Дело №а-16/21
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 02 февраля 2021 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Хумигова А.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца
по доверенности ФИО5,
представителей административных ответчиков: Министерства обороны РФ
по доверенности ФИО6, ФИО4,
представителя ФГБУ «ЦЖКУ по ЮВО» МО РФ
по доверенности ФИО7,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя военного прокурора 203 военной прокуратуры гарнизона - войсковой части 20116, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) о признании бездействия должностных лиц, связанных с проведением текущего ремонта здания общежития № войсковой части №,
установил:
Военный прокурор 203 военной прокуратуры гарнизона - войсковая часть 20116 обратился в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не проведением технического обслуживания и текущего ремонта здания общежития № (по Г.П. №, расположенного на территории войсковой части № по адресу: 366300, Чеченская Республика, н.<адрес>,, мотивируя тем, что военной прокуратурой войсковая часть 20116 была проведена контрольная проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации казарменно-жилищного фонда войсковой части №.
Согласно Положению о Министерстве обороны ФИО2, утвержденному ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, а также постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерства обороны ФИО2 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил ФИО2 на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра обороны Российской Федерации № организовано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) созданное для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 13 устава вышеупомянутого учреждения, основными целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для реализации возложенных функций ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, помимо прочего, наделено правом осуществления следующих видов деятельности: ремонт электрического оборудования; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; электромонтажные работы, строительные специализированные работы; гидроизоляционные работы, штукатурные, столярные, и прочие отделочные и завершающие работы.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ создан филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Южному военному округу), в состав которого входит жилищно-коммунальная служба № и производственный участок № осуществляющий ремонт, содержание и техническое обслуживание казарменно-жилищного фонда войсковой части № дислоцированной в <адрес> Республики.
Согласно сведений, полученных из ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ№) общежитие -здание по генеральному плану №, инвентарный №, кадастровый № (далее — общежитие №) является собственностью Министерства обороны Российской Федерации находящееся в пользовании войсковой части 71718.
В соответствии с пунктами 2, 55, 56, 60 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее-Руководство), коммунально-эксплуатационное обеспечение включает в себя, в том числе, текущий ремонт, который производится с учетом сметно-проектной документации.
Необходимость в проведении текущего ремонта и выявление объемов ремонта определяется в результате проведения весенних (осенних) осмотров зданий и сооружений, план текущего ремонта формируют органы военного управления, который утверждается заместителем Министра обороны Российской Федерации.
В ходе прокурорской проверки был проведен комиссионный осмотр здания общежития №, предназначенного для проживания 267 человек, в котором по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживают 154 военнослужащих, в том числе, с семьями и малолетними детьми.
Проверкой установлено, что здание общежития №, расположенного на территории военного городка войсковой части № и переданного на обслуживание в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № ЖКО№/БВО/3/3-270, не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания, что противоречит требованиям ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с актом общего весеннего осмотра объектов казарменно -жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, в общежитии № в/г №<адрес> войсковой части № необходимо проведение следующих видов работ:
-ремонт отмостки вокруг здания 223 м2;
-покраска отмостки цоколя вокруг здания 186 м2;
-покраска 1959 м2, заделка трещин и межпанельных швов на фасадах 134 м2;
-покраска перекрытий 444 м2;
-ремонт полов 257 м2;
-ремонт и покраска перегородок 1345 м2;
-полная замена окон (как установлено в ходе комиссионного осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в количестве 154 шт.);
-полная замена дверей (как установлено в ходе комиссионного осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в количестве 27 шт.);
-гидроизоляция в душевых 145 м2;
-замена вентилей унитазов в комплекте 51 шт.;
-замена вентилей сливных бачков в комплекте 32 шт.;
-замена задвижек в подвале ф50 - 4 шт.;
-замена вентилей ф40 в комплекте - 4 шт.;
-замена вентилей ф80 в комплекте - 4 шт.;
-замена вентилей ф20 в комплекте 34 шт.;
-ремонт и покраска лестниц 80 м2;
-замена стояков (системы отопления) труба ф20 - 351 п.м.;
-частичная замена регистров в количестве 15 шт.;
-замена стояков холодного водоснабжения, труба ф20-120 п.м.;
-замена вентилей холодного водоснабжения ф20 в комплекте 150 шт.;
-замена стояков горячего водоснабжения, труба ф20-100 п.м.;
-замена вентилей горячего водоснабжения, ф20 в комплекте 16 шт.;
-замена канализационных труб в подвале, труба ф 110 - 89 п.м.;
-замена светильников в количестве 34 шт.;
-укомплектование пожарными кранами (как установлено в ходе комиссионного осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 шт.);
-ремонт пожарной сигнализации.
Помимо изложенного, в ходе комиссионного осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вследствие намокания стен помещений третьего этажа, электрическая проводка приведена в неисправное состояние, не отвечает требованиям электро и пожарной безопасности и требует замены.
Согласно ст. 5, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушения всего здания, сооружения или их части, деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций.
В соответствии с п. 5.1 санитарно эпидемиологических правил «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-16 Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности, признаков поражения грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Используемые строительные и отделочные материалы не должны оказывать вредное влияние для здоровья человека.
Кроме того, 203 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 20116 в октябре 2019 года проведена аналогичная проверка, по результатам которой в адрес начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Южного военного округа внесено представление об устранении нарушений закона, однако, до настоящего времени не приняты меры к приведению помещений в состояние, соответствующее санитарным нормам и правилам, пригодное к проживанию военнослужащих.
Так, согласно ответу ВрИО начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЮВО Объединения
стратегического командования ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ№ на внесенное по результатам проверки представление 203 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 20116 из-за недостаточного финансирования здание общежития № в план производства работ текущего ремонта на 2020 год не вошло.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Несмотря на то, что указанный объект длительное время эксплуатируется войсковой частью 71718, никаких действенных мер по решению вопроса о проведении перечисленных выше мероприятий по текущему и капитальному ремонту, не принимается, что противоречит требованиям п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 11 и 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 5, 7 и 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, в связи с ненадлежащим состоянием общежития № войсковой части № в настоящее время созданы условия, представляющие угрозу жизни и здоровью личного состава войсковой части № и иных лиц, прибывающих в здание в рамках повседневной деятельности, создают предпосылки к возникновению чрезвычайных происшествий и существенно ущемляют права военнослужащих и членов их семей на безопасные условия проживания и прохождения службы.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по не проведению технического обслуживания и текущего ремонта здания общежития № (по г.п. №, инвентарный №, кадастровый №), расположенного в н.<адрес>, войсковая часть №, обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить средства и произвести ремонт здания общежития (по г.п. №, инвентарный №, кадастровый №), расположенного в н.<адрес>, войсковая часть №.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий по доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Министерство обороны Российской Федерации Подшибякин П.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска, поддержал письменные возражения.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию ответчика, указав о необоснованности заявленных требований прокурора.
Иные участники судебного процесса, будучи надлежаще извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, причины неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств не направили.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.. В силу ст.60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из искового заявления, военной прокуратурой - войсковой частью 20116 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации казарменно-жилищного фонда войсковой части №.
В ходе прокурорской проверки был проведен комиссионный осмотр здания общежития №, предназначенного для проживания 267 человек, в котором по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживают 154 военнослужащих, в том числе с семьями и малолетними детьми. Проверкой установлено, что здание общежития №, расположенного на территории военного городка войсковой части № и переданного на обслуживание в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № ЖКО№/БВО/3/3-270 не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания, что противоречит требованиям ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения».
Также установлено, что вследствие намокания стен помещений третьего этажа, электрическая проводка приведена в неисправное состояние, не отвечает требованиям электро и пожарной безопасности и требует замены.
Кроме того, 203 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 20116 в октябре 2019 года проведена аналогичная проверка, по результатам которой в адрес начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Южного военного округа внесено представление об устранении нарушений закона, однако, до настоящего времени не приняты меры к приведению помещений в состояние, соответствующее санитарным нормам и правилам, пригодное к проживанию военнослужащих.
Так, согласно ответу ВрИО начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЮВО Объединения стратегического командования ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ№ на внесенное по результатам проверки представление 203 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 20116 из-за недостаточного финансирования здание общежития № в план производства работ текущего ремонта на 2020 год не вошло.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Несмотря на то, что указанный объект длительное время эксплуатируется войсковой частью №, никаких действенных мер по решению вопроса о проведении перечисленных выше мероприятий по текущему и капитальному ремонту, не принимается, что противоречит требованиям п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 11 и 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 5, 7 и 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, в связи с ненадлежащим состоянием общежития № войсковой части № в настоящее время созданы условия, представляющие угрозу жизни и здоровью личного состава войсковой части № и иных лиц, прибывающих в здание в рамках повседневной деятельности, создают предпосылки к возникновению чрезвычайных происшествий и существенно ущемляют права военнослужащих и членов их семей на безопасные условия проживания и прохождения службы.
Вместе с тем, соответствующих документов, на которые ссылается в иске административный истец, суду не представлено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Минобороны ФИО2 осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны ФИО2 федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием. При этом реализация полномочий по управлению имуществом Министерства обороны Российской Федерации возложена на Департамент имущественных отношений Минобороны ФИО2 в соответствии с Положением «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (с учётом изменений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
В основу концепции управления военным имуществом, Департаментом имущественных отношений заложено обеспечение: качественного учёта и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации: оптимизации состава военного имущества в целях сокращения расходов на содержание военного имущества и повышению доходов от вовлечения военного имущества в гражданско-правовой оборот; улучшения технического
состояния военного имущества используемого в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
У Департамента имущественных отношений Минобороны ФИО2, основным направлением деятельности является использование военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, а именно:
-передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
-передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
-передача в собственность муниципальных образований и субъектов Российской Федерации;
-передача в аренду;
-передача в безвозмездное пользование;
-передача в казну Российской Федерации;
-реализация имущества, неиспользуемого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, создан для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным ФИО2 Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что, являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ создан орган военного управления - федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2).
Согласно своему Уставу, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав), ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2 создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2 является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения указанных целей, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2 осуществляет выполнение работ по текущему и капитальному ремонту объектов материально-технической
базы военного городка, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленных Учреждению в безвозмездное пользование (пункты 16, 21, 25 Устава).
С учётом внесенных изменений в Устав ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» обороны Российской Федерации осуществляет содержание проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
В силу требований приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждено «Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации».
Вышеуказанный приказ строго устанавливает, что коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально-технического обеспечения, включающий в себя эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил, а также снабжение ее электрической и тепловой энергией, водой, природным газом, мебелью (включая полевую и штабную), обогревательными и осветительными приборами, материалами и оборудованием для ее эксплуатации, ремонта и санитарного содержания.
Также приказ определяет, что коммунально-эксплуатационное обеспечение организуют командиры воинских частей, начальники гарнизонов, старшие военных городков, руководители (начальники) учреждений (организаций) Вооруженных Сил (за исключением руководителей (начальников) подразделений центральных органов военного управления, дислоцированных в <адрес>) в соответствии с указанным Руководством, применяя в работе методические рекомендации по коммунально-эксплуатационному содержанию Вооруженных Сил, утверждаемые руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведенных обстоятельств, выполнение мероприятий, направленных на проведение ремонта спорного объекта, осуществляется ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2.
Планирование работ по ремонту объектов коммунального назначения военных городков организовывается командиром воинской части (Потребителем), с учетом обстоятельств дела - командиром войсковой части 71718 в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ, № «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» совместно с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2.
На основании пунктов 55-62 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017г. № "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации определён начальный порядок организации проведения текущего ремонта.
Текущий ремонт производится с учетом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт. После проведения общего сезонного осмотра на основании надлежаще оформленных актов общего осмотра объектов, дефектных актов с ведомостью работ соответствующим жилищно-коммунальным управлением составляются локальные сметные расчеты (сметы) и формируются заявки на включение объектов в план текущего ремонта. При осмотре проверяется готовность здания или сооружения к эксплуатации в сезонный период, устанавливаются объемы работ по подготовке к эксплуатации в сезонный
период и уточняются объемы ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта в год проведения осмотра, а также выявляются объемы работ по капитальному ремонту. Сезонный общий осмотр зданий и объектов производится перед наступлением сезона для проверки готовности их к эксплуатации в сезонный период и в целях уточнения объемов ремонтных работ, включенных в план текущего ремонте следующего года. Заявки с дефектными актами (утвержденными командиром воинской части) и сметами жилищно-коммунального управления в установленные сроки направляются в филиал ФГБУ "ЦЖКУ" для обобщения и направления в Управление эксплуатации.
Управление эксплуатации рассматривает поступившие заявки, формирует в план текущего ремонта, в том числе измененный, за все воинские части, расположенные на территории военного округа, и представляет его на утверждение командующему войсками военного округа.
Утвержденный командующим войсками военного округа план текущего ремонта направляется в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
В план текущего ремонта включаются работы по текущему ремонту, в первую очередь направленные на сбережение материально-технической базы от преждевременного износа и разрушения, такие, как предотвращение пожаров, подготовка к отопительному периоду (ремонт кровель, водосточных труб, цоколей зданий, отмосток, печей, окон, наружных дверей, остекление, приведение в порядок санитарных узлов, систем водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, силовых установок, электросетей), "а также работы, отсрочка которых приведет к ущербу, снижению эксплуатационных показателей и неисправностям. конструкций материально-технической базы.
План текущего ремонта по военным округам, воинским частям составляется в действующих сметных ценах исходя из технического состояния материально-технической базы, обеспеченности материальными ресурсами выделенных ассигнований на текущий ремонт.
План текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.
Изменения в план текущего ремонта за все Вооруженные Силы вносятся в случае изменения места дислокации воинских частей, устранения последствий стихийных природных явлений, аварийных ситуаций.
Изменения в план текущего ремонта вносятся по состоянию на 1 июля и 1 октября текущего года в пределах ранее выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Внесение изменений в план текущего ремонта осуществляется на основании поступившего в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации обращения от командующего войсками военного округа.
Собственно финансирование проведения текущего и капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2 в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (а также ранее принятым приказом от ДД.ММ.ГГГГг. №) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Указанный приказ устанавливает порядок финансирования мероприятий по проведению, в том числе капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военных городков, к которым отнесены и спорные объекты, - путем выделения целевых субсидий
соответствующей бюджетной организации, а именно: ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2 (подп. 2 п. 3 Правил).
Указанные целевые субсидии ежегодно с 2018 г. предоставляются ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны ФИО2 (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) является юридическим лицом, самостоятельно отвечающим за действия, входящие в его компетенцию; оно самостоятельно выступает в защиту своих интересов, может быть истцом и ответчиком в судах по делам, связанным с деятельностью Учреждения (пункт 5 Устава).
Кроме того, Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>) определено основной целью деятельности Учреждения содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации было создано с основной целью деятельности, это содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, именно данное Учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также, именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации может размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данные сведения прямо отражены в Уставе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и содержатся на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12,2017 г. № "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" строго определено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение организуют командиры воинских частей, начальники гарнизонов, старшие военных городков, руководители (начальники) учреждений (организаций) Вооруженных Сил (за исключением руководителей (начальников) подразделений центральных органов военного управления, дислоцированных в <адрес>) в соответствии с настоящим Руководством, применяя в работе методические рекомендации по коммунально-эксплуатационному содержанию Вооруженных Сил, утверждаемые руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Более того, вышесказанным приказом установлено, что домоуправления предназначены для обеспечения сохранности имущества, товарно-материальных ценностей, организации эксплуатации и поставки коммунальных услуг, а также благоустройства придомовой территории.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации предназначено для контроля, за исполнением контрактов и организацией коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы
Вооруженных Сил за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
При этом в тексте настоящего Руководства усматривается, что именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет коммунально-эксплуатационное обеспечение для нужд Вооруженных Сил в рамках и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
В силу требований Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Филиалы ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации совместно с жилищно- эксплуатационными (коммунальными) отделами ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее -ЖКО) несут ответственность за:
-обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы;
-контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре;
-взаимодействие с органами местного самоуправления;
-принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов.
Жилищно-коммунальная служба. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЖКС) несет ответственность за:
-правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования;
-надлежащий учет коммунальных ресурсов;
-своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ".
При этом Жилищно-коммунальная служба ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет:
выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям;
устранение аварийных ситуаций;
мероприятия по подготовке к отопительному периоду;
иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что эксплуатация, обслуживание, обеспечение коммунальными услугами военного городка, ведения статистического учета материально-технической базы военного городка, подтверждение предоставленных услуг (выполненных работ), а также в иных целях в отношении военного городка коммунально-эксплуатационное обеспечение которого осуществляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, а так же требованиями и указаниями приказов Министерства обороны Российской Федерации, в том числе представленных истцом документов, прямо устанавливается, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком в рамках заявленных требований.
В связи с чем, требования военного прокурора об обязании Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение ремонта здания являются необоснованными
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Минобороны ФИО2 осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны ФИО2 федеральных государственных унитарных предприятий 1и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
Департамент имущественных отношений Минобороны ФИО2 в соответствии с Положением утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации о: ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№), осуществляет реализации указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны ФИО2.
Уполномоченным территориальным органом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации на территории Южного военного округа является федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны ФИО2).
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны ФИО2 (далее -ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО») является некоммерческой организацией созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны ФИО2 в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля на,а использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учредителем ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» является ФИО1.
Функции и полномочия учредителя в отношении ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» осуществляет Минобороны ФИО2.
Все вопросы в отношении федерального имущества направляются в адрес соответствующего структурного подразделения (отдела) ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» в зависимости от интересующего вопроса, или в иное территориальное управление имущественных отношений в зависимости от региональной принадлежности объекта.
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Минобороны ФИО2.
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны ФИО2 является юридическим лицом,, самостоятельно отвечающим за действия, входящие в его компетенцию; самостоятельно выступает в защиту своих интересов, может быть стороной в судах общей юрисдикции по делам, связанным с деятельностью как филиала, так Учреждения в целом.
При этом указанное истцом имущество, здание общежития №, расположенное на территории военного городка войсковой части № в установленном порядке передано в эксплуатацию (техническое обслуживание) в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения (филиалы, отделы, службы) - ФГБУ "ЦЖКУ", что не отрицается самим истцом.
Таким образом, доказательств законности и обоснованности предъявления требований к Министерству обороны Российской Федерации, истцом не представлено, а в силу требований ст. 56 ГПК РФ именно истец должен представить доказательства в качестве обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора с соответствующим распределением обязанностей по доказыванию. Однако эти требования истцом нарушены, и в рамках данного гражданского дела не представлены ни нормы законов, ни нормы нормативно-правовых актов, ни иные доказательства законности предъявления требований к Министерству обороны Российской Федерации.
При вышеизложенных и установленных обстоятельствах, с учетом приведенных положений действующего законодательства, представленных доказательств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации отсутствует оспариваемое бездействие, выразившееся в непринятии мер по не проведению технического обслуживания и текущего ремонта здания общежития №, расположенного на территории войсковой части 71718 по адресу:366300, Чеченская Республика, н.<адрес>.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в
части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий.
При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Таким образом, для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону и нарушение им прав и свобод заявителя. При этом целью рассмотрения дела при удовлетворении требований является возложение судом па ответчика обязанностей по совершению действий, ведущих к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных исковых требований, по делу не установлено.
Исходя из содержания главы 22 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в предела: полномочий органа государственной власти, органа местной самоуправления, должностного лица, государственного или муниципальной служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены,
Суд учитывает заявленные административным истцом требования, установленные в судебном заседании, обстоятельства, и приходит к выводу об отсутствии нарушения его прав, и, соответственно, об отсутствии необходимости восстановления их в судебном порядке, в связи с чем, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части бездействия административного ответчика.
Исковые требования об обязанности ответчика совершить определенные действия, также удовлетворению не подлежат по тем обстоятельствам, что являются фактически дополнительными к главному, в удовлетворении которого отказано. При этом, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 219 К АС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1835--О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение ею конституционных прав частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений- вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 1 статьи 2!9 КАС РФ). При этом оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что суд, оценивая, является ли та или иная причина уважительной, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела.
При этом административному истцу при обращении с административным иском в суд, поданным в защиту интересов неопределенного круга лип, о бездействии Министерства обороны Российской Федерации было известно еще в 2019 году, однако с настоящим иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет суду сделать вывод о пропуске срока для его обращения. Причины уважительности его пропуска суду не представлены, ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление заместителя военного прокурора 203 военной прокуратуры гарнизона-войсковой части №, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) о признании бездействия должностных лиц, связанных с проведением текущего ремонта здания общежития № войсковой части №, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Шалинский городской суд ЧР.
Председательствующий: (подпись) А.А. Хумигов
Копия верна:
Судья А.А. Хумигов