УИД: 28RS0№-74
№а-163/2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 августа 2022 года
Архаринский районный суд в составе: председательствующего судьи Багина В.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора ФИО2,
представителя административного ответчика – администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО3, действующего на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-а,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о возложении обязанности увеличить на территории рабочего поселка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд,
У С Т А Н О В И Л:
обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о возложении обязанности увеличить на территории рабочего поселка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 требования иска поддержал, в его обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией рабочего посёлка (пгт) Архара требований жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что на администрацию рабочего посёлка (пгт) Архара в целях защиты жилищных прав граждан возложена обязанность по формированию маневренного жилищного фонда на территории рабочего посёлка (пгт) Архара. На территории находится 105 домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, либо в которых жилые помещения признаны непригодными для проживания.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2019-2025 годов» постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2020-2025 годов».
В указанные программы включено 28 домов, в которых проживает 137 человек. Расселение указанных домов предусмотрено за счет средств областного бюджета и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2025 году. В данную программу включены дома, которые признаны аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ. Однако после ДД.ММ.ГГГГ на территории признаны аварийными и подлежащими сносу еще 77 домов.
Таким образом, в настоящее время граждане проживают в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Предоставить жилые помещения маневренного жилищного фонда гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 95, 106 ЖК РФ не представляется возможным, поскольку указанный фонд на территории включает 2 квартиры, расположенные по адресам: пгт. Архара , общей площадью 39,5 кв. м., пгт. Архара , общей площадью 24 кв. м. В настоящее время обе указанные квартиры предоставлены гражданам по договору найма до момента переселения из аварийного фонда.
Администрацией рабочего поселка (пгт) Архара не принимается надлежащих мер по обеспечению безопасности граждан, проживающих в аварийном жилье.
Проживание граждан в аварийных домах создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Указанные нарушения федерального законодательства влекут нарушение жилищных прав граждан.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы посёлка Архара прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ главы посёлка Архара на указанное представление, из которого следует, что в действиях администрации рабочего посёлка (пгт) Архара отсутствуют нарушения законодательства.
Недостаточность на территории муниципального образования жилых помещений маневренного фонда свидетельствует о невозможности исполнения администрацией рабочего посёлка (пгт) Архара своих обязанностей. Бездействие указанного органа по формированию маневренного фонда является грубым нарушением жилищных прав граждан, проживающих на территории посёлка Архара, и является недопустимым. Отсутствие в бюджете муниципального образования финансирования на указанные цели не может являться достаточным основанием для бездействия по увеличению маневренного фонда.
Просит обязать администрацию рабочего посёлка (пгт) Архара в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу увеличить на территории рабочего посёлка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд до 10 жилых помещений.
Представитель административного ответчика – администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). Согласно ст. 92 ЖК РФ к специализированному жилью относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Согласно реестру муниципального недвижимого имущества рабочего поселка (пгт) Архара, находящегося в муниципальной собственности, муниципальный специализированный жилищный фонд состоит из: служебных квартир, предоставленных по договорам служебного найма: ДОС-6 ДОС-8 ; маневренное: ; 1 общежитие из 4 жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Наличие трех видов специализированного жилищного фонда свидетельствует о соблюдении администрацией рабочего поселка (пгт) Архара предусмотренных ст. 92 ЖК РФ требований. Названная норма права предусматривает девять видов жилых помещений специализированного жилого фонда, но не содержит прямую обязанность органа местного самоуправления по созданию каждого его вида и в определенном количестве. В этом случае способствует соблюдению жилищных прав граждан и позволяет в случае необходимости принять постановление о переводе ряда этих жилых помещений в разряд жилых помещений маневренного фонда, что относится к полномочиям администрации и не противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 95 ЖК РФ маневренный фонд предназначен для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. В настоящий момент на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара 29 домов, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, включенных в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно региональной программе утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2020-2025 годов» постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ№. Планируемая дата окончания переселения во вновь построенные квартиры ДД.ММ.ГГГГ. В случае переноса сроков переселения на более ранний период граждане будут обеспечены жильем в срок, установленный в программе. Отсутствие в законодательстве указания сроков, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, не свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно. Кроме того, создание маневренного фонда и его содержание повлечет за собой дополнительное финансирование за счет бюджета муниципального образования, которое не запланировано. При таких обстоятельствах следует признать, что создание видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотренных ст. 92 ЖК РФ, относится к вопросам местного значения, но не является обязательным для органа местного самоуправления, который самостоятельно распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В этом случае отсутствие маневренного фонда нельзя назвать бездействием администрации рабочего поселка (пгт) Архара, которое не может служить достаточным основанием для признания его незаконным, так как ведет к расширительному толкованию полномочий органа местного самоуправления. Просит суд в удовлетворении искового заявления прокурора отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв по заявленным исковым требованиям, согласно которому с 2019 года администрация является куратором региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2020-2025 годов». В период действия вышеуказанной программы в администрацию поступило два обращения от граждан по переселению из аварийного жилья. По данным обращениям гражданам были даны письменные разъяснения законодательства и основных положений программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2020-2025 годов». В дальнейшем в администрацию заявления, жалобы, обращения по вопросам незамедлительного переселения из аварийного жилья не поступали. является высокодотационным, испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, необходимых на покрытие первоочередных расходов. В течение ряда лет на территории района сложилась сложная экономическая ситуация, которая напрямую оказывает влияние на финансовое состояние бюджета . Крупные налогоплательщики уходят с территории района и становятся на налоговый учёт в других регионах Российской Федерации. Кроме того, банкротятся и снимаются с налогового учёта средние и малые предприятия, индивидуальные предприниматели. У всех организаций, прошедших процедуру банкротства, имелась задолженность по налогам в бюджет, которая является невозвратной. Данные факторы повлияли на снижение налоговой базы и, как следствие, снижение поступлений в доходную часть бюджета по налоговым источникам, занимающих в структуре собственных доходов районного бюджета основную долю - 95 %. Кроме этого, бюджет района является социально ориентированным, значительная часть расходов аккумулирована в сфере образования, физической культуре и спорте, культуре, социальной политике и составляет 78 % от общего объема расходов. Наибольший удельный вес в структуре доходов составляют безвозмездные поступления в виде межбюджетных трансфертов от вышестоящих бюджетов бюджетной системы. В 2022 году доля безвозмездных поступлений составляет 86 % от общей суммы расходов. Сложившиеся финансовые условия в данной ситуации оказывают высокое влияние на покрытие собственными источниками первоочередных расходов бюджета по вопросам местного значения. Из вышеуказанного следует вывод об отсутствии у администрации в настоящее время реальной возможности профинансировать мероприятия, связанные с созданием и содержанием маневренного фонда на территории пгт. Архара.
Судом в порядке ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица.
Суд, заслушав помощника прокурора , представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, что закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.
Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями ст. 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16).
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания п. 3 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).
Из положений ст. 95 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (ч. 1 ст. 106 Жилищного кодекса РФ).
Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 ЖК РФ); 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 ЖК РФ); 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 ЖК РФ); 3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 ЖК РФ, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; 4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 ЖК РФ). Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.
Соответствующие жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Системный анализ правовых норм по данному вопросу, содержащихся в Конституции РФ, в ЖК РФ и в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, позволяет суду сделать вывод, что полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (ст. 92 Жилищного кодекса РФ), порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории рабочего посёлка (пгт) Архара относятся к компетенции администрации рабочего посёлка (пгт) Архара, из приведенного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в частности административного ответчика, как собственника муниципальной собственности поселения, создавать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан и регулировать количество жилых помещений, входящих в него.
Постановлением главы рабочего посёлка (пгт) Архара № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, заключение и расторжение договоров найма служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара», которым определен порядок действий органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление муниципальной услуги, порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа местного самоуправления, должностными лицами и получателями муниципальной услуги, иными заинтересованными лицами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией рабочего посёлка (пгт) Архара требований жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что на территории рабочего посёлка (пгт) Архара согласно реестру муниципальной собственности имеется муниципальный специализированный жилищный фонд, который состоит из служебных жилых помещений, расположенных по следующим адресам: ДОС-6 ДОС-8 ; маневренных жилых помещений, расположенных по адресам: ; одного общежития, состоящего из 4 жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно распоряжению главы рабочего поселка (пгт) Архара №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», признаны аварийными и подлежащими сносу на основании заключений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ 10 (десять) жилых домов, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара.
Согласно распоряжению главы рабочего поселка (пгт) Архара №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», признан аварийными и подлежащими сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: пгт. Архара .
Согласно распоряжению главы рабочего поселка (пгт) Архара №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», признаны аварийными и подлежащими сносу на основании заключений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ 18 (восемнадцать) жилых домов, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара.
Согласно распоряжению главы рабочего поселка (пгт) Архара №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», признаны аварийными и подлежащими сносу на основании протокола межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ 78 (семьдесят восемь) жилых домов, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара.
Согласно распоряжению главы рабочего поселка (пгт) Архара №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», признаны аварийными и подлежащими сносу на основании протокола межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ 3 (три) жилых дома, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2019-2025 годов» постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории на период 2020-2025 годов».
В указанные программы включено 28 домов, в которых проживает 137 человек. Расселение указанных домов предусмотрено за счет средств областного бюджета и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2025 году. В данную программу включены дома, которые признаны аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако после ДД.ММ.ГГГГ признаны аварийными и подлежащими сносу еще 77 домов, а всего на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара находится 110 домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.
При этом отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 Жилищного кодекса РФ. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
Согласно информации, предоставленной прокурором , в 2022 году в прокуратуру района, а также к заместителю прокурора с обращениями и заявлениями о проведении проверки по факту нарушения жилищных прав обратились 5 (пятеро) граждан: ФИО4, проживающая по адресу: , ФИО5, проживающая по адресу: , ФИО6, проживающая по адресу: , Буй Г.М., проживающая по адресу: , ФИО7, проживающая по адресу: .
Предоставить жилые помещения маневренного жилищного фонда указанным гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в соответствии со ст. 95, 106 ЖК РФ не представляется возможным, поскольку указанный фонд на территории включает 2 квартиры, расположенные по адресам: , которые в настоящее время предоставлены гражданам по договору найма до момента переселения из аварийного фонда.
Отсутствие в населенном пункте достаточного количества жилых помещений маневренного фонда нарушает гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище в случаях, предусмотренных законодательством, а также право на его безопасность.
На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном - с учетом количества имеющихся жилых помещений, входящих в маневренный фонд, и количества жалоб граждан, обратившихся с заявлениями о проведении проверки по факту нарушения их жилищных прав - удовлетворении заявленных прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц требований о возложении на администрацию рабочего поселка (пгт) Архара обязанности увеличить на территории рабочего поселка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд до 10 жилых помещений, возложив на администрацию рабочего поселка (пгт) Архара обязанность увеличить на территории рабочего поселка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд до 7 жилых помещений, в связи с отсутствием необходимости возлагать на администрацию рабочего поселка (пгт) Архара дополнительные обязанности по увеличению маневренного жилищного фонда в большем размере, в виду отсутствия в настоявший момент необходимости в большем количестве жилых помещений маневренного жилищного фонда.
По правилам ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Устанавливая срок исполнения административным ответчиком решения суда, суд учитывает объем организационных, временных и финансовых затрат, требующихся для проведения мероприятий по увеличению маневренного фонда на территории рабочего поселка (пгт) Архара, и с учетом требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом администрации рабочего поселка (пгт) Архара надлежит сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
При непоступлении сведений об исполнении решения суда суд вправе вынести частное определение (статья 200 КАС РФ).
В соответствии с п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего дела, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о возложении обязанности увеличить на территории рабочего поселка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд до 10 жилых помещений удовлетворить частично.
Обязать администрацию рабочего поселка (пгт) Архара (ИНН 2810000690, ОГРН 1022800873017) в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу увеличить на территории рабочего поселка (пгт) Архара маневренный жилищный фонд до 7 (семи) жилых помещений.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.