ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-183/2021 от 19.04.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело а-183/2021 ( УИД RS0-11)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре судебного заседания Исаковой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Тверской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области от 13 октября 2020 года,

установил:

Министерство здравоохранения Тверской области обратилось в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области от 13.10.2020 года.

В обоснование указано, что судом 15.09.2020 принято решение о возложении на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности принять меры по организации обеспечения Шварева Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом "Спинраза" (Нусинерсен), в полном объеме и в дозировке, рекомендуемым уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до ее отмены.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. 13.10.2020 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа до 20.10.2020 года включительно.

Однако, Министерство здравоохранения Тверской области не согласно с вынесенным постановлением по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом г пункта 6 Постановления Правительства Тверской области от 30.08.2016 № 286 -пп «О Бюджетной комиссии Тверской области» бюджетная комиссия Тверской области рассматривает предложения Главных распорядителей средств областного бюджета Тверской области по внесению изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на текущий финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 15 Постановления Правительства Тверской области от 30.08.2016 № 286-пп " О Бюджетной комиссии Тверской области" перед рассмотрением вопросов на заседании Комиссии они подлежат предварительному рассмотрению на заседании рабочей группы (за исключением случая, установленного пунктом 37.1 настоящего Положения), если иное решение не принято председателем Комиссии.

В связи с отсутствием у Министерства здравоохранения Тверской области финансовых средств для закупки данного препарат, вопрос выделения необходимых денежных средств был вынесен на предварительное рассмотрение на заседание рабочей группы.

На заседании постоянно действующей рабочей группы, созданной при бюджетной комиссии Тверской области от 15.10.2020 № 68 было решено вопрос о финансовом обеспечении лечения пациента с диагнозом «Спинальная мышечная атрофия» в сумме 30 877,00 тысяч рублей за счет средств областного бюджета Тверской области на заседание бюджетной комиссии Тверской области не выносить, рекомендовано Министерству здравоохранения Тверской области изыскать средства внутри отрасли.

Решением бюджетной комиссии от 03.11.2020 года были одобрены в качестве источника финансирования мероприятия и экономия в результате проведения конкурсных процедур подведомственных медицинских организаций.

По итогам принятых мер между Министерством здравоохранения Тверской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Ирвин" 09.11.2020 года заключен государственный контракт № 332 на поставку 4 упаковок лекарственного препарата "Спинраза" (Нусинерсен) в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта в ГБУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи" по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. М.Конева, д.71.

13.11.2020 года препарат "Спинраза" (Нусинерсен) в соответствии с условиями государственного контракта был поставлен в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Клиническая больница скорой медицинской помощи".

Таким образом, Министерством здравоохранения Тверской области как органом исполнительной власти, на который возложено исполнение решения суда, предпринимались все необходимые меры по организации обеспечения Шварева Д.А. лекарственным препаратом, а именно, изысканы в порядке, установленным региональным законодательством, необходимые финансовые средства в размере 31 887 598,00 тысяч рублей, в максимально короткие сроки заключен государственный контракт, поставка препарата осуществлена 13.11.2020 года.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебное заседание лица участвующие в деле не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика по доверенности Велим С.С. представила телефонограмму, просила о рассмотрении дела в отсутствие, требования поддерживает полностью, просила их удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Иванова Е.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

В предыдущих судебных заседания Иванова Е.А. пояснила, что заявление Министерства здравоохранения Тверской области является необоснованным, просила в удовлетворении заявления отказать.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Министерством 22.09.2020 г. В срок, установленный ч.1 ст. 105 Закона об исполнительном производству, решение суда не исполнено, причины, исключающие установление исполнительского сбора, отсутствуют, в связи с чем было вынесено постановление от 13.10.2020 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлен срок для его исполнения до 20.10.2020 г. Судебный пристав вынес постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа, там самым принял необходимые, допустимые и предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение исполнения должником решения суда. Государственный контракт на поставку лекарственного препарата был заключен только 09.11.2020 г., срок поставки лекарства по контракту 5 рабочих дней с даты заключения контракта.

Таким образом, как считает представитель административного ответчика, правовых оснований в силу требований части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве для освобождения должника от исполнительского сбора не имеется.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Центрального районного суда города Твери от 15 сентября 2020 года, которое обращено к немедленному исполнению, на Министерство здравоохранения Тверской области возложена обязанность принять меры по организации обеспечения Шварева Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом "Спинраза" (Нусинерсен), в полном объеме и в дозировке, рекомендуемым уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до ее отмены.

Во исполнение судебного акта судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 21 сентября 2020 года возбуждено исполнительное производство N 35110/20/69042-ИП и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований. до 20.10.2020 г.

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 13.10.2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Тверской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2) и устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь бюджетным учреждением, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденному Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 N 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.

При этом, Министерство финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет субвенций, предоставляемых в областной бюджет Тверской области из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которая устанавливает перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

С целью реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Тверской области постановлением правительства Тверской области от 23.01.2019 N 15-пп утверждена Государственной программе Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2019 - 2024 годы", согласно которой главным администратором государственной программы Тверской области Министерство здравоохранения Тверской области, определены источники финансирования государственной программы Тверской области по годам ее реализации за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу ст. 185 Бюджетного кодекса РФ проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда вносится в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Обеспечение граждан, в том числе лекарственными препаратами, осуществляется Министерством здравоохранения Тверской области на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Судом установлено, что в целях исполнения судебного постановления Министерство здравоохранения Тверской области письмом от 28.09.2020 г. обратилось в Министерство финансов Тверской области с просьбой рассмотреть на рабочей группе при Бюджетной комиссии и на Бюджетной комиссии Тверской области вопрос о дополнительном финансировании для лечения в 2020 году Шварева Д.А., страдающего редким заболеванием «Спинальная мышечная атрофия» в объеме 31 887,63 тыс. руб.

На заседании постоянно действующей рабочей группы, созданной при бюджетной комиссии Тверской области от 15.10.2020 г. № 68 было решено вопрос о финансовом обеспечении лечения пациента с диагнозом "Спинальная мышечная атрофия" в сумме 30 877,00 тысяч рублей за счет средств областного бюджета Тверской области на заседание бюджетной комиссии Тверской области не выносить, рекомендовано Министерству здравоохранения Тверской области изыскать средства внутри отрасли.

Решением бюджетной комиссии от 03.11.2020 года были одобрены в качестве источника финансирования мероприятия и экономия в результате проведения конкурсных процедур подведомственных медицинских организаций.

По итогам принятых мер между Министерством здравоохранения Тверской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Ирвин" 09.11.2020 года заключен государственный контракт № 332 на поставку 4 упаковок лекарственного препарата "Спинраза" (Нусинерсен) в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта в ГБУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи" по адресу; Тверская область, г. Тверь, ул. М.Конева, д.71.

13.11.2020 г. препарат "Спинраза" (Нусинерсен) в соответствии с условиями государственного контракта был поставлен в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Клиническая больница скорой медицинской помощи".

Таким образом, Министерством здравоохранения Тверской области как органом исполнительной власти, на который возложено исполнение решения суда, предпринимались все необходимые меры по организации обеспечения Шварева Д.А. лекарственным препаратом, а именно, изысканы в порядке, установленным региональным законодательством, необходимые финансовые средства в размере 31 887 598,00 тысяч рублей, в максимально короткие сроки заключен государственный контракт, поставка препарата осуществлена 13.11.2020 года.

Иных организационно-правовых механизмов для исполнения судебного решения у Министерства здравоохранения Тверской области не имелось.

Принимая во внимание бюджетное финансирование мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами, принцип целевого назначения бюджетных средств, требования о порядке формирования местного бюджета, а также то, что исполнение требований исполнительного документа при отсутствии денежных средств, ранее заложенных на эти цели в бюджет, возможно только на основании внесения изменений в соответствующий бюджет, поставка лекарственных препаратов за счет бюджетных средств путем заключения государственного контракта требует соблюдение определенных процедур, порядка и сроков, а также то, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии у Министерства здравоохранения Тверской области реальной возможности исполнить решение суда без привлечения средств областного бюджета в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.

Руководствуясь положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, ст.401 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что неисполнение должником решения суда в установленный для добровольного исполнения срок допущено при наличии уважительных причин, в связи с непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

В связи с изложенным требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Министерства здравоохранения Тверской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. удовлетворить

Освободить Министерство здравоохранения Тверской области от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 35110/20/69042-ИП, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области от 13 октября 2020 года Ивановой Е.А., утвержденным начальником отдела -старшим судебным приставом Гришиным П.В., в размере 50 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Булыгина

Мотивированное решение суда составлено 29 апреля 2021 года.

Дело а-183/2021 ( УИД RS0-11)