ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1851/19 от 19.02.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № а-1851/20 19 февраля 2020 года

47RS0-02

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным уведомления о приостановлении в государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась во Всеволожский городской суд <адрес> с административным иском, в котором просит признать незаконным уведомление административного ответчика - Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании договора долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГБТ, дополнительного соглашения, заочного решения Всеволожского городского суда ЛО от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства двухэтажную блок-секцию (жилое помещение) <адрес>.6, общей площадью 87,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, участок Мистолово, загородный жилой комплекс «Близкое», на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0713002:1105, площадью 48 914 кв.м., на 111/48914 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 47:07:0713002:1105, площадью 48 914 кв.м,. Административный истец представила административному ответчику комплект документов. Однако уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, 47-0-1-100/3046/2019-8773 административный ответчик приостановил государственную регистрацию права, поскольку действующим законодательством не регулируется постановка на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства.

Истец полагая свои права нарушенными обратилась в суд с административным иском о признании указанного уведомления незаконным.

Административный истец в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, также указал, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в связи с тем, что государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества невозможна при отсутствии в едином государственном реестре недвижимости сведений, которые подтверждают существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, возражения административного ответчика, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, административным истцом поданы на государственную регистрацию права собственности в отношении объекта незавершенного строительства двухэтажную блок-секцию (жилое помещение) <адрес>.6, общей площадью 87,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, участок Мистолово, загородный жилой комплекс «Близкое», на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0713002:1105, площадью 48 914 кв.м., на 111/48914 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 47:07:0713002:1105, площадью 48 914 кв.м.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, 47-0-1-100/3046/2019-8773 Управление Росреестра по <адрес> сообщило административному истцу о приостановлении государственной регистрации права по тем основаниям, что действующее законодательство не предусматривает постановку на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства в виде жилого помещения, квартиры и многократного дома, в котором могло бы быть расположено данное жилое помещение, на государственном кадастровом учете не стоит.

Оценивая представленные доказательства, суд исходит из следующего. С ДД.ММ.ГГГГ отношения возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 указанного закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При этом согласно п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, частью 1 статьи 14 названного Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании пунктов 5 и 7 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты, межевой план. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.

Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу частей 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу положений ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ объекты незавершенного строительства это объекты, строительство которых не завершено, отнесены к объектам капитального строительства наряду с зданиями, строениями сооружениями. Объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

В соответствие с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости.

При этом, суд соглашается с выводами ответчика в части того, что объектом незавершенного строительства, исходя из смысла ст. 8 Закона, является здание или сооружение, строительство которых не завершено, при этом жилое помещение в виде квартиры, не может быть объектом незавершенного строительства, поскольку определить ее идентификационные данные, не представляется возможным.

При этом, согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом зарезервировано право общей долевой собственности на 111/48914 доли, на основании заочного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ

Также из оспариваемого уведомления следует, что истцу надлежит обратиться в суд постановивший решение, за разъяснениями, в части указания, может ли указанный судебный акт являться достаточным основанием для осуществления регистрации государственного кадастрового учета.

Согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО2 отказано, с указанием, на то, что принятие решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, достаточность представленных на государственный учет документов, а также соответствие их требованиям действующего законодательства осуществляется органом регистрации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Принимая во внимание вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, суд приходит выводу о том, что требование регистрирующего органа не противоречит положениям Закона о регистрации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным уведомления о приостановлении в государственной регистрации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Всеволожский городской суд.

Судья: