ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-180(2 от 25.10.2018 Новоузенского районного суда (Саратовская область)

Дело а-180(2)/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Александров-Гай 25 октября 2018 года

Саратовской области

Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Сушинских Е.Г.

при секретаре Егоровой Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области к Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александрово-Гайского района Саратовской области обратился в суд с административным иском к Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.

Административное исковое заявление, мотивировано следующими обстоятельствами: Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также постановке на учёт бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения Александрово-Гайского муниципального района относится организация электроснабжения населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского Кодекса Российский Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимости вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.

Таким образом, администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, имея сведения о наличии бесхозяйного имущества, должна принять меры к обеспечению устранения нарушения, в частности обратиться с заявлением в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ в органы Росреестра о принятии на учет бесхозяйных объектов, находящихся на территории Александрово - Гайского муниципального района.

Согласно п. 7 ст. 16 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; а также выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Согласно п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Федеральным законом от 23.112009 №261-ФЗ«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В соответствии с подп.4 п.6 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

На территории Александрово-Гайского муниципального района действует комплексная муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Александрово-Гайского муниципального района на 2011-2020 годы» утвержденная распоряжением главы администрации Александрово-Гайского муниципального района №235р от 07.06.2010 года.

Постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области №455 от 14.10.2011 года муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Александрово-Гайского муниципального района на 2011-2020 годы» дополнена п. 3.4 следующего содержания: «Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества» и пунктом 3.5 «Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами», согласно приложения № 1 и приложения № 2 данного постановления.

Проведённой проверкой установлено, что на территории Александрово – Гайского муниципального района Саратовской области расположены объекты энергоснабжения в отношении которых органом местного самоуправления меры по регистрации права собственности на них не принимаются, бесхозяйные объекты для передачи энергетических ресурсов длительное время не имеют собственника.

Так, в ходе проверки выявлены следующие бесхозные объекты:

1) ТП-10/0,4 кВ «Торг. База» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ- 1 шт, местонахождение: <адрес>;

2) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ, протяженностью 0,4 км, местонахождение: <адрес>;

3) ТП-10/0,4 кВ «Исток» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 Кв- 1 шт;

4) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10Кв, протяженностью 0,2 км, местонахождение: <адрес>;

Вместе с тем, ранее прокуратурой района по данному факту внесено представление (от 20.06.2018 №19-113-2018), по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.

Бездействие администрации Александрово - Гайского муниципального района влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории муниципалитета, на бесперебойное получение услуг, по обеспечению коммунальными ресурсами жилых помещений. Ненадлежащее исполнение администрацией Александрово - Гайского муниципального района своих обязанностей может привести к крайне негативным последствиям, отражающихся на сохранности и долговечности инженерных коммуникаций.

Таким образом, выявленные нарушения свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей администрацией Александрово - Гайского муниципального района и игнорировании требований действующего законодательства. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение отдельными работниками администрации Александрово - Гайского муниципального района своих обязанностей. Условием, способствующим выявленным нарушениям, является ненадлежащий контроль с Вашей стороны за деятельностью подчинённых сотрудников. Выявленные нарушения являются недопустимыми, и требуют незамедлительного устранения.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Александрово-Гайского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на бесхозяйные объекты: 1) ТП-10/0,4 кВ «Торг. База» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ- 1 шт, местонахождение: <адрес>;

2) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ, протяженностью 0,4 км, местонахождение: <адрес>;

3) ТП-10/0,4 кВ «Исток» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 Кв- 1 шт;

4) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10Кв, протяженностью 0,2 км, местонахождение: <адрес>;

Обязать администрацию Александрово-Гайского муниципального района в течение 6 месяцев после вступления судебного решения в законную силу принять меры по регистрации права собственности на бесхозяйные объекты: 1) ТП-10/0,4 кВ «Торг. База» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ- 1 шт, местонахождение: <адрес>; 2) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ, протяженностью 0,4 км, местонахождение: <адрес>; 3) ТП-10/0,4 кВ «Исток» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 Кв- 1 шт; 4) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10Кв, протяженностью 0,2 км, местонахождение: <адрес>.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне и дате слушания дела надлежащем образом извещен, прислали ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие с административным исковым заявлением согласны.

С учетом положений статей 150, 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменных доказательств, имеющиеся в материалах административного дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства административного дела установил нижеследующие обстоятельства: Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также постановке на учёт бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения Александрово-Гайского муниципального района относится организация электроснабжения населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского Кодекса Российский Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимости вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.

Таким образом, администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, имея сведения о наличии бесхозяйного имущества, должна принять меры к обеспечению устранения нарушения, в частности обратиться с заявлением в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ в органы Росреестра о принятии на учет бесхозяйных объектов, находящихся на территории Александрово - Гайского муниципального района.

Согласно п. 7 ст. 16 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; а также выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Согласно п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Федеральным законом от 23.112009 №261-ФЗ«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В соответствии с подп.4 п.6 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

На территории Александрово-Гайского муниципального района действует комплексная муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Александрово-Гайского муниципального района на 2011-2020 годы» утвержденная распоряжением главы администрации Александрово-Гайского муниципального района р от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области №455 от 14.10.2011 года муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Александрово-Гайского муниципального района на 2011-2020 годы» дополнена п. 3.4 следующего содержания: «Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества» и пунктом 3.5 «Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами», согласно приложения и приложения данного постановления.

Проведённой проверкой установлено, что на территории Александрово – Гайского муниципального района Саратовской области расположены объекты энергоснабжения в отношении которых органом местного самоуправления меры по регистрации права собственности на них не принимаются, бесхозяйные объекты для передачи энергетических ресурсов длительное время не имеют собственника.

В ходе проверки выявлены следующие бесхозные объекты:

1) ТП-10/0,4 кВ «Торг. База» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ- 1 шт, местонахождение: <адрес>; 2) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ, протяженностью 0,4 км, местонахождение: <адрес>; 3) ТП-10/0,4 кВ «Исток» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 Кв- 1 шт; 4) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10Кв, протяженностью 0,2 км, местонахождение: <адрес>;

Вместе с тем, ранее прокуратурой района по данному факту внесено представление (от ДД.ММ.ГГГГ), по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.

Бездействие администрации Александрово - Гайского муниципального района влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории муниципалитета, на бесперебойное получение услуг, по обеспечению коммунальными ресурсами жилых помещений. Ненадлежащее исполнение администрацией Александрово - Гайского муниципального района своих обязанностей может привести к крайне негативным последствиям, отражающихся на сохранности и долговечности инженерных коммуникаций.

Таким образом, выявленные нарушения свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей администрацией Александрово - Гайского муниципального района и игнорировании требований действующего законодательства. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение отдельными работниками администрации Александрово - Гайского муниципального района своих обязанностей. Условием, способствующим выявленным нарушениям, является ненадлежащий контроль с Вашей стороны за деятельностью подчинённых сотрудников. Выявленные нарушения являются недопустимыми, и требуют незамедлительного устранения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком, что на территории Александрово – Гайского муниципального района Саратовской области расположены объекты энергоснабжения в отношении которых органом местного самоуправления меры по регистрации права собственности на них не принимаются, бесхозяйные объекты для передачи энергетических ресурсов длительное время не имеют собственника.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области к Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Александрово-Гайского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на бесхозяйные объекты: 1) ТП-10/0,4 кВ «Торг. База» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ- 1 шт, местонахождение: <адрес>; 2) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ, протяженностью 0,4 км, местонахождение: <адрес>; 3) ТП-10/0,4 кВ «Исток» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 Кв- 1 шт; 4) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10Кв, протяженностью 0,2 км, местонахождение: <адрес>/

Обязать администрацию Александрово-Гайского муниципального района в течение 6 месяцев после вступления судебного решения в законную силу принять меры по регистрации права собственности на бесхозяйные объекты: 1) ТП-10/0,4 кВ «Торг. База» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ- 1 шт, местонахождение: <адрес>; 2) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 кВ, протяженностью 0,4 км, местонахождение: <адрес>; 3) ТП-10/0,4 кВ «Исток» по ВЛ-10 кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10 Кв- 1 шт;4) ВЛ-0,4 кВ ф от ТП-10/0,4 кВ по ВЛ-10кВ ф1003 ПС Алгайская 110/35/10Кв, протяженностью 0,2 км, местонахождение: <адрес>.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле через Новоузенский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья: Е.Г. Сушинских