ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-15/19 от 23.04.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело а-15/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кызыл 23 апреля 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего – Таргына А.О.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – Мэрии г.Кызыла ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Мэрии г.Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Мэрии г.Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 10 января 2013 года, исковое заявление ФИО1 об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилое помещение удовлетворено. Судом на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г.Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв. метра, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. 25 января 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу в отношении должника Мэрии г.Кызыла. До настоящего времени решение суда не исполнено. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.

Определением суда от 5 апреля 2019 года к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика Департамент финансов мэрии г. Кызыла, в качестве заинтересованных лиц Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

Определением суда от 19 апреля 2019 года к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица судебный пристав - исполнитель МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО3

В судебном заседании административный истец ФИО1 просила удовлетворить административный иск.

Представитель административного ответчика – Мэрии г. Кызыла ФИО2 представив письменный отзыв, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель административного соответчика – Департамента финансов Мэрии г. Кызыла, представители заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебный пристав - исполнитель МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 10 января 2013 года, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв. метра, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда о возложении обязанности на Мэрию г. Кызыла предоставить жилое помещение ФИО1 был выдан исполнительный лист серии , который поступил в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва 21 января 2013 года.

25 января 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП ** возбуждено исполнительное производство в отношении Мэрии г.Кызыла (далее - должник) с предметом исполнения: обязать Мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения ФИО1 не исполнено.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что Мэрия г.Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г.Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.

Соответственно, Мэрия г. Кызыла, Департамент финансов мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 декабря 2012 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 10 января 2013 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 10 июля 2013 года.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Как установлено судом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (21 января 2013 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (3 апреля 2019 года) составила 6 лет 2 месяца 13 дней.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, копия постановления от 25 января 2013 года о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа , выданного Кызылским городским судом Республики Тыва, вручена должнику 31 января 2013 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

20 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

19 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование явиться в МОСП г. Кызыла по РОВИП и предоставить жилое помещение до 21 августа 2013 года.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

16 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование явиться в МОСП г. Кызыла по РОВИП и предоставить жилое помещение до 18 октября 2013 года, которое получено должником 16 октября 2013 года.

14 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа в срок до 21 ноября 2013 года, которое получено должником 18 ноября 2013 года.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование предоставить жилое помещение до 21 ноября 2013 года, которое получено должником 18 ноября 2013 года.

20 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 27 мая 2014 года. Данное требование получено должником 21 мая 2014 года.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

8 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 10 июля 2014 года, которое получено должником в этот же день.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 1 сентября 2014 года.

Судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 17 ноября 2014 года, которое получено должником в этот же день.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

В письме Мэрии г. Кызыла от 16 декабря 2014 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что многоквартирный жилой по ** планируется сдать в эксплуатацию в конце декабря 2014 года, завершаются работы по электроснабжению дома. **

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 12 февраля 2015 года, которое получено должником 9 февраля 2015 года.

Судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

В письме от 9 апреля 2015 года Мэрия г. Кызыла указывает, что в 2014 году в г. Кызыле жилье для детей-сирот не строилось. **

Аналогичные сведения содержатся в письме Мэрии г. Кызыла от 21 октября 2015 года.

В письме Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 6 ноября 2015 года сообщается, что в ** началось строительство многоквартирного дома, в котором будут обеспечены жилыми помещениями 54 детей-сирот. Информацию о сроках завершения строительства можно получить у Министерства строительства Республики Тыва. Договоры найма будут заключены после отнесения жилых помещений на баланс специализированного жилищного фонда.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требования исполнительного документы не исполнены, также постановлением назначен новый срок для исполнения решения суда до 15 апреля 2017 года.

Без даты составления судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

В письме Мэрии г. Кызыла от 28 августа 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается, что решения судов по предоставлению жилья сиротам будут исполнены после ввода в эксплуатацию домов, которые Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ обязалось построить за счет бюджетных средств Республики Тыва. Окончательные сроки строительства и ввода в эксплуатацию уточняются. **

Без даты составления судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 29 августа 2017 года, которое получено должником 25 августа 2017 года.

18 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

6 февраля 2018 года без номера судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования, в случае временной невозможности исполнения решения суда предоставить письменный ответ до 14 февраля 2018 года.

На данное требование Мэрия г. Кызыла в письме от 15 февраля 2018 года сообщает, что по мере освобождения жилых помещений решения суда исполняются. В настоящее время свободных жилых помещений не имеется, в связи с чем не представляется возможным исполнить решение суда до 14 февраля 2018 года. Мэрия г. Кызыла не обладает достоверной информацией о сроках завершения строительства жилых помещений на территории г. Кызыла.

Судебным приставом-исполнителем направлено требование в Мэрию г. Кызыла об исполнении исполнительного документа в срок до 27 апреля 2018 года, которое получено должником 24 апреля 2018 года.

24 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

На данное требование Мэрия г. Кызыла в письме от 27 апреля 2018 года сообщает, что по устной информации Министерства строительства Республики Тыва на территории г. Кызыла для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строятся три трехэтажных многоквартирных дома по ул. ** за счет средств 2017 года, за счет средств 2018 года объявлены торги, которые признаны не состоявшимися, в связи с чем Мэрия г. Кызыла предпринимает действия по исполнению решений судов.

Судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 12 июля 2018 года, которое получено должником 9 июля 2018 года.

Судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 12 ноября 2018 года, которое получено должником 6 ноября 2018 года.

30 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 6 декабря 2018 года. В случае временной невозможности исполнения решения суда в указанный срок предоставить обобщённый письменный ответ с заверенными надлежащим образом документами, подтверждающими невозможность исполнения решения суда. Данное требование должником получено 30 ноября 2018 года.

В ответах ** Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 6 декабря 2018 года и от 24 января 2019 года сообщается о том, что исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку Министерством строительства Республики Тыва обязательства по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению до настоящего времени не исполнены. Мэрией г. Кызыла 9 ноября 2018 года в Кызылский городской суд Республики Тыва подано 49 заявлений о прекращении исполнительных производств в связи с отсутствием возможности исполнения решений судов по причине того, что дети-сироты на учете в Мэрии г. Кызыла не состоят. Учетные дела переданы в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

Следует заметить, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "ФИО4 и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "ФИО4 и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г. Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск ФИО1 к Мэрии г. Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла подлежащим удовлетворению.

Имеющаяся в исполнительном производстве переписка Мэрии г. Кызыла с государственными органами не подтверждает факт того, что ею были предприняты все меры, необходимые для исполнения решения суда.

То обстоятельство, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва не исполнено мировое соглашение о строительстве домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое Арбитражным судом Республики Тыва, не свидетельствует об отсутствии факта нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, так как компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.

Исходя из требований ФИО1, принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что ФИО1 является сиротой, поставлена на очередь на получение жилой площади с 2 июня 2006 года на основании постановлении Мэрии г. Кызыла, по практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в 120 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств местного бюджета также в пользу ФИО1 подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск ФИО1 к Мэрии г. Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 120 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт ФИО1

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2019 года.

Председательствующий А.О. Таргын