ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-163/18 от 18.05.2018 Хасавюртовского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-163/18

Решение

Именем Российской Федерации

город Хасавюрт 18 мая 2018 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Азизова С.А., при секретаре Иманалиевой М.А., с участием старшего помощника прокурора Хасавюртовского района Арсанбекова Р.К., представителя административного истца – ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – председателя ТИК МО «<адрес>» ФИО2, представителя ТИК МО «<адрес>» ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»» к участковой избирательной комиссии об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования,

установил:

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»» обратилась в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при этом иск обоснован тем, что административный истец является Политической партией, выдвинувшей кандидата на должность в Президенты Российской Федерации ФИО4, что подтверждается постановлением ЦИК Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации Григория А.Я.». ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД, на основании постановления Совета Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ” состоялись выборы Президента Российской Федерации. ФИО5 являлся членом участковой избирательной комиссии 1573 с правом решающего голоса. ДД.ММ.ГГГГ был подписан протокол участковой избирательной комиссии oб итогах голосования, которым установлено: число избирателей, включенных в список избирателей – 2352; число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией – 2300; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 0; число избирательных бюллетеней, выданных в помещении для голосования в день голосования – 784; число избирательных бюллетеней, выданных вне помещения для голосования в день голосования – 54; число погашенных избирательных бюллетеней – 1462; число избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования – 54; число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования – 784; число недействительных избирательных бюллетеней – 8; число действительных избирательных бюллетеней – 830; число утраченных избирательных бюллетеней – 0; число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0; Ф.И.О. внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов – ФИО6 – 4. 0,48 %; ФИО7 – 119. 14,20 %; ФИО8 – 3. 0,36 %; ФИО9 – 697. 83,17 %; ФИО10 – 1. 0,12 %; ФИО11 – 2. 0,24%; Титов ФИО27 – 1. 0,12 %; ФИО4 – 3. 0,36 %. Однако, в ходе подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией были допущены нарушения законодательства, а именно: после подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней в нарушение ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» члены комиссии по указанию председателя приступили к подсчету избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования и стационарных ящиках для голосования. После погашения бюллетеней, когда председатель объявила о начале непосредственного подсчета бюллетеней находящихся в ящиках (извлечения бюллетеней из стационарных и переносных ящиков,) ФИО5 неоднократно обращал внимание комиссии, что нарушается установленный законом порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией, что после погашения бюллетеней следует внести в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, и после этого приступить к работе с книгами списка избирателей. Но, председатель УИК 1573 ФИО12 категорически отказалась провести подсчет по списку избирателей, установить число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, и другие показатели, предусмотренные законом, в соответствии с установленным законом порядком данный подсчет по книгам списка избирателей осуществляется непосредственно после погашения неиспользованных бюллетеней и оглашения числа бюллетеней, полученных участковой комиссией. Председатель заявила, что работа со списком избирателей будет проведена позже, но и после подсчета бюллетеней из ящиков, работа с книгами списка избирателей не была проведена. Они так и были упакованы, без подсчета числа избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования. Значения в соответствующие строки протокола были внесены из неизвестных источников, без проведения реального подсчета. Таким образом, комиссией были допущены грубые нарушения порядка подсчета итогов голосования, предусмотренного статьей 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 73 Федерального закона от 10 01 2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В силу подпункта «б» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также подпункта 2 пункта 1.2 статьи 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. При таких условиях решение об итогах голосования, оформленное протоколом участковой избирательной комиссии избирательного участка , нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, гарантированные частью 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьей 3,68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", право на открытое и гласное установлении итогов голосования. По указанным основаниям истец просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии N 1673 Республики Дагестан об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца ФИО1 иск поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нём основаниям и при этом пояснил суду, что как указано в иске при подсчете голосов избирателей был нарушен порядок подсчета, на что было обращено внимание членом УИК с правом решающего голоса ФИО5 Однако, хоть и имелись нарушения ФИО5 данный протокол, об итогах голосования, был подписан, т.к. он как член УИК с правом решающего голоса не имел права не подписывать протокол об итогах голосования.

Представитель административного ответчика – председатель участковой избирательной комиссии <адрес> ФИО12 предварительно извещенная надлежащим образом о дне и месте рассмотрения настоящего дела в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с ходатайством, в котором просила суд рассмотреть дело без её участия.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившего представителя административного ответчика – председателя участковой избирательной комиссии ФИО12

Также ФИО12 подала возражения на иск, в которых просила суд отказать в удовлетворении иска и при этом в обосновании своих возражений ссылалась на то, что участковой избирательной комиссией , подсчет голосов проводился в установленном законом порядке, замечаний и жалоб на действия (бездействие) комиссии при этом не поступало. Доводы истца о том, что член комиссии ФИО5 постоянно обращал внимание комиссии на различные нарушения, допущенные во время подсчета голосов, не соответствуют действительности и могут быть опровергнуты членами участковой комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, а также наблюдателями, присутствовавшими на избирательном участке. Принятый УИК протокол об итогах голосования, подписанный всеми членами комиссии, в том числе и ФИО5 без каких-либо замечаний, свидетельствует о соблюдении установленного порядка голосования, а также порядка подсчета голосов. При этом, нарушений не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей не допускалось.

Представитель заинтересованного лица – председателя ТИК МО «<адрес>» ФИО2 также иск не признал и просил суд отказать в его удовлетворении и при этом пояснил суду, что каких-либо жалоб от ФИО5 в день голосования в ТИК района не поступало, об этом свидетельствует также сам протокол об итогах голосования на УИК , доводы представителя истца о том, что ФИО5 не имел права не подписывать указанный протокол, являются не состоятельными т.к. такого запрета закон не предусматривает.

Представителем ТИК МО «<адрес>» ФИО2 также поданы возражения, в которых просит суд отказать в удовлетворении иска и при этом в обосновании своих возражений ссылается на то, что Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначены на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование по выборам Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Для этих целей в соответствии со ст. 73 Федерального закона комиссия проводит подсчет голосов, который начинается по истечении времени голосования (после 20 часов). Участковой избирательной комиссией , подсчет голосов проводился именно в вышеуказанном порядке, замечаний и жалоб на действия (бездействие) комиссии при этом не поступало. Доводы истца о том, что член комиссии ФИО5 постоянно обращал внимание комиссии на различные нарушения, допущенные во время подсчета голосов не соответствуют действительности и могут быть опровергнуты членами участковой комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, а также наблюдателями, присутствовавшими на избирательном участке. Более того, следует учитывать, что согласно п. 1.2 ст. 85 Федерального закона после установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае установления нарушений законодательства, если эти нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Принятый УИК протокол об итогах голосования, подписанный всеми членами комиссии в том, числе и ФИО5 без каких-либо замечаний, свидетельствует о соблюдении установленного порядка голосования, а также порядка подсчета голосов. При этом, нарушений не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей не допускалось.

Представитель ТИК МО «<адрес>» ФИО3 также иск не признал и просил отказать в его удовлетворении по указанным в возражениях основаниям.

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, заслушав заключение старшего помощника прокурора Хасавюртовского района Арсанбекова Р.К., полагавшего не подлежащим удовлетворению административный иск, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу положений ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно ч.2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Административным истцом срок обращения в суд с иском не нарушен и в установленный законом срок, т.е. ДД.ММ.ГГГГ подано административное исковое заявление в Хасавюртовский районный суд путем электронного обращения в суд.

Судом установлено, что Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации были назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование по выборам Президента Российской Федерации.

Административный истец является Политической партией, выдвинувшей кандидата на должность в Президенты Российской Федерации ФИО4, что подтверждается постановлением ЦИК Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации Григория А.Я.».

ДД.ММ.ГГГГ выборы Президента РФ состоялись в <адрес> РД.

Согласно протоколу УИК <адрес> об итогах голосования кандидаты в Президенты РФ получили следующее количество голосов: ФИО6 – 4. 0,48 %. ФИО7 – 119. 14,20 %. ФИО8 – 3. 0,36 %. ФИО9 – 697. 83,17 %. ФИО10 – 1. 0,12 %. ФИО11 – 2. 0,24%. ФИО13 – 1. 0,12 %. ФИО4 – 3. 0,36 %.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Для этих целей в соответствии со ст. 73 Федерального закона комиссия проводит подсчет голосов, который начинается по истечении времени голосования (после 20 часов).

Подсчет голосов проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов избирателей.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов избирателей.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

Затем открыто проводится работа со списком избирателей, каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

После осуществления этих действий со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.

После подсчета голосов с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 Федерального закона.

Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит.

Решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов может быть отменено судом соответствующего уровня после определения результатов выборов в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также подпункта 2 пункта 1.2 ст. 85 ФЗ «О выборах Президента РФ».

В силу ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Суд приходит к выводу, что доводы административного истца о нарушении порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования являются не состоятельными, т.к. протокол УИК об итогах голосования подписан членом УИК с правом решающего голоса ФИО5, а также другими членами комиссии без каких-либо замечаний и жалоб, подтверждением чему является сам протокол УИК из которого следует, что в графе «сведения о количестве поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) прилагаемых к протоколу» количество жалоб указано ноль.

Отказывая административному истцу в удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что нарушения, если таковые имелись бы при подсчете голосов избирателей, на которые ссылается административный истец, не могли повлиять на действительное волеизъявление избирателей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что основаниями для удовлетворения требования административного истца могли служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительного волеизъявления избирателей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»» к участковой избирательной комиссии об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись С.А.Азизов