ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу №а-166/2021г.
г. Махачкала 29 апреля 2021 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ФИО4,
прокурора Ибрагимовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <...>, был включен в Перечень (строка 876) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017-2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), газоснабжения (2), электроснабжения (1), водоснабжения (4), водоотведения (5), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (2); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru 03.02.2020 г., была осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой многоквартирный жилой дом № 5 по ул.Комсомольская, г. Каспийска включен в Перечень (строка 1026) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), газоснабжения (2), водоотведения (5).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru 14.10.2020 г., Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Комсомольская г. Каспийска включен в Перечень (строка 1063) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), газоснабжения (2), водоотведения (5).
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Дагестан и с учетом уточнения своих требований просил признать недействующей строку 1063 вышеуказанной региональной программы в части исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг., исключения работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2035-2037 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2035-2037 гг. на плановый период 2038-2040 гг.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлен при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и ООО «Жилсервис».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные уточненные требования поддержала, просила удовлетворить их по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3 и заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что оспариваемая административным истцом актуализация Программы произведена в соответствии с действующим законодательством на основании сведений о техническом состоянии многоквартирного дома, представленных администраций ГО «город Каспийск». При этом перенос сроков ремонта и сокращение перечня ремонтных работ в многоквартирном доме были обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений других многоквартирных домов, включенных в Перечень. В этой связи решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 5 по ул. Комсомольская, г. Каспийска на изменение сроков ремонтных работ и сокращение их перечня, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требовалось.
Административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, администрации ГО «город Каспийск», ООО «Жилсервис», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.
Как усматривается из материалов административного дела административный истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме № 5 по ул. Комсомольская, в г. Каспийске Республики Дагестан.
В результате внесенных постановлениями Правительства Республики Дагестан от 28.01.2020 г. № 10 и 14.10.2020 г. № 219 изменений произошло сокращение объема ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: в части исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг., исключения работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2035-2037 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2035-2037 гг. на плановый период 2038-2040 гг.
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме № 5 по ул. Комсомольская в г. Каспийске произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании о том, что перенос сроков капитального ремонта многоквартирного дома произведен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.
В этой связи вышеуказанный довод о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома № 5 по ул. Комсомольская в г. Каспийске решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и лифтового оборудования в других многоквартирных домах на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.
Кроме того, в соответствии со сведениями о техническом состоянии многоквартирного дома № 5 по ул. Комсомольская в г. Каспийске по состоянию на 2020 г., данный дом, введенный в эксплуатацию в 1968 году, имеет износ фундамента 42%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2028 год, однако в результате проведенной актуализации срок проведения капитального ремонта перенесен на плановый период 2032-2034 гг.; износ подвальных помещений 54%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2025 год, однако он перенесен на плановый период 2032-2034 гг.; износ внутридомовых инженерных систем водоснабжения 54%, водоотведения 53%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2020 год, однако он перенесен на плановый период 2038-2040 гг.; износ внутридомовой инженерной системы электроснабжения 44%, предельный срок проведения капитального ремонта 2024 год, однако он перенесен на плановый период 2035-2037 гг.; износ внутридомовой системы газоснабжения 47%, предельный срок проведения капитального ремонта 2025 год, однако он исключен из планового периода 2017-2019 гг. и перенесен из планового периода 2035-2037 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; износ внутридомовой инженерной системы теплоснабжения 53%, предельный срок проведения капитального ремонта – 2020 год, однако он исключен из программы. Этим опровергаются доводы представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что актуализация Программы, результаты которой оспариваются административным истцом по настоящему административному делу, проведена в соответствии со сведениями о степени износа конструктивных элементов дома, представленных администрацией ГО «город Каспийск».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые ФИО1 положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с даты их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия строку 1063 подраздела «город Каспийск» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части:
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг.;
- исключения работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2035-2037 гг.;
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2038-2040 гг.;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;
- переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2035-2037 гг. на плановый период 2038-2040 гг.
многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>.
Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 мая 2021 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев