ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-176/2022 от 04.05.2022 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело а- 176/2022

УИД 19RS0-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес> Бейский район Республика Хакасия 04 мая 2022 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Путинцевой О.С.,

при секретаре Борисовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействие, выразившееся в неприятии мер по созданию официального интернет-сайта муниципального образования, обязании создать официальный интернет-сайт муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Бейского района проведена проверка соблюдения администрацией Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия законодательства в сфере требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ), законодательства о противодействии коррупции. В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции, согласно п.З ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно ч.2,3 ст.8 указанного федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ).

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», предусмотрен ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ.

При проверке прокурором Бейского района установлено, что администрацией Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия не принято должных мер для исполнения вышеназванных требований Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», официальный сайт органа местного самоуправления не создан. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Просит суд, признать незаконным бездействие администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, выразившееся в непринятии мер по созданию официального интернет-сайта муниципального образования. Обязать администрацию Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный интернет-сайт муниципального образования, на котором разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления, предоставлении государственных и муниципальных услуг.

От административного истца - помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Пономаренко Д.В. на удовлетворении административного иска настаивал.

От административного ответчика администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, глава сельсовета Корнева Е.В. представила заявление, в котором указала, что административные исковые требования прокурора Бейского района признает в полном объеме, последствия признания иска ей судом разъяснены и понятны, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции, согласно п.З ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно ч.2,3 ст.8 указанного федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Частью 1 статьи 10 вышеназванного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», предусмотрен ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ.

Согласно ч.ч.7,8 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ предусматривает обязанность органов местного самоуправления создавать в сети интернет официальные сайты, и только в случае отсутствия технической возможности (что следует из системного толкования норм) орган местного самоуправления может опубликовать информацию на сайте субъекта (или для поселений, входящих в муниципальный район такая информация может размещаться на официальном сайте этого муниципального района).

Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

При исследовании материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление главе Бондаревского сельсовета, по факту вышеуказанных нарушений, однако до настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений законодательства не приняты, нарушения не устранены.

Согласно представлению «Об устранении нарушений законодательства в сфере реализации национальных проектов» прокуратурой Бейского района проведена проверка, в результате проверки установлено отсутствие официального интернет-сайта муниципального образования, на котором должна размещаться информация о деятельности органа местного самоуправления, предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении администрацией Бондаревского сельсовета Бейского района не принятии должных мер для исполнения вышеназванных требований Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», официальный сайт органа местного самоуправления не создан.

Из ответа главы Бондаревского сельсовета Корневой Е.В. адресованного прокурору Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией Бондаревского сельсовета муниципальные услуги в электронной форме через официальный сайт администрации и портала государственных и муниципальных услуг в электронной форме не предоставляются, так как обращений от жителей не поступало. В целях не допущения подобных нарушений законодательства в сфере реализации национальных проектов, будут своевременно предприняты меры, к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо, согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, к дисциплинарной ответственности привлечен специалист 1 категории администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Борисова М.Н.

Поскольку требования прокурора Бейского района связаны с нарушением законодательства в сфере реализации национальных проектов, которые создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Принять признание представителем административного ответчика по должности - главой администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Корневой Е. В. административных исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействие, выразившееся в неприятии мер по созданию официального интернет-сайта муниципального образования, обязании создать официальный интернет-сайт муниципального образования.

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, выразившееся в непринятии мер по созданию официального интернет-сайта муниципального образования.

Обязать администрацию Бондаревского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный интернет-сайт муниципального образования, на котором разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления, предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Администрации Бондаревский сельсовета Бейского района Республики Хакасия в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения суда по административному делу в Бейский районный суд Республики Хакасия и административному истцу прокурору Бейского района Республики Хакасия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий: О.С.Путинцева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.