РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №а-17/2016
Серафимовичский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Иванова Н.Н.
при секретаре ФИО5
с участием представителя истца адвоката ФИО6, представителя ответчика по доверенности ФИО7, представителя ответчика по доверенности ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016г. в городе <адрес> гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО4, административный ответчик <адрес> муниципального района <адрес>, заинтересованные лица: Комитет сельского хозяйства <адрес>, ФИО1, ФИО2 «О признании незаконным решения органа местного самоуправления»
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что ей дата. Министерством сельского хозяйства <адрес> было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от дата по Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в сумме <данные изъяты> рублей. Предоставленную социальную выплату они решили использовать на приобретение жилого помещения в сельской местности. Средства социальной выплаты были перечислены Комитетом сельского хозяйства <адрес> на блокированный счёт истца, открытый в филиале Волгоградского отделения №ФИО10 подразделение №.
В соответствии с программой, дата был приобретен жилой дом в общую долевую собственность на всех членов семьи истца по 1/3 доли на истца, супруга истца ФИО2, дочь ФИО1, и заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Согласно договора купли-продажи от дата., зачисленная истцу на блокированный счет социальная выплата в сумме <данные изъяты>, перечисляется на лицевой счет № в филиале Волгоградского отделения №ФИО11 структурное подразделение № «продавца» ФИО3. дата право собственности на приобретенный жилой дом было зарегистрировано в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
дата в комиссию по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов администрации Серафимовичского муниципального района <адрес> было подано заявление с приложением необходимых документов для перечисления социальной выплаты на счет продавца.
дата по почте истцом было получено решение комиссии, из которого следует, что истцу было отказано в направлении ходатайства в Комитет сельского хозяйства <адрес> о перечислении социальной выплаты на счет «продавца», указанный в договоре купли-продажи.
Данное решение было мотивировано тем, что на момент заседания комиссии дата по рассмотрению предоставленных истцом документов, срок выданного истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №, истек дата, и, кроме того, приобретенный истцом жилой дом не соответствует п.40 Типового положения, так как находится в эксплуатации более 5 лет с момента его ввода.
Истец считает решение комиссии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов администрации Серафимовичского муниципального района <адрес> незаконным и необоснованным.
На дату выдачи истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, действовало Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в редакции от 29.04.2014г., действующее с дата по дата, согласно которого, гражданин, которому предоставляется социальная выплата (получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода.
На основании постановления Правительства РФ от дата N 17, в Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам были внесены изменения, и оно было изложено в новой редакции.
На момент приобретения истцом и членами её семьи жилого дома, действовало Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в редакции от 16.01.2015г., которое не ограничивает приобретение жилого помещения по сроку ввода его в эксплуатацию.
Кроме того, приобретенный истцом жилой дом полностью соответствует указанным в пункте 9 настоящего Типового положения требованиям, что подтверждается заключением № от дата о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», во исполнение требований п. 10 Типового положения.
Вывод комиссии о том, что истец не воспользовалась своим правом о предоставлении социальной выплаты по свидетельству, в течении срока его действия, так как на момент заседания комиссии дата, срок действия выданного истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, истек дата, не обоснован, так как истец своим правом во исполнение указанной программы воспользовалась в период действия указанного свидетельства, и дата до истечения указанного в свидетельстве срока приобрела жилой дом, а дата её право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке. Тот факт, что на момент заседания комиссии срок действия выданного истице свидетельства истек, не может являться основанием к отказу в перечислении социальной выплаты на счет «продавца» указанный в договоре. В Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» указанные ограничения отсутствуют.
Административный истец считает, что решением комиссии по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, не только нарушены её права как гражданина, но и созданы препятствия к осуществлению её прав, так как законных оснований для отказа в направлении ходатайства в Комитет сельского хозяйства <адрес> в перечислении социальной выплаты на счет «продавца», указанный в договоре купли-продажи, у комиссии не имелось. Административный истец просит суд:
- Признать решение комиссии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, администрации <адрес><адрес> от дата№ об отказе в направлении ходатайства в Комитет сельского хозяйства <адрес> о перечислении социальной выплаты ФИО4 на счет «продавца», указанный в договоре купли-продажи от дата незаконным и обязать администрацию Серафимовичского муниципального района <адрес> направить в Комитет сельского хозяйства <адрес> ходатайство о перечислении социальной выплаты на лицевой счет № в филиале Волгогралского отделения №ФИО12» структурное подразделение № «продавца» ФИО3 указанный в договоре купли-продажи от дата, с приложением реквизитов документов, являющихся основанием для перечисления социальной выплаты.
Административным ответчиком поданы письменные возражения, согласно которым административный ответчик возражает против удовлетворения административного искового заявления административного истца ФИО4, в связи с тем, что дата., на момент заседания комиссии по рассмотрению документов, представленных ФИО4, срок выданного ей свидетельства истек; приобретенный ею жилой дом не соответствует условиям федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Административный истец ФИО4, законный представитель заинтересованного лица несовершеннолетней дочери ФИО1, в судебное заседание не явилась согласно, ранее поданного заявления просит рассмотреть дело в её отсутствие, с участием в судебном заседании её представителя ФИО6, административные исковые требования поддерживает.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру и доверенности адвокат ФИО6 исковые требования поддерживает. Суду показала, что жилой дом приобретен административным истцом ФИО4 в соответствии с условиями федеральной целевой программы. Было зарегистрировано право собственности на жилой дом, условия программы были соблюдены. Административному истцу не было разъяснено, что ФИО4 должна была сдавать документы на приобретение жилого дома в администрацию <адрес> за какой-то определенный период времени до истечения действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. В Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», такого условия не указано. Возражения административного ответчика необоснованны и противоречат нормативным актам, принятым во исполнение Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Административный истец ФИО4 реализовала свое право в течение срока действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. То обстоятельство, что комиссия рассматривала документы ФИО4 после истечения действия свидетельства, не означает, что ФИО4 не вправе воспользоваться свидетельством.
Представитель административного ответчика <адрес><адрес> по доверенности № от дата., срок действия 1 год, ФИО7, административные исковые требования ФИО4 считает не подлежащими удовлетворению. Суду показала, что поддерживает ранее поданные возражения. Срок действия свидетельства выданного ФИО4 1 год. Комиссия должна была проверить документы, поступившие от ФИО4 Когда было заседание комиссии, срок действия свидетельства истек. Действия комиссии, отказавшей в направлении ходатайства ФИО4 в Комитет сельского хозяйства, ввиду истечения срока действия свидетельства, правомерны. Ей так объяснил ситуацию специалист из Комитата сельского хозяйства <адрес>. Они сделали такой вывод исходя из смысла того, что указано в Типовом положении. Комиссия действовала в соответствии с Соглашением № от дата., согласно, которого комиссии должно быть предоставлено время для проверки документов. Они рекомендуют получателям социальных выплат строить новое жилье, и не покупать жилье, в ранее построенных домах.
Представитель административного ответчика <адрес><адрес> по доверенности № от дата., срок действия 1 год, ФИО8, административные исковые требования ФИО4 считает не подлежащими удовлетворению. Суду показала, что поддерживает сказанное ФИО7 Собраться комиссии до окончания срока действия свидетельства было невозможно. ФИО4 реализовала свое право, но применяться в этом случае должно Типовое положение в редакции, действовавшей в период выдачи свидетельства ФИО4 Просит отказать ФИО4 в удовлетворении её требований.
Представитель заинтересованного лица Комитета сельского хозяйства <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. О надлежащем извещении заинтересованного лица Комитета сельского хозяйства <адрес>, также свидетельствуют полученные от него копии документов, приобщенные к материалам дела по ходатайству представителей административного ответчика.
Заинтересованное лицо ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, считает, что требования административного истца ФИО4 подлежат удовлетворению.
Согласно, п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 8 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013г. № «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.04.2014г. №, от 16.01.2015г. №), гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает.
В соответствии с п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013г. № «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.04.2014г. №, от 16.01.2015г. №), жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть:
а) пригодным для постоянного проживания;
б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Согласно, п.2.2.7. Соглашения о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов № от датаг., заключенного между Министерством сельского хозяйства <адрес> и <адрес><адрес>, орган местного самоуправления обязаны проверять договоры на использование социальной выплаты (приобретение жилого помещения), и в течение 10 дней с даты окончания проверки направлять в министерство ходатайство о перечислении выплаты на счет, указанный в договоре.
Судом установлено, что между ФИО3 с одной стороны, и ФИО2, ФИО4, действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь ФИО1, с другой стороны, был заключен договор купли-продажи от дата., согласно которого ФИО2, ФИО4, ФИО1 купили у ФИО3 в равных долях жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., кадастровый №, и земельный участок, площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес> (л.д.12-16). Данное обстоятельство также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав собственности на жилой дом (д.<адрес>).
Указанный жилой дом признан пригодным для проживания, согласно, акта обследования и заключения межведомственной комиссии, в которую входили члены комиссии <адрес> по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, от дата. (л.д.20-24).
Таким образом, положения вышеуказанного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от дата., соответствуют требованиям Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, указанного в Приложении № к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Следовательно, действия административного ответчика <адрес><адрес>, выражающиеся в отказе в направлении ходатайства в Комитет сельского хозяйства <адрес> о перечислении социальной выплаты ФИО4 на счет продавца жилого дома ФИО3, являются незаконными и нарушают права административного истца ФИО4 по использованию полученной ею социальной выплаты.
Анализируя представленные сторонами и исследованные судом доказательства, суд приходит к следующему.
Представленные в судебном заседании письма Комитета сельского хозяйства <адрес> в ФИО13 о возвращении денежных средств, не подтверждают законность действий администрации Серафимовичского муниципального района <адрес>.
Доводы ответчика, указанные в возражении на административное исковое заявление и в судебном заседании об отказе в иске, отвергаются судом, ввиду нижеследующего.
Указание в п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013г. № «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.04.2014г. №), о том, что получатель социальной выплаты, вправе ее использовать на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода, было исключено из п.9 указанного Типового положения, согласно, Постановления Правительства РФ от 16.01.2015г. №.
Административным истцом ФИО4, был приобретен жилой дом, то есть, ею была использована полученная ею социальная выплата, в период действия Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013г. № «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», действовавшего в редакции Постановления Правительства РФ от 29.04.2014г. №, и в редакции Постановления Правительства РФ от 16.01.2015г. №).
В связи с чем условия вышеуказанного Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, административным истцом ФИО4, соблюдены.
Доводы административного ответчика о том, что решение комиссии было принято уже после истечения срока действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданного ФИО4, в связи с чем требования ФИО4 незаконны, отвергаются судом, поскольку, административным истцом ФИО4, был приобретен жилой дом, то есть, ею были совершены законные действия, направленные на использование полученной ею социальной выплаты, в период действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. То обстоятельство, что на момент заседания комиссии по рассмотрению представленных ФИО4 документов, срок действия выданного ФИО4 свидетельства истек, не лишает ФИО4 права использования полученной ею социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Действия работников <адрес>, фактически дезавуируют цель федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», так как ввиду действий административного ответчика, молодые специалисты не могут фактически использовать выделенные им деньги на приобретение жилья в сельской местности.
Такие действия органов местного самоуправления, фактически приводят к не реализации на деле направлений действий Правительства РФ по закреплению кадров в сельской местности, и другим негативным последствиям.
Ни у кого из специалистов <адрес><адрес> не имеется полномочий для толкования нормативных подзаконных актов, изданных Правительством РФ, в том числе, как они их понимают в зависимости от различных обстоятельств. В том числе, это касается и рекомендаций получателям таких вышеуказанных социальных выплат, строить новое жилье, а не приобретать ранее построенные дома.
Официальное толкование нормативных актов производится в соответствии с действующим законодательством.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО4, административный ответчик <адрес><адрес>, заинтересованные лица: Комитет сельского хозяйства <адрес>, ФИО1, ФИО2 «О признании незаконным решения органа местного самоуправления», удовлетворить.
Признать решение комиссии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов <адрес>, указанное в протоколе № заседания комиссии от датаг., в уведомлении от дата№, об отказе в направлении ходатайства в Комитет сельского хозяйства <адрес> о перечислении социальной выплаты ФИО4 на счет продавца ФИО3, указанный в договоре купли-продажи от дата, незаконным.
Обязать ФИО14<адрес> направить в Комитет сельского хозяйства <адрес> ходатайство о перечислении социальной выплаты на лицевой счет № в филиале Волгоградского отделения №ФИО15» структурное подразделение № продавца ФИО3, указанный в договоре купли-продажи от дата, с приложением реквизитов документов, являющихся основанием для перечисления социальной выплаты.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Иванов Н.Н.
В окончательной форме решение изготовлено датаг.
Судья подпись Иванов Н.Н.
Копия верна судья Иванов