Административное дело №а-1723/2020
УИД:69RS0014-02-2020-001881-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 года город Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Никитиной Е.А.
при секретаре Телегиной А.О.,
с участием
заместителя Конаковского межрайонного прокурор Климов А.А.,
административного истца Борецкой Ю.И.
заинтересованного лица Баевой Е.А., ее представителя Колесникова А.А.,
представителя Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьянова Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борецкой Юлии Игоревны к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района о признании незаконным постановление о регистрации кандидата в депутаты и его отмене,
установил:
Борецкая Ю.И. обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района о признании незаконным и отмене постановления от 01.08.2020 года №161/1169-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4 Баевой Екатерины Игоревны».
Исковые требования мотивированы тем, что Борецкая Юлия Игоревна, выдвинутая избирательным объединением «Конаковское местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01.08.2020 года №161/1155-4, была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4.
01 августа 2020 года постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района (далее - Избирательная комиссия) от 01.08.2020 года № 161/1169-4 (далее - Постановление №161/1169-4) Баева Екатерина Игоревна, выдвинутая избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» также была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4.
Полагает, что оспариваемое Постановление №161/1169-4 о регистрации Баевой Екатерины Игоревны кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4 подлежит отмене, как принятое с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, поскольку имелись основания отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подпунктом, «в» «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ).
Так, 21 июля 2020 года в территориальную избирательную комиссию Конаковского района уполномоченным представителем Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьяновым Николаем Семеновичем были представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по многомандатным избирательным округам, в том числе заявления каждого из кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района № 157/1132-4 от 23 июля 2020 года был заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по многомандатным избирательным округам, выдвинутый Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
24 июля 2020 года Баевой Е.А. в территориальную избирательную комиссию Конаковского района были представлены документы для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по Новозавидовскому двухмандатному округу №4. Однако, в нарушение части 9 статьи 30 Избирательного кодекса Тверской области список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», включал 2 листа и не прошит. Таким образом, административный истец считает, что список кандидатов по многомандатным избирательным округам оформлен с нарушением закона. В соответствии с подпунктом «г» части 3 Статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, список кандидатов является обязательным документом для выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом «в.1» части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
При этом, копия решения о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в нарушение части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверскойобласти была заверена не нотариально и не руководителем постоянно действующего органа избирательного объединения, а иным лицом. В качестве избирательного объединения выступало Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». В соответствии с пунктом 5.7. Устава КПРФ, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен. Согласно пункту 5.12. Устава КПРФ, для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ,
В соответствии с пунктом 5.14. Устава КПРФ, руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Таким образом, копия решения о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» должна была быть либо заверена нотариально, либо первым секретарем Комитета местного отделения. Таким образом, копия решения о создании избирательного объединения, являющаяся обязательным документом для выдвижения кандидата, оформлена с нарушением закона. Также, представленное решение о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не соответствует требованиям пункта 5.1 Устава КПРФ. Решение о создании представляет собой постановление общественной организации. В соответствии с пунктом 5.1 Устава КПРФ, местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создаётся на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учётом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации. Таким образом, уставом не предусмотрен такой порядок создания местного отделения как реорганизация общественной организации.
В соответствии с пунктом 5.8 Устава КПРФ, по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. Таким образом, Уставом КПРФ предусмотрено выдвижение списка кандидатов местным отделением только после согласования с Бюро Комитета регионального отделения. Однако, в территориальную избирательную комиссию в качестве решения о выдвижении списка кандидатов было представлено Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года. В качестве документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии, было представлено Постановление Бюро Комитета Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 07 июля 2020 года. Таким образом, в момент принятия решения о выдвижении списка кандидатов по многомандатным избирательным округам Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отсутствовало согласование с Бюро Комитета регионального отделения партии предусмотренное пунктом 5.8 Устава КПРФ.
Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения», представляемое в соответствии с подпунктом «д» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса ТО, содержит неоговоренное исправление шариковой ручкой в сведениях об адресе месте жительства уполномоченного представителя.
В заявлении о согласии баллотироваться Баевой Е.А. указан род занятий - домохозяйка. В соответствии с частью 57 статьи 2 Закона №67-ФЗ, род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий. Согласно Методическим рекомендациям по Допросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденным ЦИК РФ 18.04.2014 года, Документом, подтверждающим статус пенсионера, является пенсионное удостоверение. Документом, подтверждающим статус безработного, является справка из службы занятости. Документом, подтверждающим статус лица как временно неработающего, может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы, документ об окончании учебного заведения (для лиц, которые не приступали к трудовой деятельности), а также указание в заявлении о согласии баллотироваться, что кандидат не работает. Документом, подтверждающим статус студента, является справка, выданная администрацией соответствующего учебного заведения. Документальным подтверждением статуса домохозяйки (домохозяина) может служить соответствующее личное заявление с указанием этого статуса.
Вместе с тем, Баевой Е.А. в избирательную комиссию не представлен никакой документ, подтверждающий род занятий, в том числе не представлено соответствующее личное заявление с указанием этого статуса.
В отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является безусловным основанием отказа в регистрации в соответствии с подпунктом «в» части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.
Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому не указание или неточное указание кандидатом каких-либо сведений или отступлений от установленной формы имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в представленных кандидатом документах, но не были указаны или были искажены.
Истец полагает, что оспариваемое Постановление № 161/1169-4 нарушает её пассивное избирательное право - право быть избранным депутатом Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4 (подпункт 27 статьи 2 равенство (равенство перед законом, равенство прав), гарантированное Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19), так как допускает возможность участия в выборах гражданина, который стал зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковский район Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4, несмотря на наличие нарушений, препятствующих ее регистрации.
Административный истец Борецкая Ю.И. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном иске. Отметила, что законодательство об избирательных правах подлежит буквальному толкованию. Постановление о заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по многомандатным избирательны округам.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Конаковского района по доверенности Офицерова Н.М. в судебном заседании не согласилась с доводами административного истца, поддержала доводы представленного письменного возражения. Из письменных возражений следует, что, по мнению Избирательной комиссии, указанные Административным истцом нарушения и недочеты, если и имеют место быть, то носят малозначительный характер и не имеют оснований для отказа в регистрации Баевой И.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4. Отсутствие документа, подтверждающего род занятий кандидата, указанное в заявлении о согласии баллотироваться, является малозначительным. Полагают, что недочеты в оформлении документов, на которые указывает Административный истец, как и частичное несоблюдение требований к формам представленных документов не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, ввиду чего принятое Избирательной комиссией Постановление от 01.08.2020 года№ 161/1169-4 является законным. На основании изложенного выше и в соответствии со статьями 175-180, 244, 298 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ, пунктами 1, 2, 5 и 10 статьи 75, пунктами 1 и 2 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу Суд в удовлетворении административного искового заявления Борецкой Юлии Игоревны к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района – отказать. При этом, представитель отметила, что при указании рода занятия «домохозяйка» возможно представление собственноручно написанное заявление в подтверждение своего статуса.
Заинтересованное лицо Баева Е.И. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, поддержала позицию ТИК Конаковского района. Дополнительно указала, что является домохозяйкой, не работает, занимается воспитанием детей, соответственно дохода не имеет. Действия Борецкой Ю.И. в связи с подачей настоящего иска направлены на исключение своих конкурентов по избирательному округу, поскольку ею поданы несколько исков одновременно.
Представитель заинтересованного лица Баевой Е.И. по доверенности Колесников А.А. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Все требования законодательства о порядке предоставления документов соблюдены кандидатом в депутаты Баевой Е.И. Территориальная комиссия при приеме документов и в последствие при принятии оспариваемого решения недостатков в представленных документах не усмотрела. У домохозяек отсутствует процессуальный документы подтверждающий их статус и отсутствие дохода подразумевается, подтвердить статус документально невозможно. Полагает, что с учётом сложившейся судебной практики и фактических обстоятельств дела правовых оснований для признания решения избирательной комиссии недейственным не имеется. Никакого дезинформированние избирателей данными действиями не допущено, и как следствие повлиять на пассивные права административного истца о праве быть избранным невозможно. По документам по партии все доводы обоснованы представителем местного отделения партии, с ними соглашается, поддерживает. Отметил на злоупотребление Борецкой Ю.И., которая является членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, своим служебным правом на ознакомление с документами оппонентов, в связи с чем подано исковое заявление. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель (первый секретарь Комитета) Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьянов Н.С. в судебном заседании не согласился с доводами административного истца. Отметил, что список представил скрепленный степлером на двух листах, однако, понимает, что его надо прошитый заверить своей подписью, но было много документов и он оформил так, как представил в комиссию. В решении о назначении его уполномоченным от избирательного объединения имеется неоговорённое исправление ручкой, это его ошибка, но полагает ее не существенной, поскольку данное ничего не меняет, мог и неверные сведения о квартире оставить. С остальными указанными истцом недостатками при подаче документов он не согласился, поскольку все оформлены надлежащим образом и подписаны уполномоченными на то лицами. Полагает довод об отсутствии документально подтверждения рода занятий кандидата Баевой Е.И. малозначительным, она действительно не работает и занимается воспитанием троих детей. Просит в удовлетворении административного иска отказать и выбор достойного кандидата в депутаты оставить для избирателей.
Заместитель Конаковского межрайонного прокурора Климов А.А. в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца. Недостатки, указанные в иске незначительные и не могут повлиять на регистрацию кандидата в депутаты.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны и заключение прокурора, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 №5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - "Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.
Из представленной копии постановления Избирательной комиссии Тверской области №01-13/273 от 28 декабря 2007 года следует, что на территориальную избирательную комиссию Конаковского района возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии муниципального образования «городское поселение – поселок Новозавидовский» Конаковского района Тверской области.
Территориальная избирательная комиссия Конаковского района сформирована сроком полномочий 2016-2021 годы, что следует из Постановления Избирательной комиссии Тверской области № 176/2220-5 от 12 мая 2016 года. Председателем территориальной избирательной комиссии Конаковского района сроком полномочий 2016-2021 годы назначен Фомченко С.П. (Постановление Избирательной комиссии Тверской области №176/221-5 от 12 мая 2016 года).
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский №15 от 22 июня 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Борецкая Юлия Игоревна Постановлением Территориальной избирательной комиссии Конаковского района 01 августа 2020 года №161/1155-4 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4.
Согласно уведомлений Тверского областного отделения «Коммунистической партии Российской Федерации» Первым секретарём Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» является Косьянов Н.С., который имеет право действовать в интересах местного объединения без доверенности.
В соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Избирательного кодекса Тверской области от 07.04.2003 года №20-ЗО (ред. от 02.06.2020) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов, на выборные должности местного самоуправления и представление в соответствующую избирательную комиссию документов о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) осуществляются не ранее чем через 3 дня и не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов - до 18 часов по московскому времени.
Как следует из материалов дела Постановлением Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 23 июля 2020 года №157/1132-4 заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»» по многомандатным избирательным округам, где в Новозовидовский двухманданый избирательный округ №4 выдвинута Баева Екатерина Игоревна.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2012 г. N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также согласно части 1 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом (пункт 14 статьи 35 поименованного Федерального закона).
Баева Екатерина Игоревна 24 июля 2020 года обратилась в Территориальную избирательную комиссию Конаковского района с заявлением в соответствии со ст. 103 Избирательного кодекса Тверской о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4.
Названное заявление вместе с иными необходимыми для регистрации документами принято руководителем территориальной избирательной комиссии Конаковского района 24 июля 2020 года в 09 час. 58 мин. При оформлении заявления о согласии баллотироваться Дементьева Е.Е. в сведениях в сведениях о роде занятий указала «домохозяйка».
01 августа 2020 года Территориальной избирательной комиссией Конаковского района принято постановление №161/1169-4 о регистрации Баевой Екатерины Игоревны в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4.
В силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно неработающий.
В соответствие с пунктом 47 статьи 3 Избирательного кодекса Тверской области, род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Неподтверждение рода занятий, под которым понимается статус временно неработающего, соответствующими документами, в частности копией трудовой книжки, является основанием для отказа заявителю в регистрации по подп. "в", "в2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В обоснование административных исковых требований Борецкая Ю.И. указывает, что кандидат Баева Е.И. в своих биографических данных указала, что является домохозяйкой, однако документально данное не подтвердила.
При формировании и согласовании списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по многомандатным избирательным округам Баева Е.И. 17 июня 2020 года подавала заявление о согласии баллотироваться кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4.
Суд соглашается с доводом административного истца о том, кандидатом в депутаты Баевой Е.И. при указании в графе «род занятий» указано «домохозяйка», однако документального подтверждения не представлено. В судебном заседании Баева Е.И. и ее представитель по доверенности Колесников А.А. настаивали на роде занятий кандидата в депутаты как «Домохозяйка», при этом утверждали об отсутствии существующего какого-либо документа, которым возможно подтвердить данный род занятий.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством статус домохозяйки, как род занятий подлежит также документальному подтверждению, как и пенсионер или безработный, его возможно подтвердить своим заявлением в территориальную избирательную комиссию или копией трудовой книжки с отметкой об увольнении с последнего места работы, как верно отмечено в административном иске административным истцом со ссылкой на Методические рекомендации ЦИК. При этом, представитель территориальной избирательной комиссии Конаковского района в судебном заседании подтвердила данные рекомендации и возможность подачи таких документов.
Избирательное законодательство не предусматривает обязанности избирательной комиссии консультировать кандидатов по вопросу количества и вида представляемых документов, что согласуется с п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поскольку согласно подпункту «в» пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту 9 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет на выборах в органы местного самоуправления, в соответствующую избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Непредставление в избирательную комиссию необходимых документов является достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом «в.2» части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Баевой Е.И. имелись.
Административный истец не оспаривает Постановление Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 23.07.2020 №157/1132-4 заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по многомандатным избирательным округам, однако указывает на недостатки поданных документов для заверения списка уполномоченным представителем избирательного объединения, которые могли являться основанием для отказа в заверении соответствующего списка.
Некоторые доводы административного истца нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Так, представленный в Территориальную избирательную комиссию Конаковского района список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва, выдвинутых Конаковским местным отделением партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным (многомандатным) округам (на двух листах), где по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4 указана Баева Е.И. не прошит. Данный документ составлен на двух листах (пронумерован), однако заверен подписью уполномоченного лица лишь в конце документа и скреплен степлером, без соответствующей отметки на обратной стороне документа.
В соответствии с подпунктом «г» части 3 Статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, список кандидатов является обязательным документом для выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 19 статьи 30 Избирательного кодекса Тверской области областной, муниципальный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
В представленном в Территориальную избирательную комиссию постановлении Комитета Конаковского местного отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03.07.2020 о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения имеется не оговорённое исправление в указание места жительства Косьянова Н.С., а именно номера дома. В ходе судебного заседания установлено, что данное исправление внёс сам Косьянов Н.С.
Иные доводы административного истца, указанные в административном иске направлены на неверное толкование избирательного законодательства в указанных случаях применения его Борецкой Ю.И.
Между тем, указанные аргументы административным истцом относительно оформления и предоставление уполномоченным лицом – первым секретарем Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не могут являться основанием для отмены Постановления территориальной избирательной комиссии Конаковского района о регистрации непосредственно кандидата в депутаты Баевой Е.И.
Судом так же отклоняются доводы Баевой Е.И. и её представителя об использовании служебного (должностного) положения Борецкой Ю.И. при обращения в суд с настоящим административным иском.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 06.08.2020 №163/1185-4 принято к сведению уведомление кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №4 Борецкой Ю.И. о назначении членом территориальной избирательной комиссии Конаковского района с правом совещательного голоса.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 названного федерального закона. Приведенные доводы (обстоятельства ознакомления с документами оппонентов) не может быть расценено как использование преимуществ должностного или служебного положения.
Как следует из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, частично названные административным истцом обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами, а именно отсутствие представленного документального подтверждения Баевой Е.И. рода занятия «домохозяйка», что влечет признание оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии Конаковского района незаконным и его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Борецкой Юлии Игоревны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01 августа 2020 года № 161/1169-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4 Баевой Екатерины Игоревны».
На решение суда может быть подана апелляционные жалоба, представление в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2020 года.
Председательствующий Е.А. Никитина
Административное дело №а-1723/2020
УИД:69RS0014-02-2020-001881-54