Дело №а-1634/2022
УИД 50RS0№-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 года МО
Истринский городской суд в составе:
председательствующего судьи Асташкиной О.В.,
при помощнике ФИО3,
С участием адвоката ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.о. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с требованиями к Администрации г.о. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: а
Земельный участок №а расположен между земельными участками № и земельным участком №. Мелководный пруд на земельных участках не является водоемом общественного пользования. В связи с изменением границы земельного участка № (по перераспределению с последующим выкупом, в судебном порядке) и границ земельного участка № (в связи с разделом имущества между родственниками), линия границ между соседними участками стала ломаной, земельный участок истца имеет неправильную форму.
С целью изменения границ земельного участка на более пригодные для его обслуживания и эксплуатации, истец подготовила схему расположения земельного участка.
Согласно схеме расположения земельного участка, образуемый земельный участок площадью 1442 кв. м формируется из земельного участка с кадастровым номером №, площадью кв. м, и земельного участка, площадью 100 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности.
С подготовленной схемой истец обратилась за получением государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельный участков, находящихся в частной собственности.
Решением Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги было отказано. Основанием для отказа явился тот факт, что формируемый земельный участок, по мнению административного ответчика, находится на территории, отнесенной к землям, ограниченным в обороте.
Административный истец считает отказ в предоставлении государственной услуги не законным и необоснованным, просит суд признать данное решение незаконным, обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения - перераспределяемого земельного участка, а также просит восстановить срок на обращение с административным иском, поскольку о данном решении ей стало известно, значительно позже даты его принятия, поскольку истец находится в возрастной категории старше 60 лет и вынужден был соблюдать предписания рекомендации государственных органов о нежелательности покидания лицами старше 60 лет места проживания без крайней необходимости в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в связи с чем просила суд восстановить срок на обращение с административным иском.
Просила суд признать незаконным решение Администрации г.о. от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью кв.м., формируемого из земельного участка с КН №, площадью 1 342 кв.м., и земельного участка площадью 100 кв.м., земель неразграниченной государственной собственности категорией земель «земли населенных пунктов» видов разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: , а также взыскать судебные расходы на оплату экспертизы в размере рублей.
В судебное заседание истец ФИО1 и ее представитель по ордеру адвокат ФИО4 заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Администрация г.о. Истра в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.
Заслушав сторону истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 7 ст. 219 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п. п. 1,2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган (пункт 1).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 8).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса (подпункт 4 пункта 9).
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2). Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Истра о получении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена и земельный участок, находится в частной собственности».
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о. Истра приняла решение № Р00-№ об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена и земельный участок, находится в частной собственности».
В качестве основания для отказа указано, что спорный земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного Кодекса РФ, данному основанию послужило заключение Комитета по архитектуре и градостроительству обороноспособность земельного участка ограничена. Формируемый земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.ДД.ММ.ГГГГ.25-10, с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ и иными нормативными актами в сфере санитарного законодательства, также в рамках рассмотрения документов предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена и земельный участок, находится в частной собственности», был осуществлен выезд на испрашиваемы земельный участок, по результатам проведенного осмотра было выявлено, что на земельном участке находится пруд и пешеходная дорожка через него. Данный отказ согласован с Министерством имущественных отношений , что подтверждается сводным заключением.
В целях правильного разрешения спора по ходатайству представителя истца по делу назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № по фактическому пользованию площадью . м имеет границу, обозначенную на плане точками №№№№ (геоданные таблицы 1), что соответствует площади кв. м. по сведениям ЕГРН.
Границы земельного участка с кадастровым номером № на местности определены забором: по границе по точкам № - металлическая сетка «рабица» на металлических столбах, по границе: «№ - металлическая сетка «рабица» на а/ц столбах, по границе по точкам №32 -сплошной дощатый забор на металлических столбах, по границе в точкам № забор из металлопрофиля на металлических столбах, по границам во точкам № - граница проходит под частью жилого дома, по границе по точкам № границах проходит вдоль стены гаража, по границе по точкам № - ограждение отсутствует, имеются металлические столбы.
На земельном участке расположены: часть жилого дома, гараж, сарай, баня, уборная, душевая, колодец; имеются садовые насаждения (Фототаблица №). В восточной части земельного участка расположен «пруд - копань», созданный собственником для полива и прошения территории землевладения.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 342 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, , находится за пределами второго пояса ЗСО.
В результате исследования установлено, что на исследуемом участке имеется водный объект, водоем искусственного происхождения. Корректное определение его типа согласно классификации, приведенной в ВК РФ, не представляется возможным - в ВК РФ приведен закрытый перечень искусственных водоемов, это водохранилище, пруд, обводненный карьер, исходя из анализа данных терминов, исследуемый водоем не является ни одним из них. При этом данный объект может быть определен как «пруд- копань» - согласно классификации, приведенной в действующем ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения».
Определение размеров водоохранной и прибрежной защитной полосы, согласно ст.65 ВК РФ - не проводится.
В ходе проведенного исследовании, экспертами установлено, что гидравлическая связь «пруда-копани» со смежными водными объектами отсутствует, поверхностный сток представлен в большей части сточными водами с близлежащей территории и небольшого объема вод атмосферных и снеговых осадков на акваторию объекта. В соответствий имеющими градостроительными регламентами, сведениями открытых публичных источников, исследованиями и измерениями, проведенными в ходе экспертизы, земельный участок с кадастровым номером с № находится за пределами зон с особыми условиями использования территории, водные объекты общего пользования, нормируемые Водным кодексом РФ на территории исследуемого земельного участка отсутствуют. Формируемый земельный участок в обороте не ограничен, также данный земельный участок освоен, и используется по назначению.
Таким образом, экспертом подтверждено, что на испрашиваемом участке находится пруд и мост через него, что отражено на фотографии.
В силу ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ. С иском истец обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, установленного ст. 219 КАС РФ, что само по себе является самостоятельной причиной для отказа в удовлетворении иска. Истец не отрицала, что пропустила срок на обращение с настоящим иском, просила восстановить срок, ссылаясь на тот факт, что не могла подать иск из-за того, что истец вынужден был соблюдать предписания о нежелательности покидать жилое помещение лицам в возрасте 60 лет и более из-за коронавирусной инфекции. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, поскольку истец не представил доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших истцу в установленный срок обратиться с настоящим иском. Соблюдение предписания о нежелательности покидать жилое помещение лицам в возрасте 60 лет и более из-за коронавирусной инфекции не является уважительной причиной пропуска срока, так как иск мог быть подан не только лично.
С учетом вышеприведенных норм суд не находит основания для удовлетворения требований истца.
Соответственно судебные расходы по оплате экспертизы возмещению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации г.о. о признании незаконным решение об отказе в предоставлении Государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью № кв.м, формируемого из земельного участка с кадастровым номером № площадью 1342 кв. м, и земельного участка, площадью кв.м, из земель неразграниченной государственной собственности с категорией земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: , 5 а, возмещении судебных расходов по оплате экспертизы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное составлено ДД.ММ.ГГГГ