Дело №а-163/2019 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец ФИО1 указал, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости - помещение с кадастровым номером №, площадью 1691.2 кв. м, назначением: нежилое помещение, <адрес>
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области № 8-П от 14 октября 2015 года утверждены по состоянию на 1 января 2015 года результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 25 июня 2015 года в размере 5 887202рублей 50 копеек.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости нежилого помещения административный истец обратился к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Из отчета об оценке № 7391/1 от 24 декабря 2018 года, подготовленного <скрыто> по заказу административного истца, следует, что рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 25 июня 2015 года составляет 170 811 рублей.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеназванного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика, поскольку налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как его кадастровая стоимость.
Административный истец ФИО1 просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равную его рыночной стоимости - 170 811 рублей, определенной в отчете об оценке № 7391/1 от 24 декабря 2018 года по состоянию на 25 июня 2015 года.
В ходе судебного разбирательства сторона административного истца уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость спорного помещения в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, - 187 723 рублей.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО7 а также представители административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии», а также заинтересованных лиц - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, администрации МО - Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От представителя административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности ФИО2 поступил в письменной форме отзыв, в которой Учреждение просит рассмотреть данное дело без проведения судебного заседания в порядке упрощенного(письменного) производства.
На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных выше лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равную его рыночной стоимости по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ суд защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
На основании п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Рязанской области № 65-ОЗ от 30 октября 2014 года «Об установлении единой даты начала применения на территории Рязанской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года сумма налога на имущество физических лиц (в том числе и нежилые помещения), подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 457 от 1 июня 2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная
служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.
Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - помещение с кадастровым номером №, площадью 1691.2 кв. м, назначением: нежилое помещение, <адрес>
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области № 8-П от 14 октября 2015 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» утверждена по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области.
Согласно сведениям, изложенным в отзыве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» и выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2018-15975391 от 18 декабря 2018 года и № КУВИ-001/2019-2674604 от 6 февраля 2019 года, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 25 июня 2016 года, в связи с изменением учетных характеристик объекта недвижимости, в размере 5 887 202 рублей 50 копеек (акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 8 июня 2016 года). Датой внесения в ГКН сведений о текущей кадастровой стоимости данного объекта является 8 июня 2016 года.
Судом установлено, что 27 декабря 2018 года административный истец ФИО1 обратился в Рязанский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Минимущества Рязанской области указал на несоответствие отчета, представленного административным истцом, Закону об оценке и требованиям федеральных стандартов оценки, в связи с чем по ходатайству административного истца судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на
Заключением эксперта № 1511/2019 от 28 февраля 2019 года установлено, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости по состоянию на 25 июня 2015 года составляет 187 723 рубля.
Данное заключение соответствует положениям ч. 2 ст. 82 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, в установленном порядке не оспорено. У суда оснований не доверять выводам эксперта не имеется, так как эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Принимая во внимание, что размер налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установленное в ходе судебного разбирательства расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью нежилого помещения нарушает права административного истца ФИО1
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость объекта недвижимостис кадастровым номером №равную его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах административный иск ФИО1к ФГБУ «ФКП Росреестра» является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать - 27 декабря 2018 года (дата обращения с административным иском в суд).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером №, площадью 1691.2 кв. м, назначением: нежилое помещение, <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости - 187 723 (ста восьмидесяти семи тысяч семисот двадцати трех) рублей по состоянию на 25 июня 2015 года.
Датой подачи заявления считать 27 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.Е. Лукашевич