Дело №а-15/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 20 марта 2017 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Михейкиной М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 30 ноября 2016 года № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
30 ноября 2016 года совет депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» принял решение № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее-решение №).
Пунктом 1 решения № утвержден перечень отдельных полномочий передаваемых для исполнения администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области согласно приложению.
В пункте 2 решения № определено, что исполнение полномочий, указанных в приложении к настоящему решению, осуществляется муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в лице администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от имени администрации муниципального образования «Город Всеволожск» в сфере исполнительско-распорядительской деятельности и в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, принимаемыми в рамках исполнения полномочий, указанных в приложении к настоящему решению.
В пункте 3 решения №, имеющим подпункты 3.1, 3.2(п./п.1-4), 3.3 содержится следующее поручение главе администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области:
-заключить соглашения с главой администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области об осуществлении отдельных полномочий на 2017 год, согласно приложению (подпункт 3.1);
-администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области при заключении соглашения об осуществлении отдельных полномочий предусмотреть следующие пункты (подпункт 3.2):
-контроль за исполнением переданных полномочий осуществляется: советом депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области путем заслушивания отчетов о результатах деятельности главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в части исполнения переданных полномочий, в том числе о решении вопросов, поставленных советом депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; путем заслушивания информации и (или) отчетов о выполнении поручений совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» «Всеволожского муниципального района Ленинградской области на заседаниях совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и постоянных комиссий совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в установленные советом депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области сроки(п.1 подпункта 3.2);
-ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение переданных полномочий (п.2 подпункта 3.2);
-основания и порядок прекращения указанных соглашений, в том числе досрочное (п.3 подпункта 3.2);
-порядок определения ежегодного объема указанных в пункте 3.3 настоящего решения межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий (п.4 подпункта 3.2);
-финансовые санкции за неисполнение соглашений (п.5 подпункта 3.2).
В подпункте 3.3 решения № предписано предусмотреть в бюджете МО «Город Всеволожск» на 2017 год объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселения в бюджет муниципального района на осуществление переданных отдельных полномочий.
Пунктом 4 решения № администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в лице главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области предоставлено полномочие от имени администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области заключать и исполнять гражданско-правовые договоры, муниципальные контракты и иные договоры, соглашения, подписывать первичные учетные, финансовые, банковские и иные документы в целях финансового обеспечения исполнения полномочий, указанных в приложении настоящего решения.
В пункте 5 решения № указано, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию и вступает в законную силу с 01.01.2017 года.
Пунктом 6 решения № контроль исполнения решения возложен на постоянную комиссию по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядку.
Приложением к решению № является Перечень передаваемых отдельных полномочий для исполнения муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, состоящий из 34 пунктов.
Решение № опубликовано в официальном издании муниципального образования «Город Всеволожск»-газете «Всеволожск.Городская жизнь»(выпуск №) от ДД.ММ.ГГГГ), размещено на официальном сайте муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и вступило в законную силу.
20 декабря 2016 года совет депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принял решение № «О внесении изменений в решение совета депутатов МО «Город Всеволожск» от 30.11.2016 № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее-решение №).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 решения № пункт 3.1 решения № изложен в следующей редакции: «3.1.Заключить соглашения с главой администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области об осуществлении отдельных полномочий на 2017 год в срок до 27 декабря 2016 года, заключить соглашение с главой администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о передаче отдельных бюджетных полномочий на 2017 год в срок до 27 декабря 2016 года согласно приложению».
В соответствии с подпунктом 1.2 решения № пункт 5 решения № изложен в следующей редакции:
«5.Настоящее решение подлежит официальному опубликованию и вступает в законную силу с 01.01.2017, за исключением п.п.3, 3.1, 3.2, 3.3, 4 настоящего решения вступают в силу с момента официального опубликования».
В пункте 2 решения № определено, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с момента официального опубликования. Пунктом 3 решения № контроль исполнения решения возложен на постоянную комиссию по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядку.
Решение совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.12.2016 № опубликовано в официальном издании муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области-газете «Всеволожск Городская жизнь» ДД.ММ.ГГГГ выпуск № размещено на официальном сайте муниципального образования и вступило в законную силу.
Администрация муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области(далее-администрация города) обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит: признать недействующим решение совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 30.11.2016 № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» с даты его принятия, ссылаясь на то, что оспариваемое решение противоречит ч.2 ст.3, ст.12, ч.2 ст.15, п. «н» ч.1 ст.72, ст.ст.130-132 Конституции Российской Федерации, ч.4 ст.15, ст.ст.34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.4, 5, 6, 20, 28-30, 36 Устава муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, пункту 2.5 раздела 2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Город Всеволожск», утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.03.2006 №.
Оспариваемое решение № (в действующей редакции) принято советом депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее-совет депутатов города) по собственной инициативе, без учета волеизъявления администрации города, с нарушением установленного порядка (без финансово-экономического заключения) и с превышением имеющихся у представительного органа полномочий. Решение № ограничивает и нарушает права администрации города по решению вопросов местного значения. Нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Всеволожск» не установлен порядок заключения соглашений о передаче полномочий в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №67-ФЗ).
Оспариваемым решением № на администрацию города незаконно возложена обязанность по заключению соглашений о передаче всех полномочий, предусмотренных ст.ст.14,14.1,17 Федерального закона №131-ФЗ.
В судебном заседании глава администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО1 требования поддержал, указав, что нарушена процедура принятия оспариваемого решения.
Представитель административного истца администрации муниципального образования «ФИО33» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО2 административный иск поддержал по изложенным в нем доводам, отметив, что оспариваемое решение принято с нарушением действующего законодательства, в частности, не ясно, кто был субъектом правотворческой инициативы, а также часть депутатов подтвердила, что на них оказывалось давление при принятии решения.
Представитель административного истца администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО3 административный иск просила удовлетворить по перечисленным в нем основаниях, представив в ходе рассмотрения дела письменные пояснения, а также выступление в прениях в письменном виде, в которых изложила развернутую правовую позицию по предъявленным требованиям, сославшись, в том числе, на нарушение порядка и процедуры внесения проекта муниципального нормативного правового акта(выступление приглашенных лиц до окончания обсуждения вопроса депутатами), на недопустимость передачи полномочий в области бюджета; отметив, что проект оспариваемого решения и материалы к нему в администрацию города не поступали; из представленных документов не ясно, кто являлся субъектом правотворческой инициативы, пояснительная записка к проекту оспариваемого решения не подписана субъектом правотворческой инициативы, на титульном листе проекта решения не указан субъект правотворческой инициативы, отсутствует заключение по результатам антикоррупционной экспертизы на проект решения; пояснительная записка и юридическое заключение не имеют подписей; отсутствует финансово-экономическое заключение на проект решения; данные о направлении проекта решения с приложением по электронной почте опровергают показания свидетелей в части времени получения проекта решения и повестки дня; советом депутатов города на основании публичных слушаний отклонен проект изменений в Устав муниципального образования о передаче полномочий администрации на районный уровень. Указание о вступлении в силу решения №(в пункте 5) не соответствует Уставу муниципального образования. Оспариваемое решение № нарушает право администрации города на самостоятельное решение вопросов местного значения.
В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО4 просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленной компетенции, большинством голосов от установленной численности совета депутатов в соответствии с процедурой, установленной регламентом совета депутатов и подлежит обязательному исполнению администрацией города; оспариваемое решение совета депутатов, по существу, не является нормативным правовым актом.
В судебном заседании представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО4 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, полагая их необоснованными. Представитель полагала, что решение № принято с соблюдением установленной процедуры, депутаты получили проект решения, к проекту решения прилагались необходимые документы; оспариваемое решение принято на внеочередном заседании совета депутатов, созванном по инициативе главы муниципального образования, в соответствии с регламентом совета депутатов. Оспариваемым решением № переданы только часть полномочий и установлен порядок заключения соглашений о передаче полномочий. Оспариваемый акт опубликован в установленном порядке.
Представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО5 в удовлетворении административного иска просила отказать, указав, что решение № принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры созыва и порядком проведения заседания совета депутатов в пределах предоставленных полномочий, подписано уполномоченным лицом, опубликовано и вступило в силу. Оспариваемым решением № предусмотрена передача только части полномочий и установлен порядок передачи полномочий. Доводы представителей административного истца основаны на неверном толковании положений ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО6 просит в удовлетворении административного иска отказать, утверждая, что решение № принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры созыва и проведения совета депутатов, подписано уполномоченным лицом, опубликовано в предусмотренном порядке и вступило в законную силу. Оспариваемым решением передана лишь часть полномочий и определен порядок заключения соглашения о передаче полномочий. Доводы представителей административного истца основаны на неверном толковании положений ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленных в том числе, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 №214-О-П. Утверждения о том, что решение вопроса о передаче полномочий в данном случае должно осуществляться по предварительной договоренности между советом депутатов и администрацией города; с учетом добровольной воли администрации города, по предложению администрации города не соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО7 в удовлетворении требований просила отказать по приведенным основаниям, отметив, что пунктом 1 оспариваемого решения № утвержден перечень отдельных передаваемых полномочий, а не переданы полномочия. Непосредственная передача полномочий осуществлена на основании соглашения от 29.12.2016, заключенного между администрацией города и заинтересованным лицом. Документы с проектом решения получены депутатами по электронной почте до внеочередного заседания совета депутатов, замечаний к форме поданных документов не поступало. Порядок принятия решения, предусмотренный регламентом совета депутатов, соблюден. Так как отсутствует решение о бюджете муниципального образования «Город Всеволожск», то в соответствии со ст.190 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» от 20.12.2011 № «Об утверждении Положения о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Город Всеволожск», имеется возможность осуществлять предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета города на финансовое обеспечение полномочий. При принятии оспариваемого решения № административный ответчик не вышел за пределы предоставленных полномочий. Ссылка представителей административного истца на допустимость применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации при регулировании правоотношений, возникающих при реализации положений ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ, является необоснованной, так как указанные правоотношения являются административными. Передача части полномочий не влияет на статус администрации города.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО8 полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит, полагая, что процедура принятия решения № соблюдена. По мнению представителя, правовая позиция административного истца –это попытка отождествить понятия передачи части полномочий с понятием объединения полномочий. Кроме этого, следует учитывать, что в данном случае возникли административно-властные, а не гражданско-правовые отношения. Оспариваемое решение не является необычным, не меняет сложившуюся систему. Принятием оспариваемого решения права административного истца не нарушены.
В заключении прокурор ФИО9 считала, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, так как оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры созыва и проведения внеочередного заседания совета депутатов; равно как решение №, которым изменена редакция решения №, принято в соответствии с действующим законодательством по установленной для очередного заседания совета депутатов процедуре. Названные решения приняты советом депутатов города в рамках предоставленных полномочий. Прокурор отметил, что с 2010 года ежегодно в муниципальном образовании «Город Всеволожск» принимались и принимаются решения о передаче части полномочий на районный уровень, заключаются соответствующие соглашения о передаче полномочий, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждено представленными доказательствами. Ограничений в части объема передаваемых полномочий закон не содержит. Оспариваемым решением № установлен порядок передачи полномочий. Прокурор также отметил, что Устав муниципального образования «Город Всеволожск» не содержит перечень полномочий администрации города. Решение № не противоречит положениям ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не влияет на правовой статус администрации города и не нарушает ее прав.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В ч.1 ст.130 Конституции российской Федерации определено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 131 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Статьей 133 Конституции Российской Федерации гарантировано право местного самоуправления на судебную защиту.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №131-ФЗ).
Положениями названного Федерального закона №131-ФЗ предусмотрена двухуровневая системе местного самоуправления применительно к существованию таких муниципальных образований как городское, сельское поселение и муниципальный район.
Так, в понятийном аппарате, закрепленном в ст.2 Федерального закона №131-ФЗ определено в частности, что муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения предусмотрены ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены ст.17 названного федерального закона.
Вопросы местного значения муниципального района закреплены в ст.15 Федерального закона №131-ФЗ, в части 4 которой оговорено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом, в абзаце 3 части 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ определено, что указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В ч.1 ст.34 Федерального закона №131-ФЗ указано, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации(ч.3 ст.34 Федерального закона №131-ФЗ).
Исключительные полномочия представительного органа муниципального образования установлены ч.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч.11 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ).
Согласно ч.1ст.37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.ч.1, 3 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ).
В силу положений ст.43 Федерального закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе: устав муниципального образования (принятие которого в соответствии с ч.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В состав законодательных актов Ленинградской области, посвященных вопросам организации местного самоуправления на территории области, входят: Закон Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», в главе 9 которого установлены полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере местного самоуправления, а также государственные гарантии прав населения на местное самоуправление; областной закон Ленинградской области от 31.03.2005 №21-оз «О наименованиях органов местного самоуправления в Ленинградской области», областной закон Ленинградской области от 11.02.2015 №1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области», а также иные областные законы, устанавливающие порядок передачи государственных полномочий.
В ст.4 Устава муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области(далее-Устав) приведены вопросы местного значения поселения; полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения содержатся в ст.6 Устава (л.д.38-86 т.1).
Частью 3 статьи 6 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального образования «Город Всеволожск» вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования в бюджет муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 22 Устава определены полномочия представительного органа муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области –совета депутатов.
В ст.28 Устава отражено, что администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Администрация муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и областными законами Ленинградской области. Администрация муниципального образования обладает всеми полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции совета депутатов и отнесенных к компетенции совета депутатов настоящим уставом.
В систему муниципальных нормативных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты совета депутатов муниципального образования (ст.34 Устава). В ч.4 ст.34 Устава оговорено, что совет депутатов муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ленинградской области, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности совета депутатов муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ленинградской области, уставом муниципального образования.
В ч.2 ст.37 Устава указано, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования(обнародования).
В п.3.1 Положения об администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов поселения от 26.12.2007 №(далее-Положение) отражено, что полномочия администрации муниципального образования, за исключением полномочий, установленных Уставом МО «Город Всеволожск», порядок деятельности администрации МО определяются настоящим Положением. В п.3.2 Положения содержится перечень конкретных полномочий администрации муниципального образования (л.д119-125 т.1).
Решением совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.12.2011 № утверждено Положение о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области(л.д.15 т.2).
Решением совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.06.2016 № утвержден регламент совета депутатов названного муниципального образования(далее-регламент)(л.д.153 т.1). В ч.3 ст.13 регламента предусмотрено, что внеочередные заседания созываются главой муниципального образования по собственной инициативе, на основании обращения главы администрации муниципального образования, не менее 7 депутатов совета депутатов, не позднее чем в двухнедельный срок. Внеочередные заседания совета депутатов созываются главой муниципального образования. В абзаце втором ч.4 ст.13 отмечено, что в повестку дня внеочередного заседания не могут вноситься иные вопросы, кроме предложенных инициатором созыва внеочередного заседания.
Глава муниципального образования своим распоряжением назначает день внеочередного заседания совета (ч.5 ст.13 регламента).
В ч.5 ст.14 регламента определено, что совет депутатов может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено, в том числе, главой муниципального образования.
В закрытом заседании участвуют депутаты и лица, приглашенные по решению совета депутатов. В ходе закрытого заседания ведутся протокол и аудиозапись (ч.6 ст.14 регламента).
Из положений ст.17 регламента следует, что проекты документов и необходимые материалы, подлежащие распространению среди депутатов совета депутатов, предоставляются депутатам в электронном виде путем рассылки на адреса электронной почты. При отсутствии электронной почты, по письменному заявлению депутата, указанные документы и материалы, подлежащие распространению среди депутатов, размещаются в именном накопителе в помещении аппарата совета депутатов.
В ч.11 ст.23 регламента отмечено, что приглашенные на заседание совета депутатов лица имеют право выступить после окончания обсуждения вопроса депутатами.Перечень документов, которые подлежат представлению при внесении проекта решения в совет депутатов субъектом(субъектами) правотворческой инициативы приведен в ст.33 регламента.
Из представленных решений совета депутатов поселения, соглашений следует, что начиная с 2014 года ежегодно часть полномочий по решению вопросов местного значения передаются администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области на основании соответствующего решения совета депутатов поселения, решения совета депутатов муниципального района с последующим заключением соглашения о передаче полномочий между администрацией поселения и администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Изложенные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Более того, решением совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24.10.2014 № предусмотрено до 01 января 2016 года поэтапно передать полномочия администрации МО «Город Всеволожск» администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (данное решение подписано главой муниципального образования ФИО1, являющимся на момент рассмотрения дела судом главой администрации МО «Город Всеволожск»)(л.д.169 т.2).
Решением совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.01.2015 № отклонен проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Город Всеволожск», предусматривающий, что администрация города может не образовываться, а полномочия администрации города может исполнять администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Согласно журналу регистрации проектов решений совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» 30 ноября 2016 года ФИО10 внесен в совет депутатов поселения проект решения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (л.д.82-84 т.5).
Из представленного тома 11 МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (дело №), материалы которого обозревались в судебном заседании 30.01.2017, следует, что к проекту решения были приложены: перечень передаваемых отдельных полномочий для исполнения муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, пояснительная записка, составленная заместителем председателя совета депутатов ФИО14(без подписи), заключение, составленное юрисконсульт-советником главы МО «Город Всеволожск» ФИО23 (без подписи). На титульном листе проекта отсутствовало указание о субъекте правотворческой инициативе (л.д.64 т.2).
Распоряжением главы муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 30.11.2016 на 30 ноября 2016 года в 16 часов назначено внеочередное заседание совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» (л.д.246 т.1).
Из представленных извещений следует, что повестка на внеочередное заседание совета депутатов направлена депутатам по электронной почте в 14 час. 23 мин. 30 ноября 2016 года. Решение города о передаче полномочий 2017, пояснительная записка к проекту решения совета депутатов муниципального образования направлены депутатам по электронной почте 30 ноября 2016 года в 15 час. 23 мин.(л.д.52, 53 т.5).
Согласно листу регистрации на внеочередном заседании совета депутатов поселения 30.11.2016 присутствовали все избранные 18 депутатов, а именно: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО25, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО10, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27(л.д.6 т.2).
Из протокола внеочередного заседания совета депутатов поселения от 30.11.2016, стенограммы внеочередного заседания совета депутатов поселения от 30.11.2016, исследованных в ходе судебного разбирательства, следует, что внеочередное заседание совета депутатов поселения 30.11.2016 было закрытым, проходило с участием приглашенных лиц: губернатора Ленинградской области ФИО, главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО6, главы администрации муниципального образования «Город Всеволожск» ФИО1, председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области ФИО28, председателя комитета финансов ФИО30, ФИО29(л.д.1-5, 127-153 т.2).
До проведения голосования относительно повестки дня в целом на внеочередном заседании совета депутатов выступил губернатор Ленинградской области ФИО, который отметил наличие кредиторской задолженности у города, а также имеющиеся хозяйственные проблемы, отметив положительный опыт проводимой реформы местного самоуправления по объединению (передаче) полномочий, проводимой в Ленинградской области, указав, что данный опыт воспринят положительно и в ином субъекте Российской Федерации.
После этого, проведено голосование по вопросу включения в повестку дня проекта решения, предложенного депутатом ФИО13, проект данного решения не был включен в повестку дня.
Затем проведено голосование за утверждение повестки дня в целом, по результатам которого в повестку дня внеочередного заседания совета депутатов включен только один вопрос:
1.О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Докладчиком по данному вопросу выступила заместитель председателя совета депутатов- ФИО14
При обсуждении данного вопроса выступили: ФИО26, ФИО22, ФИО6, ФИО, ФИО30, ФИО10, ФИО25
Как следует из текста стенограммы заседания губернатор Ленинградской области ФИО в указанном выступлении рассказал о вопросах, возникших при проведении реформы местного самоуправления по передаче полномочий на территории 16 муниципальных районах Ленинградской области, ее результатах.
После этого, проведено голосование за принятие решения за основу: голосовали «за»-16, «против»-2, «воздержались»-2. Решение принято за основу.
Затем проведено голосование за принятие решения в целом: голосовали «за»-14, «против»-2, «воздержались»-2.
Решение принято в целом.
20 декабря 2016 года ФИО23 внесен проект о внесении изменений в решение № (.л.д.84 т.5).
Из листа регистрации, протокола очередного заседания совета депутатов муниципального образования и части стенограммы очередного заседания совета депутатов от 20.12.2016 следует, что на данном заседании совета депутатов присутствовали все 18 избранных депутатов совета депутатов, а именно: ФИО31, ФИО25, ФИО21, ФИО24, ФИО13, ФИО16, ФИО17, ФИО22, ФИО19, ФИО12, ФИО25, ФИО10, ФИО14, ФИО23, ФИО20, ФИО18, ФИО26, ФИО11(л.д.12-21, 85-91 т.5).
К проекту решения представлены: пояснительная записка с подписью ФИО23, заключение, подписанное юрисконсультом-советником главы МО «Город Всеволожск» ФИО23
21.12.2016 юрисконсультом –советником главы муниципального образования по правовым вопросам ФИО23 составлено заключение № по результатам проведения антикоррупционной экспертизы решения совета депутатов МО «Город Всеволожск» -«О внесении изменений в решение совета депутатов МО «Город Всеволожск» от 30.11.2016 № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 20.12.2016 №.
На очередном заседании совета депутатов 20 декабря 2016 года вопрос о внесении изменений в решение № докладывала ФИО23, выступил глава администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО6, после чего депутат ФИО31 предложил перейти к голосованию.
За принятие решения за основу голосовали «за»-12, «против»-3, «воздержалось»-3.
За принятие решения в целом голосовали: «за»-12, «против»-3, «воздержалось»-3.
Решение принято в целом.
21 декабря 2016 года в совет депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области депутатами ФИО26, ФИО25, ФИО16, ФИО22, ФИО19, ФИО14, ФИО20 внесен проект решения об отмене решений №№ и №.
В связи с отсутствием кворума на внеочередном заседании совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 26 декабря 2016 года (на заседание явилось 7 депутатов из 18, а именно явились: ФИО25, ФИО20, ФИО22, ФИО26, ФИО10, ФИО16 и ФИО19) решение об отмене решений №№ и № не принято.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО10 показала, что как председатель совета депутатов и глава муниципального образования созвала 30.11.2016 внеочередное заседание совета депутатов, которое проходило в закрытом режиме. В повестку дня был включен только один вопрос о передаче полномочий. Это вопрос возник после того, как депутаты подали заявления о сложении полномочий. Проект решения готовила ФИО23, докладывала вопрос ФИО14; представленные документы не были подписаны, так как не хватило времени. Нарушений регламента при проведении внеочередного заседания не допущено, хотя было неправильным, что до голосования выступил губернатор Ленинградской области, но полагали возможным так поступить. Свидетель голосовала «за» принятие решения, так как полагала его правильным. Это был выход из сложившейся ситуации. Давления на депутатов не оказывалось. Проголосовали «за»-14 депутатов, «против»-2 и воздержались-2. В последующем, в решение № внесено изменение.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО34 (<данные изъяты>) показала, что до внеочередного заседания совета депутатов 30.11.2016 документы получила в электронном виде; ФИО23 готовила проект решения, свидетель готовила пояснительную записку по своей инициативе; на внеочередном заседании присутствовали все избранные депутаты, заседание проходило в закрытом режиме. Сначала было проведено голосование за повестку дня. Далее поставлены вопросы, которые не были включены в повестку дня. Затем выступил губернатор Ленинградской области. Он привел пример о том, как в других районах Ленинградской области прошла соответствующая реформа. Затем все депутаты голосовали. Голосовали открыто. 14 человек проголосовали – «за», 2 – «против» и 2 –«воздержались». Свидетель голосовала «за», потому что считала, что этот процесс позитивно отразится на органах местного самоуправления. Полагала, что данная реформа хороша для Ленинградской области. При проведении внеочередного заседания совета депутатов если и были нарушения, то незначительные, давления на депутатов не оказывалось. Финансово-экономическое обоснование должно было быть, но его не было. Времени для подготовки документов было недостаточно. Несвоевременное получение депутатами проектов решения не повлекло принятие депутатами неправильного решения. Решение принято для сохранения совета депутатов; вопрос о передаче полномочий входил в компетенцию совета депутатов, решения о передаче полномочий принимались и ранее.
В судебном заседании ФИО35 М.Б., допрошенная в качестве свидетеля, показала, что документы получала до внеочередного заседания, успела с ними ознакомиться, на заседании рассматривался только один вопрос-передача полномочий. Как проходило заседание точно не помнит.14 депутатов проголосовало «за» принятие решения, решение было принято. Голосовала «за» принятие указанного решения, так как в г. Всеволожск постоянный дефицит бюджета, передача полномочий актуальный вопрос. До заседания была встреча депутатов с губернатором Ленинградской области, главой администрации района. Ранее подавала заявление о сложении полномочий депутата, так как хотела приблизить решение вопроса о передаче полномочий. Свое мнение по данному вопросу сформулировала до заседания и до выступления губернатора Ленинградской области. Ранее такие же решения принимались. Какие-либо нарушения при проведении заседания не допущены. При объединении города и района, город будет развиваться. Считает, что решение не могло приниматься в отсутствие финансово-экономического заключения.
ФИО37, допрошенный в качестве свидетеля, показал, что за 30 мин. до заседания получил проект решения по электронной почте. На заседании совета депутатов решался вопрос о передаче большей части полномочий. Голосовал «за», так как хотел сохранить совет депутатов как представительный орган. Нарушений регламента при проведении заседания не было. До заседания совета депутатов присутствовал на совещании у главы администрации района. Давления со стороны данного должностного лица не было; присутствовал и на совещании у губернатора Ленинградской области, на котором обсуждался вопрос выхода из сложившейся ситуации. На заседании совета депутатов задавал вопросы, так как интересовался правами граждан. Считает, что передача полномочий входит в компетенцию совета депутатов; ранее такие решения принимались.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО38 показала, что проект решения получила по электронной почте не вовремя, равно как и 5 депутатов. О заседании уведомлена по телефону, ей было понятно какой вопрос будет рассматриваться. На заседании присутствовали все депутаты. После открытия заседания выступил губернатор Ленинградской области, затем было голосование. Свидетель голосовала «против», так как ей не понятно, как администрация района будет решать вопрос граждан, состоящих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ранее передавали часть полномочий, но без таких грубейших нарушений. Нарушен порядок передачи полномочий, предоставлено мало времени для ознакомления с проектом решения; присутствовала на совещании у губернатора Ленинградской области и у главы администрации района; глава администрации района настаивал на передаче полномочий; восемь депутатов были против работы главы администрации города. Губернатор сказал, что раз нет согласия в совете депутатов, то будем объединять город и район. Решение № не имело финансово-экономического обоснования; полагала, что депутатов фактически заставили принять решение №.
ФИО39., допрошенный в качестве свидетеля, показал, что за 30-40 мин. до внеочередного заседания совета он получил документы по электронной почте. Вопрос о присоединении города к району был поставлен без учета мнения людей. Ранее принимались решения о передаче части полномочий. Это был первый случай, когда передали все полномочия, это неправильно. Избиратели против передачи полномочий в район. Внеочередное заседание проведено в закрытом режиме. На заседании не голосовали 4 депутата; свидетель воздержался, остальные проголосовали «за». По мнению свидетеля, на депутатов оказано моральное давление. После принятия решения № в него внесены изменения. Свидетель присутствовал на совещании у ФИО6, который говорил, что будет лучше, если город объединить с районом. Губернатор тоже пытался разобраться в ситуации, пытался примирить совет депутатов и говорил о передаче полномочий. Давления не было. Полагал, что к проекту решения № надлежало приложить финансово-экономическое обоснование.
Свидетель –ФИО40., показала, что 30.11.2016 в 13.28 на электронную почту поступила повестка дня заседания совета, затем—проект решения. На повестке дня остался один вопрос-передача полномочий в администрацию района. Заседание открыла ФИО10, затем выступил губернатор, депутаты. Проект решения докладывала ФИО14 «За» проект проголосовало 14 депутатов, «против» -2, «воздержалось»-2.Свидетель проголосовала «за». Давление на депутатов не оказывалось. До этого на совещании у главы администрации района обсуждали вопрос о передаче полномочий, депутаты могли высказать свою позицию. На совещании у губернатора пытались найти выход из кризиса, сложившегося в совете депутатов. Полагала достаточным представление проекта решения без финансово-экономического обоснования. Решением передано 34 полномочия, это вызвано тем, что городу нужна помощь, а денег нет. Утверждала, что администрация города финансово несостоятельна. При принятии решения процедура не нарушена. Свидетель проголосовала за принятие данного решения; в совете депутатов отсутствовал диалог. ФИО10 даже договаривалась с губернатором Ленинградской области о том, чтобы депутаты сели за стол переговоров, но диалог по-прежнему не состоялся. Ситуация, в которой оказался совет депутатов, была тяжелой.
В судебном заседании ФИО41., допрошенный в качестве свидетеля, показал, что за 1 час до заседания ему был выслан проект решения. Заседание совета депутатов проходило в закрытом режиме. Заседание открыла ФИО10, затем выступил губернатор Ленинградской области, депутаты ФИО14 и ФИО23, были заданы вопросы. При голосовании «воздержался», так как должен учитывать мнение избирателей и не было достаточно времени для ознакомления с проектом. Считал, что субъектом правотворческой инициативы являлась ФИО23, считал, что в ходе заседания совета существенно нарушена процедура. Утверждал о том, что фактически использовалась процедура ликвидации администрации города путем передачи полномочий. Полагал, что на него оказано давление при принятии решения. Ссылался на то, что имел место конфликт интересов, так как восемь депутатов хотели убрать с должности ФИО1
Свидетель-ФИО42., допрошенный в судебном заседании, показал, что в 14.24 перед заседанием на электронную почту получил проект решения и повестку дня. Считал, что субъектом правотворческой инициативы является ФИО23 Заседание проходило в закрытом режиме, хотя свидетель голосовал против этого. Затем выступил губернатор Ленинградской области. Голосовал против решения, так как при его принятии допущены грубые нарушения, не учтены интересы администрации города. Утверждал о том, что решение № нарушает права граждан. Не является сторонником проводимой реформы, полномочия можно передавать поэтапно. Передача полномочий на уровень района подлежит обеспечению денежными средствами, что не сделано. На совещании у главы администрации района обсуждали передачу полномочий; глава администрации предложил хорошую дорожную карту, но депутаты предложили свою карту с передачей всех полномочий. На совещании у губернатора Ленинградской области шла речь о неисполнении администрацией города своих полномочий, губернатор рассказывал о реформе. Свидетель считал невозможным передачу полномочий без финансово-экономического обоснования. Давления при принятии решения не было.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО43 показала, что до внеочередного заседания получила по электронной почте проект решения. Заседание открыла ФИО10, затем выступил губернатор, после этого началось рассмотрение вопроса. Свидетель голосовала «за» передачу полномочий (в части), так как полагала это правильным. Процедура принятия решения не нарушена. На совещании у главы администрации района обсуждались проблемы города, передачу полномочий обсуждали по инициативе депутатов. На совещании у губернатора обсуждали только проблемы города. Подавала заявление о сложении полномочий депутата, но поговорив с депутатами, отозвала его, так как посчитала, что подведет избирателей. Субъектом правотворческой инициативы была ФИО10 Заседание проходило в закрытом режиме по ее инициативе. Совет депутатов уполномочен принимать решения о передаче полномочий, ранее такие решения принимались ежегодно. Из нарушений можно отметить одно-присутствие администрации города при принятии решения. Наличие приглашенных лиц на заседании не повлияло на принятие решения.
Допрошенный в качестве свидетеля-ФИО44 показал, что к заседанию 30.11.2016 получил проект решения с приложениями (заключение, составленное ФИО23) и повестку дня по электронной почте; на заседании был получен проект решения на бумажном носителе. Вопрос о передаче полномочий обсуждался в течение месяца до заседания. Администрация города практически не справляется со своими обязанностями. На совещании у главы администрации района обсуждали передачу полномочий, важно было понять, примет ли полномочия глава администрации района. На заседании выступали ФИО10 и ФИО14 Затем выступил губернатор Ленинградской области. Далее было голосование. Свидетель проголосовал «за» передачу полномочий, потому что эти полномочия все равно были бы переданы на уровень района, так как у города большие проблемы. У администрации города отсутствует бюджет, и она не может разрешить ряд вопросов, касающихся проблем города. На совещании глава администрации района интересовался мнением каждого депутата относительно необходимости передачи полномочий. На совещании у губернатора передача полномочий напрямую не обсуждалась. О необходимости передачи полномочий губернатором не говорилось. Субъектом правотворческой инициативы являлась инициативная группа или ФИО23 Проект решения докладывала ФИО14 Полагал, что для принятия решения финансово-экономическое обоснование было не нужно. Процедура принятия решения не нарушена, присутствие приглашенных лиц на заседании, позднее представление документов не повлияли на принятие решения. Оснований для признания решения недействующим, нет. Принятие решение о передаче полномочий относится к компетенции совета депутатов. Ранее советом депутатов такие решения принимались.
Свидетель –ФИО45 в судебном заседании показал, что на заседании совета депутатов 30.11.2016 рассматривался вопрос о передаче полномочий на уровень района. Докладчиками были ФИО10 и ФИО14 По инициативе ФИО10 заседание провели в закрытом режиме. Далее приехал Губернатор Ленинградской области, он выступил, и депутаты стали голосовать. Свидетель голосовал за передачу полномочий, поскольку в 2014 году у нас уже было решение о передаче полномочий на уровень района. В городе ничего не делается, проблемы не решаются. На совещании у главы администрации района обсуждался вопрос о передаче полномочий. Депутаты хотели узнать готов ли глава взять на себя передаваемые полномочия. На совещании у губернатора обсуждались проблемы города и передача полномочий. Субъектом правотворческой инициативы являлась ФИО10 Докладывали проект ФИО14 и ФИО10 Принятие оспариваемого решения относится к компетенции совета депутатов. Ранее таким же образом передавали полномочия. Давления не было, присутствие приглашенных лиц не могло повлиять на принятие решения.
В судебном заседании свидетель-ФИО46 председатель бюджетной комиссии, показал, что до заседания совета по электронной почте ему был направлен проект решения. Перед заседанием выдан проект решения на бумажном носителе. К проекту решения приложено юридическое заключение. Заседание совета депутатов проходило в обычном режиме. ФИО10 предложила провести закрытое заседание, заседание после голосования было закрыто. Затем собрание открыла ФИО10, далее выступил губернатор Ленинградской области. Затем все депутаты голосовали. Голосование было открытым. Свидетель проголосовал «за» передачу полномочий, потому что решение № созрело ранее, еще в 2014 году. Этот вопрос вносился еще в 2014 году, все проголосовали единогласно за принятие этого решения, но оно не было исполнено. Полагал, что проблемы, которые имеются в городе, необходимо решать и одним из выходов стало принятие решения № о передаче части полномочий. У администрации города осталось 2 или 3 полномочия, которые администрация города будет исполнять до 2019 года. Осталось архивное дело и госполномочия. В декабре 2016 года в решение № внесены изменения. На совещании глава администрации района хотел узнать мнение каждого депутата. Нажима с его стороны не было. Обсуждались все возникшие проблемы города. На совещании у губернатора обсуждались проблемы города. Губернатор рассказывал о том, как проходила реформа в г. Выборге и г. Луге. О необходимости передачи полномочий он не говорил. Проект решения мог быть внесен без финансового экономического обоснования. Этого не требовалось, так как совет не вносил изменения в доходную часть и не менял налоговую базу. Финансовые вопросы в данном случае не разрешались. Решения о передаче полномочий принимали ежегодно. Полагал также, что если глава администрации города присутствовал на заседании, значит, администрация города была уведомлена о заседании по разрешению вопроса о передаче полномочий. Давление не оказывалось; присутствие приглашенных лиц, позднее представление документов не могло повлиять на принятие решения. За 11 лет бюджет принимался с дефицитом. Профицитный бюджет последний раз был в 2009 году. На данный момент бюджет города остается дефицитным. Динамика последние 4 года практически нулевая. Относительно решения № отметил, что получал документы в распечатанном виде. Докладчиком по проекту решения № была ФИО23
Свидетель –ФИО47 в судебном заседании показал, что на заседании 30.11.2016 рассматривался вопрос о частичной передаче полномочий. До заседания получил документы по электронной почте, на заседании совета рассматривался вопрос о частичной передаче полномочий. Как и большинство депутатов голосовал «за» принятие решения вследствие экономического состояния города. Считал, что при передаче полномочий на уровень района станет меньше расходов. В администрации города остались полномочия по архивному делу и госполномочия. В последующем, в указанное решение внесены изменения. Принятие решения о передаче полномочий входит в компетенцию совета; при принятии решения о передаче полномочий нарушений не допущено. Приглашенные лица не могли повлиять на принятие решения; заявление о сложении полномочий депутата отозвал по просьбе избирателей.
Свидетель-ФИО48., показал в судебном заседании, что в 15 час. 20 мин. до заседания получил проект решения и пояснительную записку по электронной почте. За 5 мин. до заседания получил документы на бумажном носителе. Докладчиком была ФИО10 либо ФИО14 Субъектом правотворческой инициативы являлась ФИО10 Было ли финансово-экономическое обоснование, не помнит, наличие его необходимо.
Заседание проходило в соответствие с регламентом совета депутатов. Объявили повестку дня, затем был поставлен вопрос о закрытии заседания. Все проголосовали. На заседании присутствовали глава администрации района и глава администрации города, губернатор Ленинградской области и председатель комитета по местному самоуправлению. 14 депутатов голосовали «за» принятие решения №, 2-«против» и 2-воздержались. У администрации города осталось 4 полномочия. Свидетель проголосовал за решение №, поскольку принципиально занимался этим вопросом уже давно. Инициатором этого вопроса был с 2014 г. Предвыборные компании основывались именно на присоединении города к району. Полагал, что принятие решения № положительно скажется на бюджете города. Объединение города с районом приведет к положительному результату в системе местного самоуправления. На совещании у главы администрации района обсуждалась передача полномочий. На совещании губернатор Ленинградской области хотел понять, что происходит в совете депутатов и почему некоторые депутаты подали заявления о сложении своих полномочий. Также он приводил положительные результаты своей реформы. Принятие решения о передаче полномочий входит в компетенцию совета; при принятии решения о передаче полномочий нарушений не допущено. Приглашенные лица не могли повлиять на принятие решения.
Свидетель-ФИО49 в судебном заседании показала, что проект решения поступил по электронной почте. Перед заседанием совета получила документы на бумажном носителе. Финансово-экономическое обоснование было необходимым, но его не было. На заседании совета решался вопрос о передаче полномочий. Субъектом правотворческой инициативы была ФИО23, докладывала вопрос ФИО14 Сначала зал заседаний заполнился общественностью и депутатами. Перед голосованием выступил губернатор Ленинградской области, затем объявили повестку дня. Было принято решение о закрытии заседания. Голосование было открытым. Затем было принято решение о передаче полномочий на уровень района. Большинство голосов было «за» это решение. Свидетель также голосовала за решение №, так как в 2016 году у совета депутатов получился небольшой конфликт с главой администрации города. Депутаты подали заявления о сложении своих полномочий. С депутатами встречался глава администрации района. Был поставлен вопрос о том, что нельзя допустить новые выборы. После этого, приняли решение о том, что единственным выходом из сложившейся ситуации будет передача полномочий на уровень района. Свидетелем отозвано заявление о сложении своих полномочий. Глава администрации района говорил, что будет утверждаться структура города, что совет депутатов будет работать, как и прежде. Соответственно, свидетель для себя решила, что передача полномочий на уровень района возможна. Полномочия передаются на 1 год. За это время можно посмотреть справляется район или нет. На совещании у главы администрации района обсуждали вопрос об объединении города с районом; глава администрации предлагал выход из кризиса. Было совещание и у губернатора в связи с подачей депутатами заявлений о сложении полномочий и о передаче полномочий на уровень района. Присутствие на заседании приглашенных лиц не повлияло на принятие решения.
Допрошенный в судебном заседании свидетель-ФИО50 показала, что по поручению ФИО10 готовила проект решения и заключение. В окончательном виде прочитывала, готовила проект ФИО14 по поручению главы муниципального образования; готовили проект совместно. Изначально все проголосовали за закрытие заседание. Потом ФИО10 открыла заседание, указала на то, что заседание созвано по распоряжению главы и что она вносит проект решения о передаче полномочий. Далее главой администрации города был предложен еще один вариант передачи полномочий, но поскольку инициатором может быть только один человек, указанный вопрос не рассматривался. Затем были высказывания нескольких депутатов относительно того, что они против принятия решения №. Затем все проголосовали за повестку дня. Далее ФИО10 внесла проект решения, докладчиком была ФИО14 Вопросов не было, было несколько выступлений, затем голосование. Свидетель проголосовала «за» принятие решения. Считала решение логичным, обоснованным и экономически целесообразным. На совещании у главы администрации района обсуждалось в целом, что думают депутаты о передаче полномочий на уровень района. Председатель комитета финансов города высказывался о том, что бюджет города находится в плачевном состоянии. Обсуждалась финансово-экономическая ситуация. На совещании у губернатора обсуждалось состояние бюджета города. Проект решения № обсуждали на комиссиях, в том числе и на бюджетной комиссии. В комиссиях проект решения прошел обсуждение и был разослан депутатам. От депутатов не поступали предложения об исключении данного решения № из повестки дня. Сомнений по проекту решения не было.
Свидетель-ФИО51 в судебном заседании показал, что 30.11.2016 на заседании совета рассматривался вопрос о передаче полномочий. Докладчиком была ФИО14, потом выступал губернатор Ленинградской области. Затем было голосование. Проголосовали 14 «за» решение, 2 -«против» и 2 -«воздержались». Свидетель проголосовал «за» принятие указанного решения в связи с тем, что в городской администрации кризис. 22 ноября 2016 г. группа депутатов подала заявления о сложении своих полномочий. Потом с депутатами встречался губернатор Ленинградской области. На этой встрече присутствовало 7 депутатов, глава муниципального образования ФИО6 Губернатор предлагал забрать заявления о сложении полномочий, поскольку нельзя было допустить новые выборы. Решили, что из этой ситуации есть только один выход: забрать заявления о сложении полномочий и передать полномочия на уровень района. На совещании у главы администрации района обсуждались общие вопросы. Свидетель дважды подавал заявления о сложении полномочий депутата. В декабре 2016 года был поставлен вопрос об отмене решения №, но депутаты не являются на заседание.
В судебном заседании свидетель ФИО12 представил документы, которые поступили к нему по электронной почте: повестку дня, проект решения № с пояснительной запиской и заключением.
Также в судебном заседании свидетель ФИО32 представил документы, которые им получены по электронной почте: повестку дня, пояснительную записку, проект решения.
15 декабря 2016 года советом депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области принято решение № «О принятии осуществления муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области части полномочий по решению вопросов местного значения от муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»(л.д.182 т.2).
15 декабря 2016 года советом депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области принято решение № «Об утверждении организационной структуры администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в новой редакции»(.л.д.190 т.2).
Распоряжением главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области утверждено штатное расписание администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на 2017 год.
29.12.2016 между администрацией муниципального образования «Город Всеволожск» и администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №, приложениями к которой являются: порядок определения объема иных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий и дорожная карта по передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» для исполнения администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области(л.д.91-99 л.д.2).
31.01.2017 администрацией муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято постановление № «О досрочном прекращении действия Соглашения от 29.12.2016 №№, №(л.д.103-104 т.2).
30.01.2017 главой администрации муниципального образования «Город Всеволожск» направлено главе администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области уведомление о досрочном прекращении с 02 марта 2017 года действия названного выше соглашения (л.д.105 т.2).
Исследовав содержание оспариваемого муниципального нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что фактически данный акт состоит из нескольких частей, а именно:
-пункта 1, утвердившего перечень отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, передаваемых для исполнения администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и самого перечня в приложении;
-пунктов 2-4, определивших порядок заключения соглашений о передаче полномочий по вопросам местного значения администрацией поселения в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Всеволожск» администрации Всеволожского муниципального района, включающим также развернутое изложение положений абзаца 3 части 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ;
-пункта 5, содержащего положения об официальном опубликовании и вступлении в законную силу норм решения №, и пункта 6, установившего орган, осуществляющий контроль исполнения данного решения.
Сравнительный анализ положений ст.28 Устава, Положения об администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Перечня, утвержденного решением № показывает, что оспариваемым решением для исполнения администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области полномочия администрации города переданы в части, что по существу не оспаривается лицами, участвующими в деле(не переданы полномочия по архивному делу и переданные государственные полномочия).
Надлежит также отметить, что действующим федеральным законодательством не установлено ограничений по объему передаваемой части полномочий по решению вопросов местного значения.
Изучив содержание оспариваемого муниципального нормативного правового акта, суд считает, что принимая решение в части утверждения перечня отдельных полномочий передаваемых для исполнения администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области(и устанавливая содержание перечня) совет депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» не вышел за пределы своей компетенции, предусмотренной ст.ст.14,15,17,35, ч.3ст.43 Федерального закона №131-ФЗ, ст.ст.4,6,22, ч.4 ст.34 Устава.
В данной части суд учитывает, что исходя из требований ч.3 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ в ч.4 ст.34 Устава специально оговорено, что совет депутатов как представительный орган в силу своего статуса наделен правом принимать решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также вправе принимать решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ленинградской области, уставом муниципального образования.
В указанной связи также следует отметить, что в отличие от представительного органа местная администрация(как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) не формируется путем проведения муниципальных выборов, не обладает исключительными полномочиями, прямо предусмотренными федеральным законом(ч.10.ст.35 Федерального закона №131-ФЗ); круг полномочий местной администрации устанавливается в Уставе, принятие которого является исключительной компетенцией представительного органа. В силу положений п.3 ч.1, ч.2, ч.3 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ постановления местной администрации, в том числе и по вопросам местного значения, издаются главой местной администрацией в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
С учетом изложенного, суждение представителей административного истца о том, что вопрос о передаче полномочий администрации муниципального образования мог быть разрешен только администрацией муниципального образования является неправильным, по существу. Не соответствует такое утверждение содержанию и смыслу ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ.
В противном случае, следует допустить, что местная администрация самостоятельно разрешала бы вопрос о передаче части полномочий без уведомления представительного органа, что не соответствует вышеприведенным федеральным нормам в совокупности.
Пункты 2-4 решения №, как содержащие положения, установившие фактически порядок заключения соглашений о передаче полномочий, и дублирующие положения абзаца 3 ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ, не противоречат данной федеральной норме, установившей, что порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В данной федеральной норме отсутствует указание о том, что такой порядок не может быть утвержден нормативным правовым актом представительного органа, утвердившим перечень передаваемых полномочий.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящего дела оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке, вступил в законную силу, то ссылка в п. 5 решения №(в редакции решения №) на вступление в законную силу части его положений именно с 01.01.2017 не является правовым основанием к его отмене.
Кроме этого, следует отметить, что в силу положений ст.47 Федерального закона №131-ФЗ, ст.37 Устава муниципального образования «Город Всеволожск» только муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Пункт 6 оспариваемого решения № не содержит правового предписания, лишь возлагает обязанность по контролю за исполнением решения на соответствующую комиссию.
Доводы о том, что оспариваемым актом переданы не только полномочия по решению вопросов местного значения не соответствуют содержанию оспариваемого акта в целом.
Суд не может признать обоснованными и доводы представителей административного истца о нарушении порядка и процедуры принятия оспариваемого решения, установленной регламентом совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск», по следующим основаниям.
Из журнала регистрации проектов решений советов депутатов муниципального образования «Город Всеволожск», показаний свидетелей, следует, что субъектом правотворческой инициативы, внесшим проект решения № в совет депутатов, являлась глава муниципального образования –ФИО10, поручившая подготовку проекта ФИО23, доклад вопроса (с доработкой проекта) -ФИО14
Внеочередное заседание совета депутатов созвано и назначено распоряжением главы муниципального образования «Город Всеволожск» ФИО10, что соответствует требованиям ст.13 регламента.
В соответствии с правилами ст.17 регламента депутаты совета депутатов о проведении внеочередного заседания уведомлены по электронной почте, что подтверждено показаниями свидетелей и представленными документами. На внеочередном заседании совета депутатов 30.11.2016 присутствовали все избранные 18 депутатов совета депутатов.
Из показаний свидетелей, тома 11 МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (дело№) следует, что к заседанию совета кроме проекта решения были подготовлены пояснительная записка и заключение, что не противоречит ст.33 регламента.
Суд считает правильным доводы возражения административного ответчика о том, что отсутствие финансово-экономического обоснования к проекту оспариваемого решения не свидетельствует о нарушении п. «г» ч.1 ст.33 регламента, так как реализация оспариваемого решения не требует материальных затрат.
Проведение внеочередного заседания совета депутатов 30 ноября 2016 года в закрытом режиме не противоречит ст.14 регламента. Данный вопрос на внеочередном заседании рассмотрен по инициативе главы муниципального образования ФИО10, советом депутатов по данному вопросу принято соответствующее решение.
Отсутствие подписей в пояснительной записке, заключении, неуказание субъекта правотворческой инициативы на титульном листе проекта, по существу, являются техническими ошибками, не влияющими на правомерность принятого решения.
Выступление приглашенных лиц до окончания обсуждения вопроса депутатами на внеочередном заседании совета депутатов 30 ноября 2016 года является формальным нарушением ч.11ст.23 регламента не свидетельствующее о незаконности принятого решения совета депутатов.
Принятие решения без учета мнения и истребования заключения администрации муниципального образования не противоречит положениям нормам Федерального закона №131-ФЗ, положениям Устава муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и регламента совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Утверждение о том, что пункт 1 приложения к решению № противоречит ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации является необоснованным, так как не соответствует смыслу и содержанию приведенной федеральной нормы и не учитывает содержание названной нормы оспариваемого муниципального нормативного акта.
Отсутствие заключения антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого муниципального нормативного правового акта не свидетельствует о нарушении процедуры его принятия и с учетом наличия юридического заключения, составленного юрисконсультом советником главы муниципального образования, не противоречит ст. 33 регламента и п 2.1 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» от 20.09.2011 №.
Решение № как самостоятельный муниципальный нормативный правовой акт в рамках настоящего дела не оспаривается, в тоже время суд считает необходимым отметить, что процедура и порядок принятия указанного акта (предусмотренная регламентом), которым внесены изменения в оспариваемое решение №, соблюдена.
Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании федеральных норм, в том числе положений Федерального закона №131-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, регламента совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, иных муниципальных нормативных правовых актов и не содержат правовых оснований к признанию оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
При принятии решения по настоящему делу суд также учитывает, что начиная с 2014 года, в таком же порядке (сначала решение совета депутатов поселения о передаче части полномочий, решение совета депутатов муниципального района о принятии части полномочий, затем заключенное на его основании соглашение между администрацией поселения и администрацией муниципального района) осуществлялась передача части полномочий по решению вопросов местного значения поселения. Причем вопрос о поэтапной передаче полномочий администрации МО «Город Всеволожск» администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в срок до 01 января 2016 года специально оговорен в решении совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24.10.2014 №.
Указанные муниципальные нормативные правовые акты не оспаривались и являются действующими.
С учетом изложенного в совокупности суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого муниципального нормативного правового акта недействующим.
Суд считает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят с нарушением прав администрации поселения. В указанной части суд также отмечает, что права администрации поселения не являются абсолютными, а основаны на тех полномочиях, которыми наделена администрация в соответствии с положениями ст.37 Федерального закона №131-ФЗ, ст.28 Устава муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим с даты его принятия решения совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 30 ноября 2016 года № «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.