Дело №а- 1739/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
22 июля 2020 года
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Губачевой В.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу, пене,
УСТАНОВИЛ
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее МИФНС № по <адрес>) обратилась в районный суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество. Свои требования основывает на том, что ФИО2 ИНН <***> состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. Налогоплательщик является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> А, <адрес>, траспортного средства марки ВАЗ -21099, государственный регистрационный знак <***>. Образовалась задолженность по уплате налога и пене. В связи с неуплатой налога выставлены следующие требования. Требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество за 2013 г. 1318 руб., пене 146,14 руб., траспортный налог за 2013 г. – 624 руб., пене 31,33 руб., земельный налог за 2013 г. – 36,11 руб., пене10,08 руб., всего 2 195,66 руб. Требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ траспортный налог пене 11,78 руб, налог на имущество пене 44,15 руб., земельный налог пене 31,45 руб., траспортный налог за 2016 г. – 624 руб., налог на имущество за 2016 г. 2340 руб., зеельный налог за 2016 г. – 1667 руб., всего 4718,38 руб. В связи с игнорированием налогового требования налогоплательщиком имело место обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> было вынесено определение по делу №а-6-2358/18 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче судебного приказа, которое впоследствии было отменено на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по РО обратилась в районный суд с иском ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество за 2013, 2016г.г. - 2340 руб., пене 145,85руб., траспортный налог пене 11,70 руб., земельный налог 1667 руб., пене 71,53 руб. на общую сумму 4094,30 руб., восстановить срок для обращения в суд.
Представитель административного истца на основании доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, администартивный иск поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание явился, иск не признал, в связис пропуском сроком налоговым органом для обращения в суд, представил возражения на иск.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. (ст. 400 НК РФ)
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом (п.п.1 п.1 ст. 401 НК РФ)
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. (п.3 ст. 363 НК РФ).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 пункт 1 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 пункт 1 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 пункт 1 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 391 пункт 4 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (статья 393 пункт 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 394 пункт 1 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 396 пункт 1 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 пункт 3 НК РФ).
В силу статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч.1 ст. 358 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела.
ФИО2 ИНН <***> состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
Налогоплательщик является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> А, <адрес>, траспортного средства марки ВАЗ -21099, государственный регистрационный знак <***>.
Образовалась задолженность по уплате налога и пене.
В связи с неуплатой налога выставлены следующие требования.
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество за 2013 г. 1318 руб., пене 146,14 руб., траспортный налог за 2013 г. – 624 руб., пене 31,33 руб., земельный налог за 2013 г. – 36,11 руб., пене10,08 руб., всего 2 195,66 руб.
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ траспортный налог пене 11,78 руб, налог на имущество пене 44,15 руб., земельный налог пене 31,45 руб., траспортный налог за 2016 г. – 624 руб., налог на имущество за 2016 г. 2340 руб., земельный налог за 2016 г. – 1667 руб., всего 4718,38 руб.
В связи с игнорированием налогового требования налогоплательщиком имело место обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> было вынесено определение по делу №а-6-2358/18 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче судебного приказа, которое впоследствии было отменено на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ
МИФНС № по РО обратилась в районный суд с иском ДД.ММ.ГГГГ
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).В соответствии с абз.2 п.2 ст. 48 НК РФ Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В судебном заседании установлено, что общая сумма налогов и пене, подлежащих взысканию с ФИО2 превысила 3000 руб.
По вызсканию недоимки по налогу и пене на общую сумму 4094,30 руб. налоговым органом учтиывались следующие требования.
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ всего 2 195,66 руб.
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ всего 4718,38 руб.
Общая сумма налогов и пене превысила 3000 руб. требвоанием от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, тем самым в течение шести месяев начинает течь процессуальный срок для судебной защиты нарушенного права и окончивается ДД.ММ.ГГГГ
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился, ДД.ММ.ГГГГ.
После отмены судебного приказа определением мировогосудьи от ДД.ММ.ГГГГ налоговоый орган обратился в суд общей юрисдикции с иском только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами шестимесячного срока.
Таким образом срок для защиты нарушенного права в судебном порядке административным истцом пропущен.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Также в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 790-О Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления, мероприятий налогового контроля и принятия соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Таким образом суд считает, что налоговым органом пропущен срок для обращения за судебной защитой, срок подачи иска в суд общей юрисдикции истекал ДД.ММ.ГГГГ, настоящий иск подан ДД.ММ.ГГГГ, то есть за истечением срока.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Истечении срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Суд считает, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. (Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ О-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Допустимых доказательств того, что органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога суду не представлено.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст. 289 КАС РФ).
С учетом системного толкования названных законоположений, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, административный истец, заявляя требования о взыскании пени, обязан предоставить суду совокупность доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости, в подтверждение таких юридически значимых для рассмотрения подобного спора обстоятельств, как вид и размер налога, на который начислена пеня, факты неуплаты такого налога и его принудительного взыскания (либо несвоевременной его оплаты) при том, что не истек срок взыскания пени; соблюдение сроков обращения в суд с административным иском, а также проверяемый на правильность расчет заявленных требований.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено взыскание пени отдельно от основного требования – недоимки по налогу.
При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит в связи с отказом в административном иске, а административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу, пене на общую сумму 4094,3 руб.– отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ