Дело №а-1637/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28августа2019 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Калиматова З.М.,
при секретаре Добриевой Л.З.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назрановского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> об ограничении доступа к информации,
У С Т А Н О В И Л:
Назрановский транспортный прокурор города обратился в суд указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, содержащуюся на Интернет-странице по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=SghJRX1poN4 «На грузовых поездах в Карелию (4)», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в рамках осуществления исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части профилактики и предупреждения непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте, в том числе при размещении в свободном доступе в сети «Интернет» информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних, выявлена интернет-страницаhttps://www.youtube.com/watch? v=SghJRX1poN4 «На грузовых поездах в Карелию (4)».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сеть Интернет позволяет осуществлять относительно свободный, бесцензурный поток информации, а также прямой и анонимный обмен мнениями, содействуя коммуникации не только на проблемные, но и запрещенные темы.
Принцип свободного, широкого и сбалансированного распространения информации закреплен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, где свобода информации признается в отношении каждого человека, организации, государства. Ни одно государство не вправе ограничивать свободное распространение информации на своей территории, если только содержание распространяемой информации не влечет нарушение принципов международного права, международных договоров с участием данного государства, международных обычаев, а также иных охраняемых прав отдельных лиц. Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет базируется на специальных принципах, гарантирующих любому государству не только право на создание компьютерных сетей на своей территории, на участие в международном обмене электронными данными, но и право на защиту от вредной, общественно опасной информации, что также предусматривается положениями Конвенции Совета Европы «О киберпреступности». Конвенция затрагивает вопросы юрисдикции государств-участников, общие принципы международного сотрудничества, регулирует вопросы конфиденциальности и ограничения использования информации, устанавливает конкретные меры взаимодействия государств-участников.
Учитывая, что на сегодняшний день международной организации, осуществляющей единое правовое регулирование функционирования системы сети Интернет, не существует, представляется обоснованным, что именно государство обязано контролировать содержание информации, размещенной в компьютерных сетях, в соответствии с нормами международного права и национального законодательства.
В силу ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовного наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В соответствии с п.п.1, 6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Часть 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ) провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.1 ст.14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и видео- продукции, пропагандирующей насилие, жестокость, наркоманию, токсикоманию и антиобщественное поведение.
Согласно п.п.1, 5 ч.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 18 установлены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом, среди прочих запрещается: подходить к вагонам до полной остановки поезда;прислоняться к стоящим вагонам; осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.
Из представленных суду материалов усматривается, что на странице https://www.youtube.com/watch?v=SghJRX1poN4 сети Интернет www.youtube.com опубликован и находится в свободном доступе материал в виде видеоролика под названием «На грузовых поездах в Карелию», содержащий информацию о методах и способах передвижения на частях железнодорожного транспорта запрещенными способами (на подножках, зацепах и крышах поездов) с демонстрацией «безопасного зацепинга, трейнхопа».
Зацепинг - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ передвижения, именуются трейнсёрферами, трейнхопперами или зацеперами.
В соответствии с ч.1 ст.11.17 КоАП РФ за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте предусмотрена административная ответственность, при этом под нарушением правил поведения предусматривается посадка или высадка граждан на ходу поезда, либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров, местах.
Кроме того, за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, предусмотрена уголовная ответственность по п. «в» ч.1 ст.213 УК РФ.
Таким образом, вышеуказанная информация пропагандирует проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом на не предназначенных для проезда частях подвижного состава, то есть, представляющих угрозу их жизни и здоровью, побуждает граждан, в том числе несовершеннолетних, к совершению экстремальных опасных для жизни поступков, оправдывая их противоправное поведение в части нарушения требований законодательства о железнодорожном транспорте, а, соответственно, побуждает граждан к совершению противоправных деяний и способствуют их совершению.
В связи с чем, заявленные Назрановским транспортным прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Назрановского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> об ограничении доступа к информации удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся на Интернет-странице по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=SghJRX1poN4 «На грузовых поездах в Карелию (4)», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья З.М.Калиматова