ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1598/2022ДД.ММ от 30.05.2022 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Мотивированное решение составлено 30.05.2022 года

Дело а-1598/2022 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Зубанова К.В.,

при секретаре Комлевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овсянникова Андрея Юрьевича к ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и об оспаривании действий по постановке на профилактический учет,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором оспаривает действия административных ответчиков в части постановки его на профилактический учет, как лица склонного к совершению мошеннических действий с использованием средств мобильной связи, просит отменить указанное решение, а также исключить указание на данное обстоятельство в характеристике учреждения на имя административного истца.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что у административных ответчиков отсутствовали основания для его постановки на профилактический учет, кроме того данное обстоятельство может негативно сказаться при рассмотрении вопроса о его условно-досрочном освобождении.

Административный истец Овсянников А.Ю. принимает участие в судебном заседании посредствам использования видео-конференц связи, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Кулик Я.Н., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 27-31), полагала, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им требованиям.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Веселова И.В., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 20-24), полагала, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им требованиям

Суд, выслушав в судебном заседании административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными и иными лицами.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях, установлен Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 72 (далее - Инструкция).

Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) посредством системы профилактических мероприятий (пункт 2 Инструкции).

Согласно пункту 8 Инструкции основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

В пункте 14 Инструкции предусмотрено, что в учреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками различных подразделений, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях осужденных.

Исходя из данных положений Инструкции, основанием для постановки осужденного на профилактический учет является получение из различных источников сведений, свидетельствующих о намерениях осужденного совершить правонарушение или негативном влиянии его на других лиц, а также медицинские и психологические показания.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС (пункт 23 Инструкции).

Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет берутся, в том числе осужденные, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Сведения о том, что осужденный склонен к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, могут быть получены из различных источников (пункт 14 Инструкции), соответственно, не могут быть оставлены без внимания и обстоятельства совершения подсудимым преступлений, за которые он отбывает наказание.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (пункт 26 Инструкции). Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией замыслах осужденного на подготовку к совершению противоправных действий готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27 Инструкции).

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28 Инструкции).

Согласно пунктам 29, 30, 31 Инструкции сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, после чего передают материалы начальнику учреждения УИС, который назначает дату рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

Согласно пункту 32 Инструкции на заседании комиссии в присутствии осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию осужденного его объяснения.

Решение комиссии о постановке на учет принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции).

В соответствии с пунктом 34 Инструкции администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

Согласно пункту 39 Инструкции при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

Проанализировав положения Инструкции о порядке постановки осужденного на профилактический учет, суд приходит к выводу о том, что установленный Инструкцией порядок в рассматриваемом случае соблюден.

Так, судом установлено, что на основании рапорта оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Кулеша Д.А. установлено, что обвиняемый Овсянников А.Ю. 1985 г.р., отбывая наказание, не связанное с лишением свободы совершил мошеннические действия с использованием средств сотовой связи, в связи с чем был поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к совершению мошеннических действий с использованием технических средств связи (л.д. 37).

Протоколом заседания комиссии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и по постановке на профилактический учет спецконтингента от ДД.ММ.ГГГГ Овсянников А.Ю. был поставлен на профилактический учет по ч. 4 ст. 159 УК РФ (л.д. 32-34), от подписи в ознакомлении с указанным протоколом Овсянников А.Ю. отказался, что следует из соответствующего акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).

Сведения о наличии судимостей, а также о возбуждении в отношении административного истца уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ подтверждаются справкой по личному делу (л.д. 18).

В дальнейшем в связи с прибытием административного истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и на основании п. 39 Инструкции и протокола заседания комиссии о постановке на профилактический учет лиц, склонных к нарушению режима, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Овсянников А.Ю. поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к совершению мошеннических действий с использованием технических средств связи в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и (л.д. 66-67), с указанным решением административный истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью в выписке из протокола (л.д. 68).

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые административным истцом действия, совершены административными ответчиками в рамках предоставленных им законом полномочий, с соблюдением установленной процедуры, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Одновременно в силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 2 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст. 219 КАС РФ).

Также суд полагает, что административным истцом в данном случае пропущен срок обращения в суд, поскольку о совершении оспариваемых действий он узнал не позднее ДД.ММ.ГГГГ, касательно его постановки на учет в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и и соответственно ДД.ММ.ГГГГ касательно его постановки на учет в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и , тогда как административный иск направлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3, 6), что также является самостоятельным основанием для отказа в иске, поскольку суду не представлено сведений об уважительности причин пропуска срока, тогда как доводы административного истца о его не ознакомлении с вышеуказанными протоколами суд оценивает критически и несоответствующими материалам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 270-273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Овсянникова Андрея Юрьевича к ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья К.В. Зубанов