрского РОСП УФССП России по Республике Тыва вынесено постановление о взыскании с Администрации района исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В материалах дела имеется постановление от 16 сентября 2019 года №615 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, улучшение общественной безопасности последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2020-2022 годы», с приложением программы «Профилактика терроризма и экстремизма, улучшение общественной безопасности последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» на 2020-2022 годы», сведений о целевых показателях муниципальной программы, плана реализации основных мероприятий муниципальной программы.
Из вышеуказанных документов, усматривается, что должником в настоящее время предпринимаются меры на исполнение требований исполнительного документа, хотя документов, удостоверяющих исполнение решения суда в части указанной в абз.3 п.1 не представлено, должник в указанной части игнорирует исполнение вступившего в законную силу решение суда, ссылаясь на дефицит бюджета.
Недостаточность бюджетных средств не является основанием для неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, поскольку в соответствии с ч. 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением судебных актов в смысле приведенной нормы является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Таким образом, должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при этом был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в указанный срок, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а также подтверждающих осуществление должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, администрацией не представлено.
Принимая во внимание имущественное положение должника, причины и степень его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом представленных документов суд приходит к выводу об уменьшении размера взыскиваемого исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
Кроме того, суд принимает во внимание, что администрация муниципального района «Овюрский кожуун» является органом местного самоуправления.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу ст.169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается.
Таким образом, учитывая принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета муниципального района, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора до 12 500 рублей.
В силу положений ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва к Овюрскому районному отделу судебных приставов УФССП по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению старшего судебного пристава Овюрского РОСП УФССП России по Республике Тыва от 8 октября 2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП до 12 500 (двенадцати тысячи пятисот) рублей.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Овюрский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ю.З. Банзай