№а-1589/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2017 года. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Головановой Л.И., с участием ст. помощника прокурора г.Нерюнгри Гороховой Л.И., при секретаре Филипповой А.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика отдела опеки попечительства МО «Нерюнгринский район» ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), отделу опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в реестр по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), отделу опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в реестр по обеспечению жилым помещением, в котором указывает, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Его мать решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) лишена родительских прав, отец умер. ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Республики Саха (Якутия) вынесено заключение № о невозможности включения его в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия). Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. С данным отказом он не согласен, так как в указанном жилом помещении, общей площадью 34 кв.м., зарегистрировано и проживает 9 человек, собственного жилья он не имеет. Просит признать незаконным заключение Министерства образования Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ о невозможности включения его в Единый республиканский реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия) и обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» включить его в Единый республиканский реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия).
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал по вышеизложенным основаниям, просит иск удовлетворить. При этом суду пояснил, что впервые в суд с требованиями о включении в Единый республиканский реестр, как лицо, оставшееся без попечения родителей, и подлежащее обеспечению жилым помещением, обратился ДД.ММ.ГГГГ, после ознакомления ДД.ММ.ГГГГ с отказом Министерства образования РС (Я) во включении его в реестр. Определение Якутского городского суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии искового заявления им было получено в конце августа 2017 года. Он в сентябре 2017 года обратился с исковым заявлением в Нерюнгринский городской суд РС (Я), где определением от ДД.ММ.ГГГГ ему также было отказано в его принятии. До ДД.ММ.ГГГГ с какими-либо требованиями он в суд не обращался.
Представитель административного ответчика отдела опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала представленные суду письменные возражения относительно заявленных требований ФИО1, указав, что орган опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район», в силу Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения» не имеет полномочий по включению заявителей в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Республике Саха (Якутия). Формированием Единого реестра наделен уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Орган опеки и попечительства при наличии заявления такого лица всех необходимых документов готовит заключение, содержащее вывод о включении, либо об отказе во включении в реестр и направляет в уполномоченный орган. При этом, в отношении административного истца ДД.ММ.ГГГГ было составлено заключение о целесообразности включения в Единый реестр граждан из категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа», подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, поскольку последний является членом семьи нанимателя жилого помещения, где общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы. Ранее ФИО1 состоял на учете, как оставшийся без попечения родителей. В период до 2015 года после окончания школы, проходил обучение в среднем специальном образовательном учреждении с предоставлением общежития. Жилищная комиссия, которая признает возможным либо невозможным проживание определенной категории граждан в жилых помещениях была создана в 2017 году.
Административный ответчик Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако его представитель в суд не явился.
К судебному заседанию от представителя административного ответчика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Ф., действующей на основании доверенности, поступили возражения относительно административного иска с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика. Данное ходатайство административного ответчика о рассмотрении дела без участия его представителя судом в порядке 154 КАС РФ удовлетворено.
Согласно представленным возражениям административный ответчик Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) административные исковые требования ФИО1 не признает, мотивируя тем, что на момент принятия решения об отказе ФИО1 во включении в реестр, уполномоченный орган руководствовался действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителе», Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения», согласно которым правом на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда имеют дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений. ФИО1, являлся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, расположенного по адресу: <адрес>. Отделом опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» не был представлен акт об установлении факта невозможности проживания указанного лица в ранее занимаемом жилом помещении. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением. ФИО1 узнал об отказе во включении в реестр ДД.ММ.ГГГГ, при этом имеется определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ФИО1, что говорит о том, что последний знал о принятом решении. В связи чем, просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Административный ответчик Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако его представитель в суд не явился.
К судебному заседанию от административного ответчика Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) поступило ходатайство об исключении Министерства из перечня ответчиков по настоящему делу на основании п. 10.1 Указа главы Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2016 года №972 «О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Министерства образования и науки РС (Якутия).
Суд, заслушав объяснения административного истца, доводы административного ответчика представителя отдела опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район», заключение ст.помощника прокурора г.Нерюнгри Гороховой Л.И., полагавшей административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исследованные судом доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что административный истец ФИО1 узнал о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью в получении заключения Министерства образования Республики Саха (Якутия) о невозможности включения Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия) и не опровергается представителем отдела опеки и попечительства Нерюнгринской районной администрации. Иных объективных доказательств уведомления ФИО1 о принятом решении суду не представлено.
Как следует из материалов дела, административный истец впервые обратился ДД.ММ.ГГГГ с исковым заявлением к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании отказа во включении Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, обязании включить в реестр, в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия). Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в принятии искового заявления отказано, разъяснено право на обращение с данным иском в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Данное определение суда с возвратом искового заявления и приложенных документов было направлено в адрес ФИО1 по сопроводительному письму № лишь ДД.ММ.ГГГГ. По штемпелю на конверте поступило в г. Нерюнгри ДД.ММ.ГГГГ.
С аналогичным исковым заявлением ФИО1 обратился в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия), однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии искового заявления было отказано, разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением, в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С настоящим административным иском ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что ФИО1 определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о признании незаконным заключения об отказе во включении Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, обязании включить в реестр, возвращено, не может свидетельствовать о пропуске срока на обращение в суд последним, поскольку административным ответчиком Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) не было представлено достаточных, достоверных и допустимых доказательств, которые бы подтверждали, что административный истец ФИО1 узнал о нарушении своих прав до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании ФИО1 указывал на то, что до ДД.ММ.ГГГГ с иском в защиту нарушенного права не обращался.
Учитывая изложенное, суд полагает, что административным истцом соблюден установленный Законом трехмесячный срок для защиты своих нарушенных прав, и не находит подтвержденными доводы административного ответчика о том, что административным истцом ФИО1 пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Рассматривая требования административного истца по существу, суд приходит к следующему.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родителями ФИО1 являются О. и И.
Отец - И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданного <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ). Мать - О., лишена родительских прав, что подтверждается копией решения Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Министерства образования Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждении опеки (попечительства) над несовершеннолетними ФИО1, А., Н., К.», ФИО1 находился под опекой М., местом жительства последних определено место жительства опекуна. Согласно справки СОШИ им.Василевича Г.М. несовершеннолетний ФИО1 состоял на полном государственном обеспечении.
Из приобщенного к материалам дела заявления ФИО1 в Нерюнгринскую районную комиссию по обеспечению жилыми помещениями граждан из категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц из их числа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просил комиссию рассмотреть вопрос о его включении в реестр детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей и лиц из их числа по обеспечению жилым помещением на территории Нерюнгринского района. При этом ФИО1 указал, что имеет регистрацию по адресу: <адрес>, принадлежащей на основании договора социального найма его матери О., сам он проживает у друга.
ДД.ММ.ГГГГ органом опеки и попечительства Нерюнгринской районной администрации вынесено заключение № о целесообразности включения ФИО1 в Единый реестр граждан из категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц из их числа» подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Нерюнгринского района.
Заключением Министерства образования Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе ФИО1 во включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с тем, что ФИО1 является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, согласно пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия) (пункт 2).
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).
Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> где членом семьи нанимателя указан ФИО1 имеет площадь 34 кв. метра. При этом, помимо административного истца, членами семьи нанимателя О. указано еще 7 человек.
В соответствии с решением Иенгринского наслежного совета депутатов от 25 апреля 2016 года № 8-36 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях приятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере 12 кв. метров на одного члена семьи, постоянно проживающего или зарегистрированного в жилом помещении.
Пунктом 2 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Так, п. 5.7 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года №148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие невозможность проживания в жилом помещении в соответствии с пунктом 5.1.
В соответствии с п. 5.1 Порядка предоставляются следующие документы во всех случаях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка: подтверждающие право пользования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, проживающих в жилом помещении, невозможность проживания в котором подлежит установлению (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие); справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии или отсутствии жилых помещений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, проживающих в жилом помещении, на праве собственности; справка о составе семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, проживающих в жилом помещении (форма N 3).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в иных случаях.
Как установлено в судебном заседании, документы, необходимость наличия которых установлена вышеуказанным Порядком, были предоставлены отделом опеки попечительства Нерюнгринской районной администрации к заявлению ФИО1, что не оспаривается административными ответчиками. Предоставление акта о невозможности проживания данным Порядком не предусмотрено.
В соответствии с п. 9 Порядка в целях принятия решения об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, создается жилищная комиссия, действующая на основании Положения о жилищной комиссии, утверждаемая распорядительным актом органа местного самоуправления. Однако, как пояснила в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства указанная жилищная комиссия была создана лишь в 2017 году.
Из заключения отдела опеки и попечительства Нерюнгринской районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ о целесообразности включения ФИО1 в Единый реестр граждан из категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц из их числа» подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Нерюнгринского района, следует, что в ранее занимаемом ФИО1 жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 34,0 кв.м., зарегистрировано 8 человек, нарушена учетная норма площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, в связи с чем, установлен факт невозможности проживания административного ответчика по вышеуказанному адресу со ссылкой на п. 5.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) № 148 от 15 мая 2013 года. В настоящее время ФИО1 арендует жилое помещение по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>. Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ№ и справке предоставленной Нерюнгринским филиалом ГУП РС (Я) «РЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ права ФИО1 на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Отсутствие именно акта о невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: <адрес> по мнению суда, с учетом указаний на данные обстоятельства в заключении отдела опеки и попечительства не влечет нарушение вышеуказанного Порядка, и не противоречит нормам федерального и республиканского законодательств. Доказательств того, что документы, представленные отделом опеки попечительства в отношении ФИО1, были возвращены в связи с необходимостью предоставления данного акта, суду не представлено.
Таким образом, доводы административного ответчика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), что отказ во включении ФИО1 в реестр обусловлен тем, что помимо того, что ФИО1 является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, отделом опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» не был представлен акт об установлении факта невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении, суд находит несостоятельными.
Статьей 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд полагает заключение Министерства образования РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ№ о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Саха (Якутия) ФИО1 незаконным.
При этом, ходатайство Министерства образования и науки РС (Якутия) об исключении из числа административных ответчиков удовлетворению не подлежит, поскольку вышеуказанное заключение Министерства образования Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ о невозможности включения ФИО1 в Единый республиканский реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия), является предметом оспаривания и проверки на его законность по настоящему делу.
Однако, поскольку административный ответчик отдел опеки и попечительства Нерюнгринской районной администрации, в силу Закона не имеет полномочий по включению заявителей в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия), административные исковые требования ФИО1 к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), отделу опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в реестр по обеспечению жилым помещением подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству образования республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития республики Саха (Якутия), отделу опеки и попечительства МО «Нерюнгринский район» о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в реестр по обеспечению жилым помещением удовлетворить частично.
Признать заключение Министерства образования Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Саха (Якутия) незаконным.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Саха (Якутия).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Нерюнгринского
городского суда РС (Я) Л.И. Голованова
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2017 года