Дело №а-168
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
Верховный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» ФИО4 ( доверенность от <дата>№) и представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО5 ( доверенность от <дата>№-<дата>/19),
с участием прокурора ФИО3
при рассмотрении административного искового заявления ООО « Газпром межрегионгаз Махачкала» к Министерству строительства и ЖКХ РД о признании недействительным приказа Министерства строительства и ЖКХ РД от <дата>№
У С Т А Н О В И Л :
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» ФИО4 обратился в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан о признании недействующим приказа № от <дата> ( дата приказа уточнена в дополнительном заявлении), которым внесены изменения в Приложение № к приказу № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований РД».
В обоснование иска ссылался на то, что Приложением № к приказу Минстроя и ЖКХ РД от <дата>№ « Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований РД» были установлены нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению в жилых помещениях при отсутствии приборов учета расхода газа, норматив потребления составляет 7,81 куб. м. в месяц на 1 кв. метр общей жилой площади жилых помещений.
В приложении № имелось Примечание, согласно которому годовой объем потребления природного газа на отопление жилых помещений газовыми приборами, не оборудованными газовыми счетчиками, составляет 93.72 куб.м. (7,81 х 12= 93.72) и распределяется по месяцам отопительного периода, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления.
По протесту Прокуратуры Республики Дагестан обжалуемым приказом Минстроя и ЖКХ РД от <дата>№ «О внесении изменений в приказ Минстроя РД от <дата>№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Республики Дагестан» указанное Примечание было исключено.
Административный истец обратился к ответчику за разъяснениями о периоде применения норматива (за год или только за отопительный сезон) и получил ответ о том, что указанный норматив, установленный в размере 7,81 куб. м. на 1 кв.м. отапливаемой площади, применяется на отопительный период, который по Республике Дагестан в среднем составляет 6 месяцев.
Приказ от <дата>№ противоречит федеральному законодательству - постановлению Правительства Российской Федерации от <дата>№ «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», которым установлен минимальный среднегодовой норматив потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, в объеме 7,4 куб.м. на 1 кв.м. по Республике Дагестан, тем самым законодатель формулировкой «среднегодовой норматив» указал, что минимально допустимый норматив применяется из расчета 7.4 куб.м. на кв. метр в год, т.е. на 12 месяцев.
Приказ Минстроя и ЖКХ РД от <дата>№ нарушает права и интересы Общества, фактически принуждает поставщика газа уменьшить в два раза норматив потребленного газа, поскольку после внесенных изменений минимальный норматив потребления газа на отопительный период будет составлять 46,86 куб.м. (7,81 х 6 мес. =46,86 куб. м.), а до отмены Примечания составлял 93,72 куб.м. на год ( 7,81 куб. м. х 12 мес.= 93.72 куб.м.).
В судебном заседании представитель ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» ФИО4 поддержал исковое заявление и просил его удовлетворить.
В возражениях на исковое заявление представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО5 просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Постановлением Правительства РД от <дата>№ норматив потребления коммунальных услуг ( норматив газоснабжения на отопление) был утвержден в размере 7,81 куб. метров на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц.
Постановлением Правительства РД от <дата>№ внесены изменения в указанное постановление, введено следующее Примечание: «Годовой объем потребления природного газа на отопление жилых помещений газовыми приборами, не оборудованными газовыми счетчиками, составляет 93.72 куб.м. (7,81 куб.м. х12=93,72 куб.м.) и распределяется по месяцам отопительного периода, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления». Это постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РД от <дата>№.
Норматив газоснабжения на отопление установлен Приказом Министерства строительства и ЖКХ РД от <дата>№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Республики Дагестан», который определен расчетным методом в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
В Примечании к приложению № приказа Минстроя и ЖКХ РД от <дата>№ было указано, что годовой объем потребления природного газа на отопление жилых помещений, не оборудованных газовыми счетчиками, составляет 93,72 куб.м. ( 7,81х12=93.72 куб.м.) и распределяется по месяцам отопительного периода, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления.
По протесту Прокуратуры РД указанное Примечание к Приложению № было отменено в связи с тем, что распределение годового объема потребляемого газа по количеству месяцев в отопительном сезоне противоречило действующему законодательству и нарушало права потребителей коммунальных услуг.
Считает, что норматив потребления газа для нужд отопления жилого помещения установлен в объеме 7.81 куб.м. на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц на отопительный сезон, начало и конец которого устанавливается органом местного самоуправления, а не на год, как утверждает административный истец.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы административного истца и административного ответчика, заслушав заключение прокурора ФИО6, прихожу к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, к полномочиям Министерства относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Республики Дагестан.
Во исполнение предоставленных полномочий Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД издан приказ от <дата>№ « Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории муниципальных образований Республики Дагестан», которые определены расчетным методом в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Указанный приказ был опубликован на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Дагестан <дата>№, следовательно, приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия приказа, порядок опубликования и регистрации приказа не нарушен.
Указанные обстоятельства не оспариваются участвующими в деле лицами.
Из Приказа N 149 от <дата> усматривается, что нормы и нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа Министерством строительства и ЖКЖ РД установлены расчетным методом, исходя из направления использования газа, и приведены в приложении к Приказу.
Согласно Приложению к указанному приказу, установлен норматив потребления природного газа для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, в размере 7,81 куб.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц.
Установлено, что к указанному Приложению имелось Примечание, согласно которому годовой объем потребленного природного газа на отопление жилых помещений газовыми приборами, не оборудованными газовыми счетчиками, составляет 93,72 куб.м. (7,81 х 12= 93,72 куб.м.) и распределяется по месяцам отопительного периода, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления.
Обжалуемым приказом Минстроя и ЖКХ РД № от <дата> внесены изменения в приказ Минстроя РД от <дата>№, Примечание из Приложения № исключено.
Обращаясь в суд, административный ответчик указывал на то, что исключив Примечание к Приложению № Минстроя и ЖКХ РД создалась неопределенность в периоде применения норматива потребления природного газа для отопления жилых помещений ( применять его за год ( 12 месяцев) или только за отопительный сезон, который, как правило, продолжается шесть месяцев), что согласно письма заместителя Министра строительства и ЖКХ РД ФИО7, норматив следует применять только на отопительный сезон, т.е. 7,81 куб.м. х 6 мес.= 46,86 куб.м. за каждый месяц отопительного сезона.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации <дата> издано постановление N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", согласно пункту 1 которого нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению, которым определены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа по основным направлениям его использования (приготовление пищи и нагрев воды, отопление жилых помещений), определяющие минимальный объем газа, необходимый для жизнедеятельности граждан с учетом природно-климатических и других особенностей регионов.
Для Республики Дагестан названным постановлением утверждена среднегодовая норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений в размере 7.4 куб. м. на 1 кв.м.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" установлено, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которыми определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пунктам 13 и 19 указанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным Правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 этих же Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В порядке, установленном пунктом 47 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых для природного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" установлено, что методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата> N 83 утверждена методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Согласно данной методике нормы потребления газа на бытовые нужды населения устанавливаются по направлениям его использования и определяются теплотехническими расчетами с учетом требований действующих нормативных документов, устанавливающих нормы расхода теплоты на соответствующие цели.
При определении среднемесячных норм расхода природного газа, используемого для отопления помещении, ответчиком Министерством строительства и ЖКХ РД использован расчетный метод.
Таким образом, с учетом регламентированной Постановлением Правительства РФ N 373 минимальной среднегодовой нормы потребления газа, а также формулы расчета норматива газоснабжения на отопление, минимально-допустимая годовая норма потребления газа в Республике Дагестан составляет 93,72 куб.м., которая распределяется по месяцам отопительного сезона ( 93,72 куб.м. : 6 = 15,62 куб. м. в месяц отопительного сезона).
Доводы административного ответчика и прокурора ФИО6 о том, что необходимость оплаты отопления за пределами отопительного сезона влияет на права и интересы потребителей, необоснованно завышает доходы административного истца, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с пунктом 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата>№-ЮТ/07, нормативы могут быть установлены как среднегодовые (когда весь объем потребленного газа делиться на 12 месяцев), так и сезонные (когда тот же объем делится на месяцы отопительного сезона). Право выбора метода определения нормативов или сочетания методов предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 Методики расчета норм потребления газа населением, при отсутствии приборов учета газа для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.
Доводы прокурора о том, что расчетный метод для определения среднемесячного норматива потребления газа в жилых помещениях, не оборудованных газовыми счетчиками, применен неправильно, что расчетный метод влияет на величину норматива потребления газа и необоснованно завышает среднемесячную норму, не является состоятельным, т.к. при расчете норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению его величина была принята в размере, не ниже минимально допустимой нормы потребления газа в Республике Дагестан, установленной постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", то есть в размере 7,81 куб.м. на 1 кв.м. (минимальный норматив, установленный Правительством РФ, составляет 7,4 куб.м.). К тому же, расчетный метод был применен Министерством строительства и ЖКХ РД, он права и законные интересы потребителей коммунальной услуги по потреблению природного газа для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, не нарушает, поскольку в любом случае размер норматива потребления газа не может быть ниже установленного названным выше постановлением Правительства Российской Федерации ( 7,4 куб.м. на 1 кв.м.), а по Республике Дагестан он установлен в размере 7,81 куб. м. в месяц, т.е. выше минимально допустимой нормы. Прокурором Приложение № к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РД от <дата>№, устанавливающее норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в размере 7,81 куб. м. в месяц, не оспорено, следовательно, утверждения о неправильно примененном расчетном методе для определения норматива потребления газа не обоснованны.
С учетом изложенного доводы административного истца о том, что оспариваемый приказ Минстроя и ЖКХ РД от <дата>№, исключивший примечание к Положению о том, что годовой объем потребления природного газа составляет 93,72 куб.м. ( 7,81 х 12 = 93,72 куб.м.) и распределяется по месяцам отопительного периода, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления, являются обоснованными, т.к. приказ Минстроя и ЖКХ РД от <дата>№ противоречит указанным выше правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителя Минстроя и ЖКХ РД о том, что, отменяя Примечание к Положению, они исполняли протест зам. прокурора РД о противоречии Примечания действующему законодательству, не убедительны, поскольку исключение примечания из приказа Министерства строительства и ЖКХ РД от <дата>№ соответствовало Приложению № к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РД от <дата>№, устанавливающего норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в размере 7,81 куб. м. в месяц, а также положениям пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно пункту 2 Порядка расчет нормативов потребления газа населением для муниципальных образований осуществляется субъектами Российской Федерации совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 306. Величины нормативов утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливаются в муниципальных образованиях на срок не менее трех лет и не должны быть ниже установленных норм для субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 Методики расчета норм потребления газа населением, при отсутствии приборов учета газа для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.
Согласно частям 2, 4 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от <дата>№, которым исключено Примечание к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от <дата>№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований».
Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу ООО « Газпром межрегионгаз Махачкала» государственную пошлину в размере 4500 рублей.
После вступления решения суда в законную силу в течение месяца сообщить о принятии указанного решения в официальный печатный орган государственной власти – газету «Дагестанская правда».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в 3-ый окружной апелляционный суд через Верховный суд Республики Дагестан.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.