ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1826/20 от 17.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело а-1826/2020 (4) 66RS0-08

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<//> г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Степкиной О.В. при секретаре Лазаревой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «Созидание», ООО «Торговый Дом «Инфинити», ООО «Торговая компания «Ясная», ООО «К-ИНВЕСТ», ООО «Полидекор», ООО Торговая компания «Уралторгхолдинг», Блинову К. К. о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным иском к кредитному потребительскому кооперативу «Созидание» (далее по тексту – КПК «Созидание»), ООО «Торговый Дом «Инфинити», ООО «Торговая компания «Ясная», ООО «К-ИНВЕСТ», ООО «Полидекор», ООО Торговая компания «Уралторгхолдинг», Блинову К.К. о ликвидации Кооператива, с возложением на учредителей (участников) кооператива обязанности провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кооператива в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование иска указано, что КПК «Созидание» зарегистрирован в качестве юридического лица 06.09.2019года. Согласно протоколу собрания учредителей от <//> Кооператив не является кредитным потребительским кооперативом второго уровня в значении, определенном ст. 33 Закона о кредитной кооперации. В соответствии с информацией, содержащейся в государственном реестра кредитных потребительских кооперативов, Кооператив не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, с <//>. В целях осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований ст. 35 Закона о кредитной кооперации Банком России в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации был осуществлен мониторинг информации, размещенной на официальных сайтах саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, в ходе которого установлено, что Кооператив ни в одну из саморегулируемых организацией кредитных потребительских кооперативов не вступил. Таким образом, Кооператив нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части отсутствия членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, следовательно, его деятельность нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, противоречит законодательству в сфере кредитной кооперации и является основанием для его ликвидации.

В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивала.

В судебном заседании административный ответчик Блинов К.К., его представитель Овсянников С.А. не возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители административных ответчиков ООО «Торговый Дом «Инфинити», ООО «Торговая компания «Ясная», ООО «К-ИНВЕСТ», ООО «Полидекор», ООО Торговая компания «Уралторгхолдинг», представитель заинтересованного лица ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга не явились, о рассмотрении дела извещены путем направления судебных извещений заказной почтой. От Управления ФНС по <адрес> поступило заявление о проведении судебного разбирательства без участия представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; 5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; 6) в иных случаях, предусмотренных законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от <//> N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются не кредитными финансовыми организациями.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 указанного Федерального закона Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью не кредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности не кредитных финансовых организаций, направляет не кредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к не кредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Так, согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от <//> N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от <//> N 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <//> N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из событий, указанных в части первой.

Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Банк России не осуществляет надзор за соблюдением кредитными кооперативами, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, за исключением следующих случаев: 1) кредитный кооператив не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; 2) при наличии информации о возможном нарушении кредитным кооперативом, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России либо при возникновении необходимости проведения проверки кредитного кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, Банком России, обусловленной проводимой проверкой деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, членом которой является такой кредитный кооператив.

До вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы: 1) обязана применять предусмотренные Федеральным законом от <//> N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" меры за несоблюдение своими членами - кредитными кооперативами, число членов (пайщиков) которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Меры (включая размеры штрафов), применяемые саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, за несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, установленные внутренним стандартом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, должны соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России; 2) направляет в Банк России сведения о своих членах - кредитных кооперативах, число членов которых превысило три тысячи физических и (или) юридических лиц, по форме, в порядке и в сроки, которые установлены Банком России; 3) разрабатывает примерные уставы кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, примерные формы их внутренних нормативных документов, учетной политики, рекомендации и иные касающиеся деятельности кредитных кооперативов документы; 4) организует обучение работников кредитных кооперативов, являющихся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; 5) обязана направлять в Банк России сведения о несоблюдении своими членами - кредитными кооперативами, число членов (пайщиков) которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Порядок и сроки направления данных сведений устанавливаются Банком России; 6) обязана заключить договор с депозитарием в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и размещение средств компенсационного фонда не осуществляется через управляющую компанию; 7) обязана размещать на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию: а) порядок размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, направления их размещения (инвестиционная декларация); б) информацию об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, заключен договор (ее наименование, место нахождения, информация об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов) (при наличии), о депозитарии, с которым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, заключен договор (его наименование, место нахождения, информация об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов) (при наличии); в) информацию о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, а также информацию о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, по их обязательствам перед членами кредитного кооператива (пайщиками) и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись; 8) обязана направлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и персональном составе органов кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Формы, сроки и порядок составления и предоставления указанных документов и информации устанавливаются Банком России.

Согласно сведениям, полученным Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в результате мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, КПК «Созидание» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Аналогичные данные представлены на день разрешения административного иска.

КПК «Созидание» не относится к кредитным кооперативам второго уровня, которым в силу п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» является кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.

Таким образом, удовлетворяя заявленные требования Центрального банка Российской Федерации, суд исходит из того, что в нарушение ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» КПК «Созидание» не состоит в саморегулируемой организации кредитных кооперативов, что является достаточным основанием для его ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в связи с нарушением ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации».

Аналогичные основания для ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены подп. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В соответствии с п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу ст. 1 Федерального закона от <//> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона от <//> № 129-ФЗ).

По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица либо исключения из него является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на <//> учредителями КПК «Созидание» являются ООО «Торговый Дом «Инфинити», ООО «Торговая компания «Ясная», ООО «К-ИНВЕСТ», ООО «Полидекор», ООО Торговая компания «Уралторгхолдинг», Блинов К.К. соответственно именно на ответчиков должна быть возложена обязанность произвести в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кооператива.

По основаниям ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административных ответчиков солидарно в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования удовлетворить.

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Созидание» (место нахождения: 620075 г.Екатеринбург, <адрес>, стр. 38А, оф. 515, ОГРН 1196658061126, ИНН 6671098820), обязав ООО «Торговый Дом «Инфинити», ООО «Торговая компания «Ясная», ООО «К-Инвест», ООО «Полидекор», ООО Торговая компания «Уралторгхолдинг», Блинова К. К. произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Торговый Дом «Инфинити», ООО «Торговая компания «Ясная», ООО «К-Инвест», ООО «Полидекор», ООО Торговая компания «Уралторгхолдинг», Блинова К. К. солидарно в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга

Судья (подпись).

Копия верна

Судья О.В. Степкина

На ___________ решение

не вступило в законную силу.

Судья: