Дело №а-17/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2017 года г. Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: судьи Аутлева Ш.В.,
при секретаре судебного заседания: Добриной Н.А.,
с участием: прокурора Евтушенко Р.А.,
представителя административного истца ООО «Хаджохская турбаза Горная» - ФИО1,
представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - ФИО2,
представителя заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея - ФИО3,
представителя заинтересованного лица Управления федеральной налоговой службы по Республике Адыгея - ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Хаджохская турбаза Горная» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим п. 63 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 № 296
у с т а н о в и л:
В соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и Законом Республики Адыгея от 22.11.2003 года «О налоге на имущество организаций» Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям издан Приказ от 27 декабря 2016 года № 296 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость» (далее Перечень).
Вышеназванный приказ опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.
В пункт 63 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание – административное здание с кадастровым номером №, общей площадью 778,7 кв.м., состоящее из двух этажей, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ООО «Хаджохская турбаза Горная» на праве собственности.
ООО «Хаджохская турбаза Горная» обратилось с административным иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим пункта 63 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года № 296.
По мнению заявителя, данный пункт должен быть признан недействующим с 01 января 2017 года, так как оспариваемый в части Перечень применяется к правоотношениям, возникшим с 01 января 2017 года, включение спорного здания в Перечень, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является основанием для возникновения у административного истца обязанности уплачивать налог на имущество организаций с 01 января 2017 года. Полагает, что вышеназванное здание не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в пп. 1,2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нарушение ч. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписке ЕГРЮЛ по состоянию на 12 апреля 2017 года, а также п. 2.2 Устава ООО «Хаджохская турбаза Горная» основным видом деятельности ООО «Хаджохская турбаза Горная» является деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, деятельность молодежных туристических лагерей и горных туристических баз, деятельность гостиниц и деятельность детских лагерей на время каникул.
Приведенные в п. 1 ст. 378 Налогового кодекса Российской Федерации виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость имущества, не включают в себя здания гостиниц, таким образом, здание гостиницы не относится к объектам, в отношении которых ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности исчисления налоговой базы. Из чего следует, что включение спорного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, чем нарушает его права и законные интересы.
Кроме того, в соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (Литер А), общей площадью 778,7 кв.м., следует, что только часть здания занимают офисные помещения, а именно 137, 9 кв.м (17,7 % от общей площади здания), что, по мнению заявителя, позволяет сделать вывод о том, что здание не соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежит исключению из Перечня.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Хаджохская турбаза Горная» по доверенности ФИО1 поддержала административное исковое заявление и просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО2 административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
В своем письменном отзыве на административный иск представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям указала, что административное исковое заявление ООО «Хаджохская турбаза Горная» не подлежит удовлетворению, на том основании, что согласно представленным документам технического учета площадь помещений коммерческого использования здания, (гостиничных номеров), составляет более 40 % от общей площади всего административного здания – 348,3 кв.м. То есть, данное административное здание подлежит включению в Перечень, утвержденный Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года № 296 на основании пп.2 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года № 183.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Республике Адыгея по доверенности ФИО4 административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
В своих письменных возражениях на административный иск представитель заинтересованного лица УФНС России по Республике Адыгея, ссылаясь на п. 2 ст. 346.11 и п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности, подлежащее налогообложению по кадастровой стоимости и включенное в перечень административно-деловых и торговых центров и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц, поскольку указанная в административном исковом заявлении деятельность гостиниц не является основным видом деятельности административного истца. Таким образом, административное здание ООО «Хаджохская турбаза горная» предназначено и фактически используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.
В своих дополнениях к возражению на административный иск представитель заинтересованного лица УФНС России по Республике Адыгея указал, что административным истцом не подтвержден довод о том, что административное здание предназначено исключительно для проживания граждан, равно как и то, что административное здание используется как гостиница.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея по доверенности ФИО3 пояснил, что интересы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея данным спором не затрагиваются, в связи с чем разрешение административного искового заявления ООО «Хаджохская турбаза Горная» оставляет на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, мнение представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Евтушенко Р.А., полагавшего административное исковое заявление ООО «Хаджохская турбаза Горная» обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, Верховный суд Республики Адыгея приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ООО «Хаджохская турбаза Горная» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются административно-деловые центры и помещения в них; а абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 этой же статьи предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года № 183 «О налоге на имущество организаций» на территории Республики Адыгея установлен и введен в действие налог на имущество организаций.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года № 296 определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1,2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В данный Перечь включено здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее на праве собственности ООО «Хаджохская турбаза Горная», как отвечающее критериям административно-делового центра, на основании использования здания в коммерческих целях, а также данных, содержащихся в документах технического учета, согласно которым данное здание числится как «административное здание», один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с ч. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Адыгея № 4 от 03 ноября 2016 года «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О налоге на имущество организаций» до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 марта 2015 года № 45 «О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определен Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Однако, мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения в Перечень Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям не проводились.
Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 778,7 кв.м. состоит из двух этажей, предназначено для кратковременного проживания людей и используется как гостиница. Часть первого этажа здания занимают офисные помещения, общей площадью 137,9 кв.м, второй этаж включает в себя только гостиничные помещения. Таким образом, второй этаж здания не является сопутствующей офисной инфраструктурой. В этой связи, в соответствии с техническим паспортом вышеназванное здание не может относиться к административному центру, поскольку площадь офисных помещений и сопутствующей инфраструктуры составляет менее 20% ( 17,7%) от общей площади здания.
Исходя из данного технического паспорта, помещения в указанном здании не предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Как следует из кадастровой выписки земельный участок с кадастровым номером №, имеет вид разрешенного использования – «для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения». Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 778,7 кв.м., принадлежащее на праве собственности ООО «Хаджохская турбаза Горная», административно-деловым центром признано быть не могло.
Следовательно, как административно-деловой центр указанный объект не мог быть включен в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Верховный суд Республики Адыгея, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, полагает, что признание отдельных его положений с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 2.2 Приказа Комитета Республики Адыгея от 27 декабря 2016 года № 296 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость» было приказано обеспечить направление Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в Управление налоговой службы по Республике Адыгея, а кроме того обеспечить публикацию Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в источниках официального опубликования.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180 КАС Российской Федерации, Верховный суд Республики Адыгея
р е ш и л :
административное исковое заявление ООО «Хаджохская турбаза Горная» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим п. 63 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 № 296 – удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2017 года пункт 63 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года № 296.
По вступлению настоящего решения в законную силу опубликовать его текст или сообщение о его принятии в течение одного месяца на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Верховный суд Республики Адыгея.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Ш.В. Аутлев