ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-159/20 от 14.08.2020 Охинского городского суда (Сахалинская область)

административное дело

а-159/2020

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Сахалинской области

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Разяповой Е.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании административное дело а-159/2020 по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к родовому хозяйству «Кеп-во» о ликвидации родового хозяйства «Кеп-во» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области обратилось в Охинский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать родовое хозяйство «Кеп-во» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование предъявленных требований в заявлении указано, что сведения о государственной регистрации родового хозяйства «Кеп-во» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1206500886719, управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области запись о родовом хозяйстве внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 6514050156. Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и подпункту 65 пункта 6 Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Минюст России), утвержденного приказом Министерства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, управление Минюста России по Сахалинской области осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций. В нарушение пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», пункта 2 Порядка размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, родовым хозяйством «Кеп-во» документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2017-2018 годы не представлены, что является основанием для ликвидации данного юридического лица и исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ.

Административный истец заявленный иск поддерживает и просит о его рассмотрение в отсутствие в судебном заседании своего представителя, в этой связи и на основании положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено без участия представителя истца в судебном разбирательстве.

Явившийся в суд представитель административного ответчика ФИО3 (согласно сведениям ЕГРЮЛ - председатель родовой общины, имеющий право действовать от ее имени без доверенности), он же заинтересованное лицо по делу (как учредитель родовой общины), в судебном заседании с требованиями истца не согласился, вместе с этим подтвердил указанные в иске обстоятельства о непредставлении родовым хозяйством в уполномоченный орган предусмотренных законом сведений о своей деятельности.

Изучив дело, оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик - родовое хозяйство «Кеп-во» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1206500886719, управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области запись о родовом хозяйстве внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 6514050156.

Из представленного истцом устава семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Родовое хозяйство «Кеп-во» (Дальний поселок), утвержденного протоколом Общего собрания членов общины от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что община является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации; имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банковских учреждениях и печать со своим полным наименованием; община предоставляет информацию о своей деятельности уполномоченным органам государственной власти в соответствии с действующим законодательством; представляет общину в отношениях с гражданами, организациями и органами государственной власти и местного самоуправления, в суде, в том числе осуществляет полномочия (исполняет обязанности общины) в соответствии с действующим законодательством, председатель правления (совета) общины, который действует от ее имени без доверенности; ликвидация общины осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Особенности правового положения названных общин, их создания, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ).

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации согласно положениям статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией, постольку на нее распространяется действие названного Федерального закона (статья 1).

В силу требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов (форма № ОН0001), документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (форма № ОН0002); формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 32 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).

Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, срок предоставления указанных выше сведений - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ установлена обязанность некоммерческих организаций, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Согласно пункту 1 Порядка размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий Порядок разработан во исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ и регулирует вопросы размещения в сети «Интернет» отчетов некоммерческих организаций о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России или его территориальный орган, и сообщений некоммерческих организаций о продолжении своей деятельности.

В силу пунктов 2, 3 указанного Порядка отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет», предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети «Интернет» (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети «Интернет») ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети «Интернет» на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети «Интернет». Срок размещения отчетов и сообщений в сети «Интернет» не может составлять менее 1 года.

Пункт 4 данного Порядка указывает, что направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет» производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение.

Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним (пункт 5 Порядка).

Как следует из приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, размещение отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет», доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://www.minjust.ru/), приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных пунктами 3 - 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Заявление, подтверждающее соответствие родового хозяйства «Кеп-во» пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, в материалы дела не представлено, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения пунктов 3, 3.2 статьи 32 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Положения пункта 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ являются гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных указанной, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о вопросах Минюста Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусмотрена ликвидация общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

Судом установлено, что административным ответчиком требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» надлежащим образом не выполнялись - в установленный законом срок сведения о своей деятельности за 2017 - 2018 года в уполномоченный государственный орган им не представлены, а также не опубликованы в предусмотренном законом порядке отчеты (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо путем предоставления средствам массовой информации для опубликования.

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Сахалинской области (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ по делу родовое хозяйство «Кеп-во» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (непредставление в государственный орган (должностном лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности), и ему назначено наказание в виде предупреждения за непредставление в уполномоченный государственный орган предусмотренных статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ сведений за 2018 год.

Однако, несмотря на привлечение к административной ответственности, родовым хозяйством выявленные нарушения законодательства не устранены до настоящего времени. Данные обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, признаны представителем административного ответчика, которым доказательств обратного не представлены, вместе с этим объективные причины, в силу которых ответчик не исполнил требования закона, им не указаны и подтверждающие их наличие доказательства также не представлены. Более того, представитель ответчика ФИО3 суду подтвердил, что какая - либо предусмотренная уставом деятельность родовым хозяйством не осуществляется с 2014 года, заинтересованности в возобновлении этой деятельности члены родового хозяйства, включая его, не проявляют и действий к этому не предпринимают.

Согласно правовой позиции в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, по конституционно-правовому смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям,

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что родовым хозяйством допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, они носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо реальных мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо уставную деятельность в качестве юридического лица, не представлено. В связи с чем, оснований для вывода о том, что допущенные нарушения являются формальными, устранимыми и в этой связи не могут повлечь ликвидацию организации, у суда не имеется. Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять эти нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями, при этом неисполнение организацией требований закона препятствует выполнению уполномоченным органом возложенных на него контрольных функций за его деятельностью. Вместе с этим, при разрешении дела суд учитывает, что обязанность уполномоченного государственного органа по вынесению предупреждений некоммерческой организации об устранении нарушений закона до обращения с иском о ликвидации организации напрямую положениями Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ не предусмотрена.

При таких обстоятельствах заявленные уполномоченным государственным органом требования о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.

Исходя из положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 4 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» ликвидация общины малочисленных народов считается завершенной, а община малочисленных народов - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с пунктом 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.

Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к родовому хозяйству «Кеп-во» полностью удовлетворить.

Ликвидировать родовое хозяйство «Кеп-во» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда через Охинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Охинского городского суда

Сахалинской области Разяпова Е.М.

Копия верна: судья Разяпова Е.М.