ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-16/2022 от 22.03.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело а-16/2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 марта 2022 года <адрес>

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Солоповой И.В.,

при секретаре – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование заявленных требований указал на длительное неисполнение решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. <дата> на основании выданного судом исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. Однако продолжительность принудительного исполнения судебного акта составила более четырех лет. Полагает, что такая продолжительность исполнения судебного акта нарушает его права и является основанием для присуждения компенсации в соответствии с действующим законодательством в размере 150000 рублей.

Определением судьи Верховного суда Республики Алтай от <дата> привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика Министерство экономического развития Республики Алтай.

Решением Верховного Суда Республики Алтай от <дата> по административному делу административные исковые требования ФИО2 к Министерству финансов Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворены частично, взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150000 рублей.

Судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от <дата> решение Верховного Суда Республики Алтай от <дата> отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.

Определением судьи Верховного Суда Республики Алтай от <дата> Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

При рассмотрении дела ФИО2 заявлено требование об увеличении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В связи с увеличением срока исполнения решения суда административный истец просит взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай указанную компенсацию за период с <дата> по <дата> в размере 10000 рублей.

ФИО2, представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Алтай, представители заинтересованных лиц Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства экономического развития Республики Алтай, Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Алтай ФИО4, в возражениях на административное исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что длительное исполнение решений суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При планировании бюджета Республики Алтай на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 год объем бюджетных ассигнований увеличен. Выделены бюджетные средства на разработку проектной документации по строительству четырех многоквартирных жилых домов в <адрес> и в <адрес>.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Алтай ФИО5, действующая на основании доверенности, в возражениях на административное исковое заявление просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Республики Алтай, требует неукоснительного соблюдения Федерального закона от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» и значительных временных затрат, а также соответствия жилого помещения всем строительным, санитарно-эпидемиологическим требованиям и уровню благоустройства. На вторичном рынке жилья, недостаточно помещений, соответствующих установленным требованиям по конструктивным условиям, площади и уровню благоустройства, количество введенных в эксплуатацию жилых помещений в последние годы имеет тенденцию к снижению, что являются существенными условиями, затрудняющими предоставление жилых помещений. Ответчик не является уполномоченным нормативными правовыми актами Республики Алтай органом на формирование спецжилфонда. Период неисполнения решения суда не представляет собой несоразмерного вмешательства в имущественные права истца, в связи с чем, срок неисполнения судебного акта, с учетом конкретных обстоятельств дела, нельзя считать неразумным. Истцом не обоснован размер предъявленной к взысканию компенсации. Заявленные ко взысканию судебные расходы являются чрезмерными, представителем истца составлено одно типовое административное исковое заявление.

Выслушав представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика Министерства финансов Республики Алтай ФИО5, изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п.1 ст.6).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> удовлетворены исковые требования ФИО2, возложена обязанность на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить ФИО2 из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в черте <адрес>.

Решение вступило в законную силу <дата>.

Исполнительный лист серии ФС по данному делу выдан судом <дата> и <дата> предъявлен административным истцом к исполнению, то есть в пределах срока предъявления исполнительного листа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> (далее МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА) на основании данного исполнительного листа <дата> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА от <дата> с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай взыскан исполнительский сбор.

<дата> Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай получено предупреждение судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА о злостном неисполнении решения суда.

<дата> Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай получено требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА в срок до <дата> исполнить требования исполнительного документа.

Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА от <дата> Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

<дата> Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай получено требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА в срок до <дата> исполнить требования исполнительного документа.

<дата>, <дата> в адрес Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА направлены предупреждения о злостном неисполнении решения суда.

Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> произведена замена должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай по исполнительному производству -ИП от <дата> на правопреемника Министерство экономического развития Республики Алтай.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от <дата> произведена замена должника на его правопреемника Министерство экономического развития Республики Алтай.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от <дата> Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до <дата>.

<дата> Министерством экономического развития Республики Алтай получено направленное судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА предупреждение о злостном неисполнении решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА от <дата> Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до <дата>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА от <дата> Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до <дата>.

<дата> между Казенным учреждением Республики Алтай «Управление имуществом казны Республики Алтай» и ФИО2 заключен договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА от <дата> исполнительное производство -ИП окончено.

Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4 и пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В то же время судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56).

В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что ФИО2 самостоятельно предъявил исполнительный лист в службу судебных приставов <дата>, <дата> исполнительное производство -ИП окончено. Следовательно, со дня поступления заявления ФИО2 в службу судебных приставов (<дата>) до дня окончания исполнительного производства (<дата>) продолжительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай составила четыре года два месяца 17 дней; общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу (<дата>) – четыре года два месяца двадцать четыре дня.

В связи с чем, административным истцом соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последний имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта (часть 3 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 года №17-П, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (статья 46, части 1 и 3) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.ст.52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151,1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 46,47,55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

Также, оценивая имеющие юридическое значение обстоятельства, связанные с достаточностью и эффективностью принимаемых мер к исполнению судебного акта, суд указывает, что со стороны службы судебных приставов принимались меры к принудительному исполнению решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 11 сентября 2017 года. Так, как указывалось выше, судебным приставом-исполнителем должнику устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа, направлялись предупреждения о неисполнении решения суда.

При этом материалы исполнительного производства свидетельствуют об исполнении решения суда только по истечении более чем 4 лет.

Согласно представленным материалам, объективные и неустранимые причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, а административный истец за данную задержку исполнения решения ответственности не несет. Каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы административного дела не содержат.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Оценивая приведенные обстоятельства дела, суд исходит из того, что, при определении разумности срока исполнения судебного акта и наличия оснований для взыскания компенсации за нарушение этого срока применяется принцип ответственности государства в целом за действия всех органов и организаций, последовательные действия которых должны обеспечить гарантированное государством своевременное исполнение вынесенных против него судебных постановлений.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что действия Министерства труда, социального развития и занятости Республики Алтай, а затем Министерства экономического развития Республики Алтай по исполнению данного судебного решения нельзя оценить как эффективные и достаточные для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок.

При этом следует учесть, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.

Суд признает, что срок исполнения судебного акта в конкретном случае не является разумным и право истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено, следовательно, требование истца о присуждении в связи с этим компенсации является правомерным.

В случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок причинение вреда интересам заявителя презюмируется.

Исследуя критерий значимости своевременного исполнения судебного акта для истца, суд учитывает, что в результате длительного неисполнения судебного акта ФИО2 был лишен гарантированного ему законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище. При этом суд также принимает во внимание, что истец относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства.

Принимая во внимание обстоятельства, связанные с неисполнением судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, отношение ответчиков к вопросу исполнения данного судебного акта, общую продолжительность срока его неисполнения, значимость его последствий для истца, а также практику Европейского суда по правам человека, суд считает необходимым взыскать в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 156000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма, по мнению суда, позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Разрешая вопрос о взыскании в пользу административного истца определенной денежной суммы, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в период осуществления судопроизводства по настоящему делу по платежному поручению Министерством финансов Республики Алтай – ФИО2<дата> перечислена денежная сумма в счет компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150000 рублей. В связи с чем, из присужденных административному истцу 156000 рублей, в его пользу подлежит взысканию денежная сумма в размере 6000 рублей.

Указание административных ответчиков на то, что должниками приняты все возможные и достаточные меры, направленные на исполнение решение суда, а срок исполнения судебного акта продиктован необходимостью соблюдения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при формировании специализированного жилищного фонда с целью предоставления жилых помещений из этого фонда детям-сиротам и иным лицам данной категории граждан, дефицитом жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья, ростом цен на жилые помещения, отсутствием земельных участков, пригодных для строительства многоквартирных домов для дальнейшего предоставления жилых помещений указанной категории граждан, численностью лиц, ожидающих своей очереди на обеспечение жильем, не имеют юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования, сложностей межбюджетных отношений и необходимости приобретения жилых помещений на аукционах, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, предназначенных для детей-сирот в городе Горно-Алтайске Республики Алтай, от наличия или отсутствия вины органов публичной власти и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление № 11), следует, что под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации. Суд в определении о принятии устанавливает указанным лицам срок для представления объяснений, возражений и (или) доводов относительно заявления о компенсации, а также иных необходимых для рассмотрения дела доказательств либо решает вопрос об их привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, третьих лиц (части 2, 3 и 4 статьи 63, пункт 5 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 66, пункт 1 части 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11 по делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных п. 5 ч. 9 ст. 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств. Под главными распорядителями средств соответствующего бюджета, по смыслу указанных норм Закона о компенсации, понимаются главные распорядители средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов дела следует, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец связывает исключительно с неэффективными действиями должностных лиц Министерства экономического развития Республики Алтай.

Мероприятия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями предусмотрены в том числе Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 № 268 (ред. от 30.12.2021) «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения». Администратором государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Соисполнителями данной государственной программы в части предоставления жилых помещений для детей-сирот являются, в том числе Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство экономического развития Республики Алтай.

Одной из задач подпрограммы «Охрана семьи и детей» госпрограммы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», а также основным мероприятием (п. 2.2) является формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 17 апреля 2020 года №144 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному порядку уполномоченным органом, на который возлагаются обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам, является Министерство экономического развития Республики Алтай.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 8 Положения о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2013 года № 314, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных на содержание Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и реализацию возложенных на него функций.

В силу пункта 13 Положения о Министерстве экономического развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2014 года № 332, Министерство экономического развития Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, в том числе предусмотренных на содержание Министерства экономического развития Республики Алтай и реализацию возложенных на него функций.

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Республики Алтай Министерством финансов Республики Алтай (ч.3 ст. 4, п.3 ч. 2 ст. 5 Закона о компенсации).

Министерство финансов Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной финансовой (бюджетной, налоговой) политики в <адрес>, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Министерство является финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай, что следует из Положения о Министерстве финансов Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2018 года №356. В соответствии с Положением Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Алтай.

В связи с чем, исковые требования о взыскании с Министерства экономического развития Республики Алтай компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, не подлежат удовлетворению.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона о компенсации, ч.3 ст. 259 КАС РФ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ, в связи с удовлетворением административного иска в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.

Также в рамках настоящего дела административный истец просит разрешить вопрос о взыскании в ее пользу судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 10000 рублей.

Согласно п. 4 ст. 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.

В силу ст. 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В ходе рассмотрения административного дела интересы ФИО2 представлял адвокат ФИО6, которому произведена оплата оказанных услуг в сумме 10 000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от <дата>, квитанцией серии РА от <дата>.

Принимая во внимание характер и категорию спора, продолжительность рассмотрения административного дела, процессуальное поведение сторон, объем и качество выполненной представителем административного истца работы (составление административного искового заявления), количество и содержание подготовленных им процессуальных документов, представитель ФИО6 принимал участие в судебных заседаниях <дата>, <дата>, принимая во внимание требования разумности и соблюдения прав лиц, участвующих в деле, суд считает возможным взыскать в пользу ФИО2 с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 рублей, во взыскании 2000 рублей суд отказывает.

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 180, 259, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить в части.

Взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 (восемь тысяч) рублей, по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в сумме 300 (триста) рублей.

Перечисление причитающейся ФИО2 денежной суммы осуществлять по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

Административное исковое заявление ФИО2 к Министерству экономического развития Республики Алтай оставить без удовлетворения.

Решение суда в части компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Солопова

Мотивированное решение составлено <дата>.