№а-1744/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 06 декабря 2021 года
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Щукиной Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Объедкова А.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Объедков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником четырех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение: (адрес), на земельном участке расположены одно-двухэтажный производственный корпус литер № одноэтажное здание арматурного цеха литер №, одноэтажная пропарочная №, одноэтажная пропарочная №, №, категория – земли населенных пунктов. Земельный участок на каком-либо праве административному истцу не предоставлен.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 19520 483,88 рубля, определенная по состоянию на 01.01.2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 9 164 000 рубля. Указанная кадастровая стоимость действовала в период с 01.01.2020 года по 07.10.2021 года.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку земельный участок используется без оформления соответствующих договорных отношений, что дает право администрации муниципального образования обратиться с требованием о взыскании неосновательного обогащения, которое будет рассчитано исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, он имеет право выкупа земельного участка в собственность, при этом размер выкупной стоимости рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Административный истец просит с учетом уточнения требований установить архивную кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года.
Административный истец Объедков А.П., представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», представитель заинтересованного лица администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В 2012 году проведены работы по государственной оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области. Результаты указанных работ утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п и содержат сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавших на момент ее проведения, на дату 1 января 2012 года. Постановлением также утверждены удельные показатели для расчёта кадастровой стоимости земельных участков на территории Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 27 декабря 2012 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года № 858-пп утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 21 ноября 2020 года.
Из материалов дела следует, что Объедков А.П. является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных по адресу: (адрес).
Право собственности Объедкова А.П. зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН.
Указанные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение: (адрес), на земельном участке расположены одно-двухэтажный производственный корпус литер №, одноэтажное здание арматурного цеха литер №, одноэтажная пропарочная №, одноэтажная пропарочная №, №, категория – земли населенных пунктов. Право пользования данным земельным участком истцом не оформлено.
Поскольку в соответствии с земельным законодательством пользование землей в РФ является платным, администрация муниципального образования вправе требовать взыскания с административного истца неосновательного обогащения, которое подлежит расчету исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в снижении размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.10.2021 года оспариваемая кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 года в размере 19 520 483,88 рубля.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость на день рассмотрения дела в суде является архивной.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
01.11.2021 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 07.10.2021 года. Вместе с тем, ранее действовавшая кадастровая стоимость может быть применена для расчета суммы неосновательного обогащения за три предшествующих года, а потому право административного истца на пересмотр архивной кадастровой стоимости сохраняется.
С учетом изложенного право административного истца на пересмотр архивной кадастровой стоимости сохраняется.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ФИО4, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 года определена в размере 9 164 000 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Представленный административным истцом отчет никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку Объедков А.П. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 28.10.2021 года, датой подачи заявления следует считать 28.10.2021 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой архивной кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Объедкова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: (адрес), на земельном участке расположены одно-двухэтажный производственный корпус литер №, одноэтажное здание арматурного цеха литер №, одноэтажная пропарочная №, одноэтажная пропарочная №, №, категория – земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 9 164 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 28 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Р.Р. Кучаев
Мотивированное решение составлено 14.12.2021 года.
Судья Р.Р. Кучаев