дело №а-180/2022
УИД 26 ОS0000-04-2022-000007-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2022 года город Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Ситьковой О.Н., при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО7, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данные приказы опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации <адрес>» -www/parvo.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В пункт 5524 Перечня на 2019 год, в пункт 3075 Перечня на 2020 год, в пункт 3154 Перечня на 2021 год и в пункт 3105 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером 26:24:№, расположенное по адресу: <адрес>, Минераловодский городской округ, <адрес>, строение 1 (далее – спорное нежилое здание).
ФИО1 обратился в <адрес>вой суд с административным иском, дополненным и уточненным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений <адрес> недействующими в части включения в Перечни на 2019-2022 годы принадлежащего ему на праве собственности спорного нежилого здания.
В обоснование заявленных требований указано, что спорный объект недвижимости включен в Перечни, утвержденные оспариваемыми приказами, необоснованно, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на него как на налогоплательщика налога на имущество физических лиц его уплату в большем размере. Спорное нежилое здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которые позволяют включить его в Перечни.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО2 в письменных возражениях и дополнениях к ним просила отказать в удовлетворении требований, указав, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в Перечни на 2019-2022 годы исходя из наименования здания – «Административно-торговая база. Склад», содержащегося в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) и документе технической инвентаризации (техническом паспорте), а также в соответствии со сведениями документа технического учета (инвентаризации) о помещениях в здании и по виду разрешенного использования земельного участка, что отвечает критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Представитель заинтересованного лица ГБУ СК «Ставкрайимущество» ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного иска.
Административный истец (заявил о рассмотрении дела в его отсутствии с участием своего представителя), представители административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края (заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя), заинтересованных лиц администрации Минераловодского городского округа, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» (заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя), извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, что в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 – ФИО6 поддержала административный иск в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что спорное нежилое здание с кадастровым номером 26:24:040705:493, расположенное по адресу: <адрес>, Минераловодский городской округ, <адрес>, строение 1, принадлежит на праве собственности административному истцу ФИО1, что подтверждается соответствующей содержащейся в материалах административного дела выпиской из ЕГРН, в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти <адрес>, поскольку размер налоговых платежей за указанное недвижимое имущество рассчитывается от кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества, возлагая на него как налогоплательщика налога на имущество физических лиц обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021, 2022 годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в Перечни в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; административный истец – ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативными правовыми актами, которыми нарушены его права и законные интересы вследствие включения принадлежащего ему на праве собственности объектов недвижимости в Перечни.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов министерства имущественных отношений <адрес>, суд установил следующее.
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
В утвержденные данными приказами Перечни включено спорное нежилое здание.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>» (www.pravo.stavregion.ru).
Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес> опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации <адрес>» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.
Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».
В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 402 НК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ (статья 400 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих: 1) 0,1 % в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.
На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 НК РФ нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Ставропольской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. решений Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования <адрес> края» на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края введен налог на имущество физических лиц и определены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: 1) 2,0 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 2) 0,3 % в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ в целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях статьи 378.2 НК РФ под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества (нежилые здания), которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме.
Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.
Принадлежащее на праве собственности ФИО1 спорное нежилое здание с кадастровым номером 26:24:040705№ площадью 2950,5 кв.м, этажность: 1, расположенное по адресу: <адрес>, Минераловодский городской округ, <адрес>, строение 1, имеет назначение: «Нежилое здание», наименование: «Административно-торговая база. Склад», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-147590888.
Согласно документам технического учета (инвентаризации) спорное нежилое здание имеет аналогичное наименование: «Административно-торговая база. Склад».
Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.
В связи с этим, спорное нежилое здание по тому основанию, что в ЕГРН, а также в документах технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о его наименовании - «торговый центр» не подлежало включению в Перечни на 2019-2022 годы, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является; для такого признания, в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ, установлены иные критерии: наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ, а именно: должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 процентов от общей площади здания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание по тому основанию, что в ЕГРН или в документе технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о наименовании нежилого здания - «Административно-торговая база. Склад» не могло быть включено в Перечни, поскольку подобного основания для включения в Перечни законом не предусмотрено.
Доводы административного ответчика в данной части являются ошибочными, а основание для включения в Перечни – наименование здания в отсутствие такого предусмотренного законом критерия является незаконными.
Проверяя законность признания спорного нежилого здания подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 2 пункта 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для которых требуется наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-147590888, являющейся надлежащим документом, содержащим сведения из ЕГРН в отношении спорного нежилого здания, она не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этого нежилого здания, следовательно, по сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорное нежилое здание нельзя признать соответствующим подпункту 2 пунктов 3, 4, пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) судом установлено следующее.
Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленном Северо-Кавказским филиалом «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», нежилое здание: «Административно-торговая база. Склад», литер Б, этажность 1, площадью 2950,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Минераловодский городской округ, <адрес>, состоит из следующих помещений:
1 этаж, помещения: № – Склад (2894,2 кв.м), № – Подсобное (10,2 кв.м), № – Подсобное (3,8 кв.м), № – Подсобное (16,6 кв.м), № – Санузел (2,7 кв.м), № – Котельная (13,7 кв.м).
Как следует из экспликаций, на 1 этаже помещения: № – Подсобное (10,2 кв.м), № – Подсобное (3,8 кв.м), № – Подсобное (16,6 кв.м), № – Санузел (2,7 кв.м), № – Котельная (13,7 кв.м) общей площадью 47,0 кв.м, являются вспомогательными для осуществления деятельности основного помещения № (Склад) и самостоятельного назначения не имеют.
Помещение: № – Склад (2894,2 кв.м) является помещением, предназначенным для приема, хранения, отгрузки товара при осуществлении деятельности предприятия; это объект материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. В данном помещении не осуществляется торговой деятельности, и, он соответственно, не является торговым объектом.
Понятие «торговая база», «торговый склад» в законодательстве отсутствуют.
Понятие «торговый объект» раскрыто в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта РФ ФИО8 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст.
Торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна, согласно статье 2 Закона о торговой деятельности, включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан торговым объектом в целях применения 378.2 НК РФ.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, что помещение: № – Склад (2894,2 кв.м) является помещением, специально оснащенным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, в нем осуществляется обслуживание покупателей и проведение денежных расчетов с ними при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 33 Национального стандарта РФ ФИО8 51303-2013 склад: специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Примечание - К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Помещение: № – Склад (2894,2 кв.м) соответствует пункту 33 Национального стандарта РФ ФИО8 51303-2013 – «склад», и не соответствует понятию «торговый объект».
Административным ответчиком не представлены иные документы технического учета (инвентаризации) и не указано, что включение в Перечни нежилого здания с кадастровым номером 26:24:040705:493 было осуществлено на их основании. Заинтересованным лицом – ГБУ СК «<адрес>имущество» в письменных возражениях указано, что в архиве не имеется документов технического учета (инвентаризации), обследование объекта на предмет их изготовления ГБУ СК «<адрес>имущество» не проводилось.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание не могло быть включено в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ как содержащее в документе технического учета (инвентаризации) сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Проверяя законность признания спорного нежилого здания подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для признания которого требуется установление фактического использования не менее 20% общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 378.2 НК РФ Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу требований части 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Из системного толкования пунктов 9, 10 статьи 378.2 НК РФ, пункта 9 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, следует, что единственным документом, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости с целью его включения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, является акт обследования недвижимого имущества, полученный до утверждения Перечней.
Единственно относимые и допустимые в силу закона доказательства – акты обследования нежилого здания с кадастровым номером 26:24:040705:493 для его включения в Перечни в оспариваемые периоды административным ответчиком не представлены.
Из письменных возражений уполномоченного на проведение проверок фактического использования объектов недвижимого имущества органа – ГБУ СК «<адрес>имущество» следует, что проверки фактического использования спорного нежилого здания не проводились.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание не подлежало включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Проверяя законность признания спорного нежилого здания подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ по критерию вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены эти нежилые здания, суд установил следующее.
Из письменных возражений представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края следует, что вид разрешенного использования земельного участка послужил основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, для включения в Перечни спорного нежилого здания.
Нежилое здание с кадастровым номером 26:24:040705:493 расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:24:040705:120, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №№ КУВИ-002/2021/-14759088, КУВИ-002/2021/-147589576.
Земельный участок с кадастровым номером 26:24:040705:120, площадью 7037 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, Минераловодский городской округ, <адрес>, имеет вид разрешенного использования: «под строительство административно-торговой базы», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-147589576.
Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:24:040705:120 - «под строительство административно-торговой базы» следует, что он не предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также не предусматривает размещение только торговых объектов, поскольку помимо размещения торговых объектов, предусматривает размещение административных объектов, которые не тождественны понятию «офисы» и не относятся к объектам, поименованным в п.п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ, подлежащим включению в Перечни.
В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:24:040705:120 - «под строительство административно-торговой базы» однозначно и безусловно не свидетельствует о том, что земельный участок предназначен для размещения на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, т.е. объектов, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, предполагается проведение проверки фактического использования здания, которой, как указано выше, осуществлено не было, а предназначение спорного здания по документу технического учета (инвентаризации) свидетельствует о размещении в здании склада, т.е. нежилого здания, не подлежащего включению в Перечни.
Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 г. № 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 г. № 46-П выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание не могло быть включено в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ по критерию вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:24:040705№
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Административным ответчиком – министерством имущественных отношений Ставропольского края таких доказательств суду не представлено.
На основании изложенного, включение спорного нежилого здания в Перечни на 2019-2022 годы в отсутствие всех критериев и условий, предусмотренных для такого включения пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, является незаконным.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером 26:24:№, - подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, суд полагает обоснованными требования о признании их недействующими в оспариваемой части этих нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1, 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 НК РФ.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, произведено в целях налогообложения на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, вследствие чего обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорное нежилое здание подлежит исключению из оспариваемых Перечней как не соответствующее критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 5524 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт 3075 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт 3154 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт 3105 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Министерству имущественных отношений <адрес> опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.
Дата составления мотивированного решения суда - 11 февраля 2022 года.
Судья Ситькова О.Н.